Судебная власть, ее общая характеристика
Введение. В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой
просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность
государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная
власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы
рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но
важна она не только своим существованием, а действительностью и
применимостью в реальной жизни нашего общества. К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России.
Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства
реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и
давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные
правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,
неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут
полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.
Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала
коррумпированность судей. В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь
высший судебный орган для России и ее граждан.
Глава 1.
Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти Государственная власть – это публично-политическое отношение
господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное
принуждение. Характерные черты государственной власти[1]: 1)распространяется на всё общество 2)носит публично-политический характер 3)опирается на государственное принуждение 4)осуществляется специальными лицами, чиновниками 5)система налогов 6)деление населения по территориальному признаку Основа построения системы органов государственной власти - разделение
государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской
федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны».[2] Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью
власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как
реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате
органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и
социальные процессы[3]. Субъектом, осуществляющим её, является только суд,
обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими
полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение
людей и на процессы, происходящие в обществе. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на
принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и
свобод человека — обязанность государства. В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь
высший судебный орган для России и ее граждан.
Глава 2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков. Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -
судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,
возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем
конституционного, гражданского, уголовного, административного и
арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих
гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная
власть призвана охранять право, правовые устои государственной и
общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в
правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не
может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности
суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и
законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,
правовой государственности в целом.[4] Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных
признаков [5]: 1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют
государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,
реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей
государственной власти, установленная Конституцией и другими законами. 2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных
на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять
правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в
России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и
арбитражных заседателей[6]. В соответствии с Всеобщей декларацией прав
человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на
основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с
соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом
[7]. 3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную
власть вправе осуществлять только суды[8]. Важнейшая функция судебной
власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации
принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в
преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию. 4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики
судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону [9]. Независимость судебной
власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться
воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию
по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не
делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо
санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют
самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной
власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не
входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. 5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной
власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно
регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении
конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной
процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван
обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную
власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений,
охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную
власть. 6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной
власти[10]. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая
начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта
деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным
законом и протекает в процессуальных формах. 7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их
полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими
федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не
вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею
законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том
числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону [11]. Особой юридической силой обладает
толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом
Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех
органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[12]. Глава 3. Система органов, осуществляющих судебную власть. Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе
«О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России
осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и
арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать
на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не
предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о
судебной системе, не допускается. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от
законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Судебная система — совокупность всех действующих в Российской
Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством
задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,
построенная с учетом федеративного и административно-территориального
устройства государства[13]. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: . установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ; . соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; . применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; . признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; . законодательного закрепления единства статуса судей; . финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации,
составляющие судебную систему Российской Федерации. Систему федеральных судов составляют: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды
субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые
судьи. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в
форме конституционного судопроизводства[14]. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт
разъяснения по вопросам судебной практики[15]. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим
экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной
деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную
власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из
правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между
предприятиями , учреждениями, организациями, являющимися юридическими
лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица и имеющих статус
предпринимателя[16]. И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды
представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей
судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного
строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и
правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной
системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем
установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми
судами установленных правил производства, применения всеми судами
Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности
исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской
Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов
судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая
из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не
вмешивается в деятельность других. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ,
Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов
автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-
Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции
входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды
гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок
назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов
общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом
РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и
административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в
соответствии с административно-территориальным делением государства - так
называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6
краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд
автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных
им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других
воинских формирований - военные суды. Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды
республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации.
Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является
нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах
административно-территориальных образований, так и вне их границ. Одной из важных характеристик судебной системы является понятие
«судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей
юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные
одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое
место в судебной системе. По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев
(уровней): . основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народные суды; . среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов; . высшее звено — Верховный Суд РФ. Подобным образом подразделяются военные суды: . основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; . среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; . высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ. Так же подразделяются и арбитражные суды: . основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации . среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять); . высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ. По процессуальной компетенции суды подразделяются на: . суды первой инстанции; . суды второй (кассационной) инстанции; . суды надзорной инстанции. Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных
дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и
обоснованности этих решений). Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью
осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения
иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции
могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное
количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают
районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные
дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда
Российской Федерации[17]. Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей
доказательств и установлении истины. В результате разбирательства
уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения,
которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом
срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную
силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,
потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд
второй инстанции. Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной
и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд
Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или
кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность
решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен: . признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения; . установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу. По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции
выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не
подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно
может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора. Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе
(председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры
республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители)
проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений
суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо
нижестоящей надзорной инстанции. Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов
субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в
судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в
деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная
инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или
отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела
на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со
стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.
Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или
определения коллегий) вступают в законную силу немедленно. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой
инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и
проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ. Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и
«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних
судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной
и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор,
но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об
оценке доказательств, характере решения. Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в
главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в
заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из
органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд. Заключение. В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной
власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных
признаков, так же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть
в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы»
и «судебная инстанция». В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой
курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на
значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то,
принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс,
новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-
правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют
еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях
повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо
обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для
органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие
с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и
послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала
основополагающие принципы работы судебной власти, но не может
регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого
необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов,
регламентирующих осуществление правосудия в наше время . Список литературы. 1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар- 1998. 2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М-1999. 3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. 4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996. 5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 Конституция Российской Федерации (от 12.12.93) 6. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации (от 31.12.96) 7. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48) 8. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94) 9. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00) -----------------------
[1] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр.125
[2] Конституция РФ ст.10
[3] К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.
[4] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М-1996 г. стр. 84–85.
[5] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.
[6] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.
[7] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.
[8] Закон о Судебной системе ст. 1
[9] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2
[10] Конституция РФ ст. 118,
[11] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2
[12] Закон о Конституционном Суде ст. 106
[13] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.49
[14] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр. 148
[15] Конституция РФ ст.126
[16] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр. 152
[17] Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38
|