Судебная реформа . Органы суда по “судебным уставам“
Судебная
реформа . Органы суда по “судебным уставам“.
Стремление
правительства сделать суд “ бессословным, скорым, состязательным и правым “ ( в
первую очередь - бессословным ), очевидно, объясняется крайней
нерациональностью, запутанностью, громоздкостью и неэффективностью, которой
отличался российская дореформенная система судопроизводства. Это объяснялось
прежде всего тем, что ранее существовали специальные суды для дворян, крестьян,
горожан, межевые, совестные суды и т.д.
До 1861 года на
рассмотрение госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению
существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был
разослан проект “ Основных положений судоустройства “. В этих Положениях были
сформулированы принципы бессословности суда, отмены системы формальных
доказательств и определения об “ оставлении в подозрении “. К новым принципам
также относилась идея отделения чуда от администрации, разделение судебной и
обвинительной властей, введение института присяжных заседателей.
Для будущей
реформы была также выбрана континентальная модель суда присяжных с ее
постановкой вопроса: “ Виновен ли подсудимый? “ ( в отличие от английской, где
вопрос звучит: “ Совершил ли подсудимый данное деяние? “).
В ноябре 1864
года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы:
Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о
наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Было введено
разделение судов на общие и специальные.
Существовал
также и низший мировой суд.
Волостные суды
( создавались для крестьян и были сугубо сословными ). Они рассматривали иски
до 100 руб. И мелкие уголовные дела ( драки и т.п. ).
Суд присяжных
распространялся по России до 1896 года.
Существовали
мировые округа, в свою очередь делившиеся на участки. Для участков на земском
собрании выбирался мировой судья, добавочные и “почетные” мировые судьи (
учитывая весьма высокий имущественный ценз ).
Мировой суд
становился первой инстанцией по уголовным и гражданским делам. Принимали
решения по делам, принадлежавшим их участкам. Он имел право налагать штрафы до
300 руб., рассматривать иски до 500 руб. Дела рассматривались по принципам
гласности, бессословности и выборности суда.
Мировой округ
включал, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые
участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.
Окружные суды
учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым
институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (
окружных судов ), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела
о “ преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с
лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и
преимуществ “. При окружных судах учреждался институт следователей,
осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование
преступлений, совершенных на закрепленных за ними участках.
Апелляции
подавались в уездный съезд мировых судей, который заседал два раза в год по
несколько дней. Надо было подать апелляцию именно в этот срок. Обжаловать
решение съезда можно было только в высшей инстанции ( в кассационном порядке ).
Институт суда
присяжных был введен только в окружных судах. Апелляция на решения присяжных
была разрешена только в кассационном порядке и только в судебную палату.
Присяжным
заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом
оседлости ( два года ). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в
которые включались почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных
юристов ), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из
крестьян, прочие лица, обладавшие недвижимостью или доходом. Не могли включаться
в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки
служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на
год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал
тридцать очередных и шесть запасных заседателей.
Высшая судебная инстанция - Сенат (
департаменты и особые присутствия). Особые присутствия создавались для решения
чрезвычайно важных, особых дел.
Кассационные
департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение “ прямого
смысла законов “, просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по
вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях ( в особом
порядке судопроизводства ).
1889 г. - “
Положение о земских и церковных начальниках “:
Упразднялись
мировые судьи ( кроме крупных городов ) . Земские начальники назначались
непосредственно министром внутренних дел. Почетные судьи сохранялись.
Кассация - это
опротестование решения по основанию неправильного применения правовой нормы (
допускалась 2 раза ).
Апелляция (
допускалась лишь один раз ) - это, в сущности, решение дела заново.
Субъекты тяжбы
обязательно должны быть правоспособны и дееспособны (исключение -
несостоятельные должники - лица, лишенные прав состояния и лица, находящиеся
под опекой ).
Соучастники
дела: присяжные поверенные ( по современной западной терминологии -
адвокаты ).
Судьи были
независимы от начальства, однако сохранялась прежняя система наград и
поощрений, что позволяет говорить о возможности некоторого воздействия на судей
путем поощрений ( предположение Корнилова ). Судьи не могли толковать законы.
Существовал механизм отвода судей ( по причинам материальной заинтересованности
в деле, родственных связей и т.п. ).
В уголовных
процессах со стороны обвинения в рассмотрениях дел участие принимал прокурор.
От лиц неграмотных, от монахов, белого
духовенства, лиц, отлученных от церкви, несостоятельных должников и т.д.
участие в процессах принимали особые поверенные
Подведомственность:
гражданские дела рассматривались в судах по месту жительства ответчика;
уголовные дела - по месту совершения преступления.
Иностранцы -
судились по праву своих государств; было разрешено судиться с дипломатами (
через МИД ).
Существовали
также и судебные палаты, на которые возлагались дела по жалобам и протестам на
приговоры окружного суда, и дела о должностных и государственных преступлениях
по первой инстанции. Рассмотрение дел - при участии “ сословных представителей
“: губернского и уездного представителей дворянства, городского головы данного
губернского центра и волостного старшины.
По общему мнению, судебная реформа 1864 года
была наиболее целостной из всей серии “ Великих Реформ “, началом которых
явилась отмена крепостного права в России. Введение в стране по-настоящему
цивилизованной судебной системы не могло не оказать благотворного влияния на
развитие российского общества в целом. Эта реформа заложила предпосылки к
дальнейшей (возможной ) демократизации русского общества. Несмотря на
сохранение в стране института формально неограниченной монархии, тотальный
психологический диктат государства над обществом был резко ослаблен, и даже
принимая во внимание многочисленные трудности политического характера, видимо,
можно утверждать, что и общество в целом, и личность в частности получили
определенную самостоятельность и независимость. О том, насколько высока была
степень освобождения социального менталитета от примата государственной воли
могут, кстати, свидетельствовать и такие перегибы, как небезызвестное дело Веры
Засулич.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|