Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик
Содержание
1. Введение стр. 3
2. Сравнительный анализ конституций
Литвы и Латвии стр. 4
3. Заключение стр.17
4. Список использованной литературы стр.
Введение
В данном реферативном труде, я на основе конституций Литвы и Латвии, попытаюсь произвести анализ-разборку основных параллелей и расхождений приведенных в них.
Почему же из всего обилия стран, с конституционным режимом правления, я использовал в своей работе именно конституции этих двух государств, то на это, я могу отметить следующее, что исторические процессы развития Литвы и Латвии во многом имеют общие черты развития. И несомненно, мой интерес вызван и тем, что трагичность исторического развития и становления их на ноги, в сущности своей, очень напоминают исторические процессы общественного развития сознания народа Эстонии.
Как и любая другая конституция, конституции Литвы и Латвии создавались ценой огромнейшего труда многих и многих миллионов людей, живших и проживающих на территории этих государств.
И прежде чем, приступить к рассмотрению и сравнению конституции, следует непременно отметить, что же является конституцией и какое смысловое значение вложено в данное слово. И так, конституция (от лат.слова constitutio – устройство), является основным законом любого конституционного государства мира, который определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов государственной власти, избирательной системы, основных прав и обязанностей граждан.1
Сравнительный анализ конституций Литвы и Латвии. Прежде чем, мы с Вами, перейдем к непосредственному рассмотрению конституций, следует отметить, что конституции Литвы и Латвии, являются свободным волеизъявлением народа этих государств.
Литва
Латвия
1. конституция Литовской Республики была принята путем референдума 25 октября 1992 года
1. конституция Латвийской Республики была принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года.
Исходя из выше приведенных данных, следует отметить, что правительство Латвийского государства непосредственно после получения статуса независимого государства, приняло Конституцию Латвийской Республики по состоянию на 1922 год, тогда как, правительство Литовской Республики пошло на создание совершенно новой Конституции, но опираясь на текст, ранее имевшего быть место Конституции.
Литва
Латвия
2. состоит из XIV глав, и имеет 154 статьи конституции.
2. состоит из VII разделов и имеет 88 пунктов конституции.
При рассмотрении первых частей конституций Литвы и Латвии можно отметить, что данные государства провозглашаются независимыми, суверенными и суверенная власть принадлежит народу этих государств, чье волеизъявление осуществляется через представителей избранных демократическим путем.
Литва
Латвия
3.Государственной атрибутикой является:
- флаг: желтый, зеленый, красный;
- герб: белый Витис на красном фоне;
- гимн: «Национальная песнь» В.Кудирки;
- столица: Вильнюс.
3.Государственной атрибутикой является:
- флаг: красный с белой полосой;
Здесь же следует отметить, что в отличии от Литовского варианта конституции, в Латвийском отсутствует ссылка на гимн и столицу данного государства.
При анализе статей конституции отвечающих за описание государства, места человека в государстве (обществе), я отметил, что в варианте конституции Литвы права и обязанности гражданина этой страны очень подробно описаны, тогда как, в конституции Латвии, ссылки на права и обязанности я не нашел, за исключением того, что активным избирательным правом гражданин Латвии обладает с 18 лет. То есть, из данного контекста следует, что граждане Литовской Республики, имеют более сильную, моральную и социальную поддержку со стороны своего государства, которое в варианте своей конституции более конкретнее указывает на значимость каждого гражданина для государства и общества, что к сожалению нельзя отметить в отношении граждан Латвии.
И так, от прав и обязанностей граждан мы перейдем к рассмотрению высших законодательных органов Литвы и Латвии.
Литва
Латвия
4. Сейм:
- состоит из 141 члена, избираемых сроком на четыре года на основе прямых, всеобщих, равных и путем тайного голосования.
- Возрастной ценз для представителя Сейма 25 лет;
- Личность члена Сейма неприкосновенна, без согласия Сейма его нельзя привлечь к уголовной ответственности, хотя за оскорбление личности или клевету он может привлекаться к ответственности в общем порядке;
- Президиум Сейма состоит из Председателя Сейма и его заместителя;
- открывает первое собрание Сейма старейший из представителей Сейма;
- право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а так же законодательной инициативой обладают граждане Литовской Республики ( 50 тысяч граждан могут представить проект закона, который Сейм обязан рассмотреть);
- Члены Сейма за грубое нарушение Конституции либо за нарушение присяги, а также при выявлении факта преступления большинством 3/5 голосов всех членов Сейма могут быть отстранены от занимаемых должностей или лишены мандата члена Сейма.
4. Саэйм:
- состоит из 100 представителей народа, избираемых сроком на три года на основе прямого, всеобщего, равного, тайного и пропорционального голосования;
- Возрастной ценз для представителя Саэйма 21 лет;
- Личность члена Саэйма неприкосновенна, без согласия Саэйма его нельзя привлечь к уголовной ответственности;
- Президиум Саэйма состоит из председателя Президиума, его двух товарищей и секретарей;
- открывает общее собрание Саэйма председатель предыдущего Саэйма или, по поручению президиума другой член президиума;
- право законодательной инициативы принадлежит членам Саэйма;
- Саэйм обладает правом амнистии.
Литва
Латвия
5. Президент:
- избирается гражданин Литовской республики по происхождению, которому на момент выборов исполнилось не менее 40 лет, и который не менее 3-х лет проживает постоянно на территории Литвы;
- избирается сроком на 5 лет и не может быть избран более 2-х раз подряд;
- избирается гражданами Литовской Республики на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования;
- выборы проводятся в последнее воскресенье за два месяца до истечения срока полномочий президента;
- После роспуска старого Сейма, вновь избранный Сейм большинством голосов 3/5 всех членов Сейма в течение 30 дней со дня первого заседания могут объявить досрочные выборы Президента государства;
- Президент назначает Премьер-министра, поручает ему создание Правительства Республики;
- Представляет государство в международных отношениях;
- Личность Президента Республики неприкосновенна: до тех пор, пока он исполняет свои обязанности;
- Он может быть досрочно отстранен от обязанностей только в случае грубого нарушения Конституции или присяги, а также в случае выявления факта совершения преступления;
- Вопрос отстранения Президента Республики решается Сеймом в порядке процесса импичмента;
- Президент республики имеет резиденцию.
5. Президент:
- избирается гражданин Латвийской республики которому на момент выборов исполнилось не менее 40 лет;
- избирается сроком на 3 года, одно и то же лицо не может быть президентом более 6 лет подряд;
- избирается закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса членов Саэйма;
- если на проводимом народном голосовании более половины голосов против роспуска действующего Саэйма, то Президент государства считается смещенным и Саэйм избирает нового Президента на остающийся срок полномочий смещенного Президента;
- так же по предложению не менее половины всех членов Саэйма, Саэйм на закрытом заседании большинством голосов не менее 2/3 всех членов Саэйма может постановить о смещении Президента государства, и незамедлительно избирает нового;
- Президент назначает лицо, которому поручает создание Кабинета министров;
- Представляет государство в международных отношениях;
- Ему принадлежит право законодательной инициативой;
- Является руководителем вооруженных сил государства;
- Ему принадлежит право помилования преступников;
- Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет;
- Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия большинства членов Саэйма, не менее 2/3 голосов.
Рассмотрев деятельность Президентов Литовской и Латвийской Республик, следует отметить, что в Литовской Республике, на мой взгляд, выборы Президента этой страны являются подлинно демократичными, так как, в этом выборе народ имеет решающую роль в проявлении своего волеизъявления, и, что именно народ выбирает того самого достойного представителя, которому они полностью доверяют. Тогда как, на примере Латвийской Республики видно, что Саэйм, властью, данной ему от имени народа, может избирать Президентом того человека, которого именно члены Саэйма считают достойным, при этом мнение народа Республики остается в тени.
Литва
Латвия
6. Правительство:
- составляют Премьер-министр и министры;
- Премьер-министр с одобрения Сейма назначается Президентом республики;
- Министры с одобрения Президента Республики назначаются Премьер-министром;
- Премьер-министр и министры приносят клятву на верность государству;
- Правительство Литовской Республики несет солидарную ответственность перед Сеймом за общую деятельность Правительства;
- Министр руководит министерством, решает относящиеся к компетенции министерства вопросы;
- Премьер-министр им министры не могут быть привлечены к уголовной ответственности и т.д. без согласия на то Сейма или Президента (в перерывах между сессиями Сейма);
- Правительство или отдельные министры должны отчитаться за проделанную работу перед Сеймом;
- Отставка Правительства или министра принимается Президентом Республики.
6. Кабинет министров:
- состоит из Президента министров и приглашенных им министров;
- кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом государства;
- кабинету министров починены органы государственного управления;
- Президент министров и министры несут ответственность за свою деятельность перед Саэймом;
- В случае если, Саэйм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет, а если недоверие выражено отдельному министру, то в отставку подает только министр;
- Кабинет министров обсуждает выработанные министерствами законопроекты и вопросы, связанные с ним;
- В случае угрозы, Кабинет министров вправе ввести чрезвычайное положение, доведя об этом в течение 24 часов до Саэйма;
- Министры имеют право принимать участие в заседаниях Саэйма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.
После рассмотрения деятельности Правительства Литовской Республики и деятельности Кабинета министров Латвийской Республики можно сделать вывод о том, что схема работы их совпадает.
Далее мы рассмотрим статьи Конституций связанных с деятельностью судов на территории Литвы и Латвии.
Литва
Латвия
7. Конституционный суд:
- принимает решения о соответствии законов и других актов Сейма Конституции;
- Конституционный суд состоит из 9 судей, назначаемых сроком на 9 лет и только на один срок полномочий;
- Состав Конституционного суда каждые три года обновляется на одно треть;
- Решения Конституционного суда, являются окончательными и обжалованию не подлежат;
- Полномочия судьи Конституционного суда прекращаются:
* по истечении срока полномочий;
* в случае его смерти;
* в случае его отставки;
* при невозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья;
* в случае импичмента.
8. Суд:
- осуществляется только судами;
- Судья и суды, являются независимыми и подчиняются только закону;
- Судья не может применять закон противоречащий Конституции;
- Судами являются;
* Верховный суд Литвы;
* Апелляционный суд Литвы;
* Окружные и апилинковые суды;
* Так же могут быть утверждены специализированные суды.
- судьями могут быть только граждане Литовской республики;
- судья не может участвовать в деятельности политических партий и иных политических организаций;
- разбирательство дел во всех судах ведется открыто;
- судопроизводство ведется на государственном языке.
7. Конституционный суд:
- который, в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию;
- в праве признать утратившими силу законы и другие акты или их части;
- судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Саэймом закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса всех членов Саэйма.
8. Суд:
- перед законом все граждане равны;
- судьи независимы и подчиняются только закону;
- Судьи утверждаются Саэймом и несменяемы;
- Судьи могут быть отстранены от службы только по решению суда, так же закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность;
- Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом;
- Военные суды действуют на основании особого закона.
Как мы успели установить, Судья по Литовскому законодательству избирается на свой пост на определенный срок, тогда как, по Латвийскому законодательству Судья – назначается пожизненно. А в остальном деятельность судов происходит по одной и тои же схеме.
Литва
Латвия
9. Государственный контроль:
- система государственного контроля и его полномочия устанавливаются законом;
- руководство государственным контролем осуществляется Государственным контролером, который избирается сроком на 5 лет по представлению Президента Республики назначается Сеймом;
- государственный контролер осуществляет надзор за законностью управления государственным имуществом и его использованием и за исполнением государственного бюджета;
- Государственный контролер несет ответственность за свою деятельность перед Сеймом.
9. Государственный контроль:
- является независимым коллегиальным учреждением;
- государственные контролеры назначаются и утверждаются на должности в том же порядке, что и судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда;
- устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.
При дальнейшем рассмотрении Конституций, я обнаружил следующее, что в отличии от Латвийской модели Конституции в Литовской присутствуют следующие разделы, такие как:
1. финансы и государственный бюджет, рассказывающая о том, кто и как может распоряжается денежными средствами Литовского государства, кому принадлежит право принятия бюджета государства и т.д.;
2. внешняя политика и защита государства, рассказывающая о мерах безопасности принимаемых государством по защите своего народа и страны и т.д.;
3. Изменение Конституции – о порядке изменения и дополнения Конституции Литовской Республики.
4. Заключение
В заключении, хотелось бы отметить, что любая Конституция, любого демократического государства, направлена на защиту прав и свободы людей, проживающего на территории данного государства, которые в свою очередь являются, гражданами этой страны. Но нередко, мы сталкиваемся с проблемой неадекватного отношения к людям других национальностей проживающих на территории тех или иных конституционных, демократических государств. Когда люди другой национальности являясь гражданами государства на территории которого они проживают, сталкиваются с проблемой «второсортности», т.е. на них конечно же идет распространение конституционных законов, но другие подзаконные акты создаваемые «избранцами народа» определяют их на ступень ниже уровня граждан, которые являются «аборигенами» государства в котором они живут.
И до тех пор пока, положение не примет действительно демократичный характер по отношению ко всем жителям государства на территории которого они проживают, то Конституция останется Конституцией только на бумаге, для отчетности перед Мировым сообществом.
Список использованной литературы:
1. Конституция Латвийской Республики;
2. Конституция Литовской Республики;
3. Советский Энциклопедический Словарь, под ред. А.М. Прохорова, М., 1989 г., стр. 629.
1 Советский Энциклопедический Словарь, под ред. А.М. Прохорова, М., 1989 г., стр. 629.