Таможенно-правовые нормы, понятие и виды  Таможенно-правовые нормы, понятие и виды
 Таможенно-правовые нормы, понятие и виды РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.

Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с этим целесообразно будет воспроиз­вести прежде всего общее определение правовой нормы.

В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма административного права оп­ределяется следующим образом.

Норма административного права есть установленное или санкционированное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства.

Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или (в широком смысле) госу­дарственного управления.

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кир­пичиком конкретного административно-правового норматив­ного акта.

Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открыва­ет путь к разномерной и многоплановой характеристике та­моженно-правовой нормы.

Нормы административного права при их классификации делятся на нормы материального и нормы процессуального административного права. Такая классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое де­ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст. 8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу­ществляют таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен­ного права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила, содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним, помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и другие статьи разд. Х ТК.                                       

Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как структура админи­стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре­мени, действие их в пространстве и по кругу лиц.

Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно ска­зать о таможенно-правовой норме.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать опреде­ленным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, пред­писываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции нормы указываются неблагоприятные послед­ствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями яв­ляются меры административной и дисциплинарной ответст­венности, а также меры пресечения.

Пределы действия указанных правовых норм во вре­мени определяются общими правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера.

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обя­зательные правила, которые Действуют в соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможен­ного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нор­мы регулируют отношения в области перемещения това­ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо­женных платежей; таможенного оформления; таможенно­го контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязатель­ное правило, установленное и санкционированное госу­дарством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо его часть) в сфе­ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото­рого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Фе­дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и дру­гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено:

"1. На территории Российской Федерации не допускает­ся установление таможенных границ, пошлин, сборов и ка­ких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво­диться в соответствии с федеральным законом, если это не­обходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

В юридической литературе встречается довольно услов­ное деление таможенно-правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы в таможенном праве уста­навливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го­сударственным таможенным комитетом Российской Феде­рации" (ст. 8 ТК).

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия определенного содержа­ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли":

"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им;

соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможен­ных органов Российской Федерации;

вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред­ставлять таможенным органам Российской Федерации от­четность об этих товарах в порядке, определяемом Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации".

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ­екта воздерживаться от совершения действий определенно­го характера. Например, ст. 167 ТК предусматривает:

"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденци­альная информация не должна разглашаться, использовать­ся таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен­ных целях, передаваться третьим лицам, а также государст­венным органам (кроме таможенных органов Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных за­конодательными актами Российской Федерации".

Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций и предприятий в сфере таможенного дела

Важное место среди субъектов таможенного права за­нимают государственные служащие, работающие как непо­средственно в таможенных органах, так и во входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на предприятиях и в организациях.

Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб­ражения относительно современного понимания характера и содержания государственной службы. Это необходимо для выявления основных черт и определения специфики служ­бы в таможенных органах, учреждениях и организациях.

Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государ­ственному механизму. Без персонала он представлял бы со­бой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.

Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как существенно отличающие­ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно­вания понимать таможенную службу как определенную сово­купность таможенных органов, учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.

В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе государственных служащих в таможенных орга­нах и учреждениях, о порядке приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов, связанных со службой в них.

    В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М. Лазарев по­лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных учреждениях, на го­сударственных предприятиях (в их администрации)". Это оп­ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти? Каков круг работников, вхо­дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания государственной таможенной службы.   То, что служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской государственной службы, не вызывает сомнений.

Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это государственная таможенная служба.  Государственная служба в таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной служ­бе", а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу­дарственная служба находится в ведении Российской Феде­рации. Более развернуто принципы государственной служ­бы сформулированы в других правовых актах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах госу­дарственной службы уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных принципов госу­дарственной службы относятся демократизм, профессиона­лизм, социально-правовая защита служащих.

Названное можно считать и основными принципами го­сударственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих.

Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется, В частности, в сменяемости тамо­женных служащих. Сменяемость кадров в таможенных ор­ганах и учреждениях обеспечивается в процессе их естест­венного обновления, в частности, связанного с уходом работ­ников по достижении соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены частич­но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив­ных актах по вопросам приема и прекращения службы в та­моженных органах, издаваемых ГТК России.

0тветственность и подотчётность лиц, находящих­ся на службе в таможенных органах и учреждениях, являет­ся важным принципом таможенной службы. Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризую­щегося, в частности, четко выраженной вертикальной под­чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, местного самоуправления и мест­ной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой катего­рии служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности (дис­циплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц таможенных органов.

Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не только общедемокра­тическое условие формирования и деятельности корпуса тамо­женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержа­нии принципа профессионализма применительно к таможен­ной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно подчерк­нуть обязательность как общей, так и специальной подготов­ки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий, региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помо­щи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной.

Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуальных аспектах регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе­ре таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де­ятельность), а также о некоторых положениях других пра­вовых отраслей — финансового, трудового, налогового, бан­ковского права; валютного законодательства; международно-правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд­ничества государств в сфере таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу­жащим, достаточно высоки, что объясняется необходимос­тью обеспечить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих.

Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп­лены в ТК. Так, в ст. 420 ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмот­рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9 ТК говорится: "В целях ...подготовки кадров и повышения их квалификации в систе­ме Государственного таможенного комитета ...действуют ...учебные заведения профессионального и дополнительного образования".

Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо­женного брокера, предприятие, обладающее правом юриди­ческого лица, должно иметь в штате специалиста по тамо­женному оформлению, получившего квалификационный ат­тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161 ТК, в которой помимо других предпи­саний содержится следующее положение: "В случае суще­ственного изменения правового регулирования таможенного дела специалист по таможенному оформлению должен в ме­сячный срок подтвердить соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования професси­онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль­шинстве разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя­щенных вопросам производства и рассмотрения дел о нару­шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.

Принцип социальной защищенности таможенных слу­жащих в той или иной мере отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий­ской Федерации. Непосредственно проблемам социальной за­щищенности посвящена гл. 62 ТК "Оплата труда, матери­ально-бытовое обеспечение и социальная защита должност­ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось, перестройка таможен­ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в по­стоянной материально-технической, финансовой и социаль­ной поддержке со стороны государства. Без этого таможен­ные органы будут просто не в состоянии решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер усложняется.

Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих, постоль­ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи­саний в области обеспечения социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.

Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса должностных лиц таможенных органов. На­пример, в ст. 428 ТК говорится, что государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес­ки закреплены: обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска; обеспе­чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное обеспе­чение данных лиц и их семей; положение о том, что обложе­ние налогом доходов, полученных должностными лицами та­моженных органов в связи с выполнением служебных обя­занностей, осуществляется применительно к условиям и по­рядку, установленным законодательством Российской Феде­рации для военнослужащих.

Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во­площен принцип социальной защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных органов, до­полняются, развиваются и конкретизируются в указах Пре­зидента и постановлениях Правительства, в нормативных ак­тах ГТК, например в Указе Президента Российской Федера­ции "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в поста­новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож­ных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г.

Более подробно о реализации рассмотренных принци­пов государственной таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных служащих.

Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа, учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание терминов "служащий" и "должность".

Должность — это элемент любой управленческой струк­туры, в том числе таможенных органов и учреждений. Приве­дем определение этого понятия, данное В. М. Манохиным: "Го­сударственно-служебная должность — это часть организаци­онной структуры государственного органа (организации), обо­собленная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее практичес­кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос­ти существуют не только в государственных органах и органи­зациях, но и в общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях. Интерес­ное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Долж­ность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".

Термин "служащий" также требует некоторых поясне­ний. В самом широком смысле слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную должность в государственной организации или общественном объеди­нении, коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Госу­дарственный таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и, во-вторых, государственно­го служащего, имеющий некоторые особенности. Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель­ных, надо подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к тем, которые применяют­ся, например, в органах внутренних дел, налоговой полиции, а также пограничной службы.

Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных и ряда других отраслей, особенностя­ми их характера, организации руководства и управления ими.

Государственный таможенный служащий — лицо, за­нимающее за вознаграждение должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в осу­ществлении таможенного дела и обладающее определен­ным объемом (кругом) прав и обязанностей.

Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо­женных служащих. В литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно, различ­ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация служащих в зависимости от видов государ­ственной деятельности; от характера труда (т. е. по стар­шинству должностей); от юридических свойств должностей (т. е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена следующая классификация государ­ственных таможенных служащих. Отметим еще раз, что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах, являющихся одним из видов органов исполнитель­ной власти, а также в государственных таможенных учреж­дениях, предприятиях и организациях.

По характеру труда (старшинству должностей) таможен­ные служащие могут быть подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены Коллегии ГТК; начальники региональ­ных таможенных управлений и таможен, таможенных по­стов; начальники управлений, отделов, других структурных подразделений таможенных органов, их заместители; дирек­тора (начальники) таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за­дач возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга­низации, структурного подразделения; в направлении и ко­ординации их деятельности, подборе и расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.

Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.

К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора, экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий, това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.

Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением делопроизводства.

Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих.

Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.

Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя.

В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а вторые — нет.

По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.

Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры, сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.).

В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не находящимся у них в служебном подчинении."

На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает пра­воохранительный характер этих органов.

Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу.

Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.

Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных органов и государственным интересам.

Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов.

Важным правовым требованием является принятие долж­ностным лицом присяги. Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе­дерации, защищать ее экономический суверенитет и безопас­ность, добросовестно выполнять свои служебные обязаннос­ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной служ­бы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК.

Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного вы­полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с ус­ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша­ется роль экономической и правовой подготовки преобла­дающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функ­ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от ру­ководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных та­моженных управлений, таможен, их структурных подраз­делений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уров­ня образования для такой категории таможенных служа­щих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, то­вароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению.

В целях повышения квалификации и организации пере­подготовки таможенных кадров в таможенной системе Рос­сийской Федерации создана постоянно действующая на раз­ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных реги­онах, на уровне таможен — система обучения и переподго­товки кадров. В нее входят Институт повышения квалифи­кации и переподготовки работников таможенных учрежде­ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обу­чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая ор­ганизационная и методическая работа, которая призвана су­щественно помочь делу образования и переподготовки тамо­женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных таможенных кадров с выс­шим образованием, а также разветвленную сеть средних спе­циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в тамож­нях и таможенных постах.

Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та­моженных органов должны быть способны по состоянию здоро­вья выполнять возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц. Но особенно важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу­ществляет таможенное дело, находится на оперативной рабо­те, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным контролем, прове­дением дознания и оперативно-розыскной деятельности, про­изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере деятельности, связанной с таможенными правонару­шениями (уголовными, административными и др.), фактор креп­кого здоровья должностных лиц, которые участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое усло­вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять специальные средства и огнестрель­ное оружие. В гл. 61 ТК подробно регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже.

Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност­ных лиц таможенных органов. Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются Прези­дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенных органов. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий долж­ностным лицам таможенных органов и организаций тамо­женной службы Российской Федерации. На основании на­званного Положения должностным лицам таможенных орга­нов и организаций присваиваются персональные звания, со­ответствующие должностям:

а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы — Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга — заместители Пред­седателя ГТК; государственный советник таможенной служ­бы II ранга — начальники управлений; государственный со­ветник таможенной службы III ранга — заместители началь­ников управлений, начальники самостоятельных отделов советник таможенной службы I, II рангов — начальники от­делов управлений, их заместители, заместители начальни­ков самостоятельных отделов, экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по ос­новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник таможенной службы II, III рангов — ведущие спе­циалисты по основной деятельности; советник таможен­ной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — специалисты I, II категорий, специалисты по основной деятельности;

б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях, подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I ранга — ректоры вузов, директор ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I, II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ, начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники таможенных лаборато­рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III рангов — заместители директоров средних специальных учеб­ных заведений, заместители директоров филиалов вузов и средних специальных учебных заведений, деканы, заведую­щие кафедрами, заведующие лабораториями, начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо­женных лабораторий, главные специалисты, главные науч­ные сотрудники, профессора; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен­ты, ведущие специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты I категории, старшие инспектора; инспектор та­моженной службы I, II, III рангов — старшие преподава­тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты, старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники, младшие научные сотруд­ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных отде­лов, другие специалисты;

в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов, советник таможенной службы I ран­га — начальники таможен; государственный советник та­моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III рангов — заместители начальников таможен; совет­ник таможенной службы I, II, III рангов, инспектор тамо­женной службы I ранга — начальники таможенных постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес­тители, главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — стар­шие инспектора, специалисты I категории; инспектор тамо­женной службы I, II, III рангов — инспектора, специалисты II категории, другие специалисты.

Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот­ветствующие новой должности знания присваиваются, как правило, по нижнему пределу.

Персональные звания действительного государственного советника таможенной службы присваиваются Президен­том Российской Федерации, а государственного советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе­дателя ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК.

Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в со­ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло­жительной аттестации. Установлены следующие сроки вы­слуги в персональном звании: инспектор таможенной служ­бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3 года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки выслуги в отношении персональных званий дей­ствительного государственного советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника та­моженной службы I ранга не устанавливаются.

Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения последовательности. Это право предоставле­но Председателю ГТК, который имеет право за особые отли­чия при выполнении служебного долга присваивать очеред­ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или обращаться в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний государственного совет­ника таможенной службы I, II, III рангов, не предусмотрен­ных по должности; при выдвижении на более высокую долж­ность присваивать работнику таможенной службы персональ­ное звание без соблюдения очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так­же в организации, подведомственные ГТК, из рядов Воору­женных Сил, правоохранительных органов, других органи­заций и учреждений, персональные звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих воин­ских званий или классных чинов.

Для должностных лиц таможенных органов устанавли­вается ношение форменной одежды. Форма одежды опреде­ляется Правительством, а правила ее ношения — ГТК. Фор­менная одежда выдается бесплатно.

К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных органов следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных лабораторий, лиц профессорско-преподава­тельского состава, руководителей и специалистов научно-ис­следовательских учреждений и учебных заведений ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов яв­ляется одним из способов оценки и выявления служебного соответствия таможенных кадров возрастающим профессиональ­ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16 марта 1992 г.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится в целях совершенствования деятельности этих ор­ганов, улучшения подбора, расстановки и воспитания кад­ров, оценки их работы, стимулирования повышения квали­фикации и ответственности за охрану государственных ин­тересов России.

При аттестации оцениваются квалификация, компетент­ность, работоспособность, добросовестность сотрудников, уро­вень их культуры, морально-нравственные качества, способ­ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис­теме. По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая ГТК, РТУ, ГНИВЦ, таможенные лаборатории, а так­же учебные заведения. Аттестация лиц руководящего соста­ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с уче­том мнения таможенного органа.

Руководство аттестацией, контроль за организацией ра­боты по ее проведению в таможенных органах осуществля­ются Управлением кадров и учебных заведений ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится один раз в четыре года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные сроки, а так­же график проведения аттестации утверждаются начальни­ком соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные жен­щины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребен­ком, включаются в очередную аттестацию не ранее чем че­рез год после выхода их на работу.

При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях снижения качества исполне­ния функциональных обязанностей или допущения сущест­венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена досрочно.

Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны­ми органами утверждаются аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря и членов комиссии из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи­телей профсоюзной организации.

Аттестационная комиссия является постоянно действу­ющим органом и строит свою деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите­лем начальника) другого таможенного органа.

Аттестационная комиссия рассматривает также вопро­сы присвоения персональных званий.

Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности приказами ГТК, проводится ко­миссией, возглавляемой первым заместителем Председате­ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика­зом других таможенных органов, проводится комиссией, воз­главляемой начальником или заместителем начальника со­ответствующего таможенного органа. Персональный состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.

Поведению аттестации предшествует необходимая под­готовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттеста­ции представляется аттестационный лист, составной частью которого является характеристика, подготовленная непосред­ственным начальником аттестуемого. Характеристика долж­на содержать оценку индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию представляется так­же аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представ­ленным на него аттестационным листом. В случае несогла­сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка­честв им могут быть представлены в комиссию мотивиро­ванные возражения.

Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуе­мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассмат­ривает представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных качеств аттестуемого долж­но проходить в обстановке требовательности, принципиаль­ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без ува­жительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион­ной комиссии должен быть подтвержден соответствующим документом.

На основе всестороннего объективного рассмотрения де­ловых и нравственных качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комис­сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а) заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии улуч­шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз­можной повторной аттестацией через шесть месяцев или год;

г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований несоответствия).

Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных ра­ботников за достигнутые ими успехи, об изменении долж­ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в долж­ности, а также высказывать предложения по повышению деловой квалификации, улучшению служебной деятельнос­ти аттестуемых лиц (с указанием мотивов, по которым дают­ся соответствующими рекомендации и предложения).

Оценка деятельности работника и рекомендации комис­сии принимаются открытым голосованием в отсутствие ат­тестуемого. Аттестация и голосование проводятся при нали­чии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттес­тационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов от числа присутствующих членов ко­миссии. При равенстве количества голосов аттестуемый ра­ботник признается соответствующим занимаемой должнос­ти. При аттестации работника, являющегося членом аттес­тационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участву­ет. Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.

Результаты аттестации (оценка и рекомендации) зано­сятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и другие документы на работни­ка, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

Результаты аттестации с выводами и предложениями сообщаются в ГТК в недельный срок после проведения ат­тестации работников таможенного органа.

По итогам аттестации издается приказ по таможенному органу, в котором отражается принятое соответствующим руководителем с учетом оценок и рекомендаций аттестацион­ной комиссии и при соблюдении действующего законодатель­ства решение о материальном или моральном поощрении от­дельных работников за достигнутые ими успехи, применении должностных окладов в пределах минимальных и максималь­ных размеров по соответствующей должности, установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, на­правлении на повышение деловой квалификации, повышении или понижении в должности, об освобождении от занимаемой должности работника, признанного не соответствующим за­нимаемой должности по результатам аттестации, или обра­щается внимание аттестованных лиц на имеющиеся недостатки в исполнении ими служебных обязанностей.

Указанные решения принимаются в срок не более двух месяцев со дня аттестации работника. По истечении указан­ного срока понижение должностного оклада, уменьшение или отмена надбавок к нему, перевод на ниже оплачиваемую долж­ность, освобождение работника от должности по результа­там данной аттестации не допускается. Время болезни ра­ботника в двухмесячный срок не засчитывается.

Освобождение от занимаемой должности работника, при­знанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, производится на основании, предус­мотренном п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР (обнаружившееся несоот­ветствие работника занимаемой должности или выполняе­мой работе вследствие недостаточной квалификации либо со­стояния здоровья, препятствующих продолжению данной ра­боты). Трудовые споры, связанные с освобождением от долж­ности работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

По итогам аттестации кадров администрацией таможен­ного органа с участием профсоюзной организации разрабатываются мероприятия по выполнению рекомендаций, вы­сказанных в ходе ее проведения, по устранению имеющихся недостатков в профессиональной подготовке сотрудников, воспитательной работе в коллективе и обеспечивается контроль за их исполнением. Управление кадров и учебных заседаний ГТК осуществляет постоянный контроль за выпол­нением требований рассмотренного Положения о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов, прини­мает меры по совершенствованию проведения аттестации, повышению квалификации кадров, улучшению их воспита­ния, обобщает и распространяет положительный опыт этой работы;

ТК предусматривает гарантии надлежащего исполне­ния должностными лицами таможенных органов своих слу­жебных обязанностей. Установлено, что должностные лица указанных органов при исполнении служебных обязаннос­тей являются представителями власти и находятся под за­щитой государства. Таким образом, должностные лица вы­деляются среди других категорий таможенных служащих. Их правовой статус отличается определенной спецификой: как представители власти при исполнении служебных обя­занностей должностные лица таможенных органов в рамках своей компетенции имеют право предъявлять государствен­но-властные требования, давать предписания, указания от имени государства и применять меры воздействия к орга­нам, организациям и лицам, не находящимся в их подчине­нии. Согласно ст. 422 ТК "Обязательность для исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа Российской Федерации" законные распо­ряжения или требования (т. е. находящиеся в пределах ком­петенции и соответствующие действующему таможенному за­конодательству) должностного лица таможенного органа обя­зательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должност­ными лицами и иными работниками, а также физическими лицами. Применительно к таможенному делу и таможенной службе категории "должностное лицо" и "представители влас­ти" совпадают, что отчетливо видно из содержания ч. 1 ст. 421 ТК. Например, начальник таможни является не только долж­ностным лицом, но и представителем власти. Мнение, что пред­ставителями власти могут быть не только должностные лица, но и другие категории государственных служащих (например, специалисты различных категорий, эксперты), в отноше­нии таможенной службы представляется весьма спорным.

Существенным моментом для характеристики статуса должностных лиц является то, что они находятся под защи­той государства. Соответствующая принципиально важная правовая норма содержится в самом ТК.

В соответствии с законом должностные лица таможен­ных органов при исполнении возложенных на них обязан­ностей руководствуются только законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации и международ­ными договорами. Это одно из проявлений принципа закон­ности применительно к правовому статусу указанных долж­ностных лиц.

Должностные лица таможенных органов подчиняются только непосредственному и прямым начальникам. Это озна­чает, что должностное лицо подчиняется, во-первых, своему непосредственному начальнику и, во-вторых, вышестояще­му прямому начальнику. Это положение, как и ранее приве­денные, должно рассматриваться во взаимосвязи со следую­щими правовыми предписаниями, содержащимися в ст. 421 ТК. Приведем и кратко проанализируем их. Незаконное воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществление этим должностным лицом действия не допускается и влечет ответ­ственность, устанавливаемую ТК. Никто не имеет права по­нуждать должностное лицо таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные органы законо­дательством Российской Федерации. При получении приказа или указания, явно противоречащих законодательству, долж­ностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться положениями законодательства.

Особенно актуально первое из приведенных положений. Не секрет, что встречаются попытки со стороны органов ис­полнительной власти субъектов Федерации вмешиваться в деятельность таможенных органов или воздействовать раз­ными путями и способами на принятие решений их долж­ностными лицами. Эти попытки незаконны: таможенные ор­ганы характеризуются строго вертикальной подчиненностью; они не подчинены никаким органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К сожалению, иногда имеют место факты незаконного воздействия со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц на принятие решений нижестоящими органами. Это наносит ущерб авторитету первых и серьезно осложняет деятельность вторых.

Упомянем еще одно предписание, содержащееся в ТК и имеющее отношение к статусу должностных лиц. Речь идет о том, что создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих полити­ческие цели, не допускаются в таможенных органах. Долж­ностные лица этих органов в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и других обще­ственных объединений, преследующих политические цели.

Законодательством установлены определенные ограни­чения, касающиеся занятия должностных лиц таможенных органов некоторыми иными видами деятельности. Эти лица не имеют права заниматься предпринимательской деятель­ностью, в том числе через посредников; быть поверенными у третьих лиц по таможенным вопросам; выполнять какую-либо оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой; выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам граж­данско-правового характера; оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то ни было не пред­усмотренное законодательством Российской Федерации со­действие лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами; органи­зовывать забастовки и участвовать в их проведении.

К числу гарантий надлежащего исполнения должност­ными лицами таможенных органов своих служебных обя­занностей относится возможность применения ими физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия. ТК и иными правовыми актами Российской Федерации предус­мотрены случаи и порядок, при которых должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Статьями 422—423 ТК предусмотрено, что должностные лица таможенных органов не несут ответственности за мораль­ный, физический и имущественный вред, причиненный право­нарушителю применением в предусмотренных ТК случаях фи­зической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого проти­водействия. В указанных статьях регламентируются усло­вия и правила применения должностными лицами физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При их применении должностное лицо обязано: предупре­дить о намерении применения, предоставив при этом достаточ­но времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непо­средственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, а также при внезапном или воору­женном нападении, нападении с использованием боевой техни­ки и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является не­уместным или невозможным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление до врачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможен­ного органа или лицо, его замещающее; стремиться в зависи­мости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодейст­вия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения тяжких телесных повреждений.

Должностные лица таможенных органов обязаны прохо­дить специальную подготовку, а также периодическую про­верку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу для пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодо­ления сопротивления, пресечения неповиновения законным распоряжениям и требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам и транспортным сред­ствам, находящимся под таможенные контролем, иных дей­ствий, препятствующих выполнению возложенных на этих должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение этих обязанностей.     Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые ве­щества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов или иных лиц;

2) для отражения нападения на здания, строения, соору­жения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспорт­ные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для освобождения названных объектов в случае их захвата;

3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление, иное противодей­ствие либо могут причинить вред окружающим или себе;

4) для пресечения оказываемого должностному лицу та­моженного органа физического сопротивления;

5) для остановки транспортного средства, водитель ко­торого не выполнил требование должностного лица таможен­ного органа остановиться;

6) в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных на должностное лицо таможен­ного органа обязанностей.

Запрещается применять специальные средства в отно­шении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме слу­чаев оказания ими вооруженного сопротивления, соверше­ния группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необхо­димости должностное лицо таможенного органа при отсутст­вии специальных средств вправе применять огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства.

Полный перечень специальных средств, используемых в таможенных органах, определяется Правительством.

При исполнении служебных обязанностей отдельные категории должностных лиц таможенных органов, опреде­ляемые ГТК, наделяются правом ношения, хранения огне­стрельного оружия и пользования им.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах, определяется Правительством Российской Федерации.

Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять огнестрельное оружие в ка­честве крайней меры в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц таможенных органов. Попытка лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокра­щения указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию рассматривается как попыт­ка завладения этим оружием;

3) для отражения группового или вооруженного нападе­ния на здания, строения, сооружения и транспортные сред­ства, принадлежащие таможенным органам или используе­мые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем;

4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающе­гося выполнить законное требование о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может быть исполь­зовано должностными лицами таможенных органов в следу­ющих случаях:

1) для остановки транспортных средств путем их повреж­дения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

2) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью работников таможенных органов;

3) для предупреждения о намерении применить огнестрель­ное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отно­шении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооружен­ного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа обязано незамедлительно письменно доложить начальнику таможенного органа или лицу, его замещающему, которые сообщают об этом про­курору в течение 24 часов с момента применения огнестрель­ного оружия.

В законодательстве четко и развернуто регламентиру­ются вопросы оплаты труда должностных лиц таможен­ных органов, их материально-бытового обеспечения и со­циальной защиты. Этим вопросам, решение которых явля­ется жизненно важным для указанных лиц, посвящена спе­циальная глава ТК; и в той или иной мере они решаются во многих статьях, помещенных в других главах этого комплексного закона, а также в иных правовых актах. Выделим наиболее существенные моменты, характеризующие рассматри­ваемую сторону правового статуса должностных лиц.

Принципиальное значение имеет содержащееся в ст. 428 ТК положение: "Государство гарантирует повышенные ус­ловия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспе­чения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в целях создания матери­альных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей". Это очень важное общее положение раскрывается и конкретизируется в ряде других статей ТК и в иных правовых актах. Оплата труда должностных лиц таможенных органов состоит из должност­ных окладов, окладов по специальным званиям, надбавок за знание иностранного языка, за выслугу лет, иных надбавок. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных орга­нов устанавливаются в соответствии со статусом этих орга­нов как правоохранительных.

За работу сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени, а также за работу в ноч­ное время, выходные и праздничные дни должностным ли­цам таможенных органов предоставляется компенсация в со­ответствии с законодательством Российской Федерации о тру­де. Речь идет, в частности, о ст. 42 КЗоТ о нормальной про­должительности рабочего времени; о ст. 90 КЗоТ об оплате работы в ночное время; о ст. 89 КЗоТ об оплате работы в праздничные дни и ст. 64 КЗоТ о компенсации за работу в выходной день.

ТК предусмотрена выплата пособий в случае гибели должностного лица таможенного органа, получения им те­лесных повреждений и возмещения материального ущерба. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погиб­шего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного годового денежного содер­жания погибшего по последней занимаемой им в таможен­ных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное посо­бие в размере среднемесячного заработка погибшего по пос­ледней занимаемой им должности до наступления совершен­нолетия или появления самостоятельного источника дохода, учащимся дневных отделений высших или средних специ­альных учебных заведений — до окончания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормиль­ца в размере среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного орга­на в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность в даль­нейшем заниматься профессиональной деятельностью, ука­занному лицу выплачивается единовременное пособие в раз­мере пятикратного годового денежного содержания по пос­ледней занимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение десяти лет — разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой долж­ности и размером пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовре­менное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица та­моженного органа или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязан­ностей, возмещается в полном объеме. Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производит­ься из средств федерального бюджета с последующим взыс­канием этих сумм с виновных лиц.

Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на осно­вании приговора суда или постановления следственных ор­ганов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.

Возмещение ущерба, причиненного имуществу, произ­водится по решению (приговору) суда.

Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа, используемое для исчисления размеров еди­новременных пособий, включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.

Среднемесячный заработок определяется в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации для возмещения работодателями вреда, причиненного работни­ками увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими тру­довых обязанностей.

Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится таможенным органом, в котором ра­ботал потерпевший до момента гибели, получения телесного повреждения или причинения ущерба имуществу, а в случае, если этот орган реорганизован или ликвидирован, — его правопреемником или вышестоящим органом.

Суммы пособий и возмещения имущественного ущерба налогами не облагаются.

ТК предусматривает обязательное государственное лич­ное страхование должностных лиц таможенных органов.

Эти лица подлежат обязательному государственному лич­ному страхованию за счет средств федерального бюджета. Страховая сумма выплачивается:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного должност­ного лица в период службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболева­ния, полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) — в размере 12,5-кратного годового денежного содержания;

2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период служ­бы до истечения одного года после увольнения из таможен­ных органов:

инвалиду I группы — в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;

инвалиду II группы — в размере 5-кратного годового денежного содержания;

инвалиду III группы — в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;

3) в случае получения застрахованным в связи с испол­нением служебных обязанностей тяжкого телесного повреж­дения — в размере годового денежного содержания, а в слу­чае получения менее тяжкого телесного повреждения — в размере полугодового денежного содержания.

Страховая сумма по данному виду страхования выпла­чивается независимо от выплат по другим видам страхова­ния и выплат в порядке возмещения вреда.

Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая.

Иные условия и порядок осуществления обязательного го­сударственного личного страхования должностных лиц тамо­женных органов Российской Федерации определяются догово­ром между ГТК и государственной страховой организацией.

Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных органов в связи с исполнением слу­жебных обязанностей, осуществляется применительно к ус­ловиям и порядку, установленным законодательством Рос­сийской Федерации для военнослужащих.

Отпуск должностного лица таможенного органа. Долж­ностному лицу таможенного органа предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 кален­дарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда.

Должностному лицу таможенного органа, работающему в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатичес­кими условиями, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней.

Должностному лицу таможенного органа предоставля­ется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск сле­дующей продолжительности:

после 10 лет службы в этих органах — 5 календарных дней;

после 15 лет службы — 10 календарных дней; после 20 лет службы — 15 календарных дней. Обеспечение должностных лиц таможенных органов жилой площадью, телефоном и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях. Лицам, назна­ченным на должность в таможенных органах, жилая пло­щадь в виде отдельной квартире или дома по установленным законодательством нормам предоставляется органами мест­ного самоуправления в первоочередном порядке и не позд­нее одного года с момента назначения на должность.

Таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, определяемом Правительством Рос­сийской Федерации.

При оплате жилой площади, коммунальных услуг, а так­же топлива должностным лицам таможенных органов предо­ставляется скидка в размере 50 процентов.

Должностные лица таможенных органов имеют право на получением беспроцентных ссуд на индивидуальное и ко­оперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета.

Органы местного самоуправления продают на льготных условиях жилье должностным лицам таможенных органов в собственность с оплатой 50 процентов его стоимости.

За должностными лицами, прослужившими в таможен­ных органах не менее 20 лет, после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья и опла­ту жилых помещений на льготных условиях.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не позднее одного года со дня гибели долж­ностного лица таможенного органа.

Должностным лицам таможенных органов квартирные телефоны устанавливаются в течение года со дня подачи заявления.

Места в детские дошкольные учреждения детям долж­ностных лиц таможенных органов предоставляются органа­ми местного самоуправления в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Регламентированы право, должностных лиц таможен­ных органов при проезде и нахождении в служебных коман­дировках. Должностные лица таможенных органов имеют право по предъявлении служебного удостоверения бесплат­но пользоваться на всей территории Российской Федерация всеми видами общественного транспорта городского, приго­родного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — любым попутным транспортом. Должностным лицам таможенных органов, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компен­сация в установленных размерах.

Должностное лицо, направленное в служебную коман­дировку, пользуется правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размеще­ние вне очереди в гостинице по служебному командировоч­ному удостоверению.

Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов и их семей. Пенсионное обеспечение осуществляет­ся ГТК применительно к условиям, нормам и порядку, уста­новленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут­ренних дел, и их семей.

За должностными лицами таможенных органов после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслу­живания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.





      ©2010