Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании  Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании
 Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

ВВЕДЕНИЕ

Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство из которых гарантируются государством. Экономические права – это это возможности человека по обеспечению и развитию своего материального благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении достойных условий материального и физиологического существования.
Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.
Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким образом, экономические, социальные и культурные конституционные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому стремится государство в своей политике. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства
"принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др.
Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково.
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И
ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ
ГОСУДАРСТВАХ.

|Демократические страны |Социалистические государства (Куба, |
|(США, ФРГ, Греция, Италия, Испания) |КНДР, Китай) |
|право собственности |
|Можно обладать любой собственностью,|Существует разделение собственности |
|не запрещенной законом. Частная |– государственная и общественная. |
|собственность неприкосновенна и |Государственная собственность |
|имеет высокую юридическую защиту. |подлежит особой правовой защите. |
| |Допускается личная (предметы |
| |обихода) и частная трудовая (орудия |
| |труда) собственность, государство |
| |гарантирует её защиту. Частная |
| |собственность на средства |
| |производства запрещена либо |
| |ограничена. |
|право на предпринимательскую деятельность |
|Разрешена любая деятельность |Свободное предпринимательство в |
|человека, приносящая доход, за |основном запрещено. Законов о |
|исключением деятельности запрещенной|свободной конкуренции нет. |
|законом. Провозглашается право |Монополистом на предпринимательскую |
|свободной конкуренции. |деятельность является само |
|Практически во всех странах |государство, которое само диктует |
|запрещена монополия. |законы рынка. |
|право на труд и свобода труда |
|Государство гарантирует право на |Государство гарантирует только право|
|труд и свободу труда. Принудительный|на труд. Т.е. обеспечивает работой |
|труд не допускается за исключением |всех трудоспособных и желающих |
|труда на военной службе, по |трудиться и ликвидировать |
|приговору суда, а также при |безработицу. На самом деле часто |
|чрезвычайном положении. |оказывается так: низкая оплата |
|Гарантируется достойная оплата труда|труда, уравниловка, |
|(установлен прожиточный минимум), |незаинтересованность работников в |
|свободный выбор профессии, |результатах труда при "полной |
|безопасные и здоровые условия труда.|занятости" и "неуклонном росте |
|При безработице выплачиваются |благосостояния трудящихся". |
|пособия. Во многих странах | |
|установлена черта бедности. | |
|Гарантируется охрана труда | |
|право на отдых |
|Гарантируется предоставление |Право отдыха имеют все трудящиеся. |
|выходных и оплачиваемого отпуска (в |Законом регламентированы нормы |
|разных странах установлены свои |отпусков, выходных дней и пр. |
|сроки оплачиваемого отпуска) | |
|право на забастовку |
|Забастовки проводятся согласно |Право на забастовки не прописано, но|
|установленным правилам. Существуют |также и не запрещено. |
|запреты на проведение забастовок, | |
|крупные штрафные санкции за | |
|проведение незаконных забастовок. | |
|право на охрану здоровья, медицинское обслуживание |
|В разных странах действуют системы |Государственное медицинские |
|страховой медицины, либеральной |обслуживание гарантируется: расходы |
|медицины, государственного |на больного оплачиваются из бюджета |
|медицинского обслуживания (только |государства |
|для неимущего населения), смешанные | |
|формы | |
|право на участие в управлении предприятиями |
|Заводские, производственные советы |Заводские, производственные советы |
|решают, в основном, социальные |занимают достаточно высокое |
|вопросы |положение для того, чтобы |
| |участвовать в определении |
| |производственной деятельности |
| |предприятия, находясь при этом под |
| |руководством правящей партии. |
|право на образование и свобода образования |
|В большинстве стран установлено |Среднее и высшее образование |
|обязательное и бесплатное |бесплатно. В большинстве стран |
|образование (продолжительность учебы|обучение проводится согласно |
|- от 8 до 12 лет). |официальной идеологии, поэтому |
|Существуют государственные, |академической свободы обучения не |
|муниципальные, частные школы |существует. |
|(образование платное). Экзамены | |
|обязательны. Высшее образование | |
|платное и бесплатное. В любом случае| |
|необходимо сдавать экзамены. | |
|Предоставлено право академической | |
|свободы – свобода обучения и | |
|преподавания (за исключением | |
|внушения ученикам антиморальных | |
|принципов) | |
|право на социальное обеспечение, пенсии |
|Пенсии государственные и |Пенсии государственные и |
|муниципальные, выплачиваются из |муниципальные, выплачиваются из |
|государственного фонда, состоящего |государственного фонда,. Социальное |
|из отчислений предприятий, |обеспечение также происходит за |
|работников и бюджетного фонда. |счет государства. |
|Возможно социальное обслуживание | |
|инвалидов, престарелых. Также, | |
|пенсии выплачиваются фирмами на | |
|которых трудился человек. | |
|право на жилище |
|Право приобретать себе жилище в |Предоставляемое жилье принадлежит |
|любом месте страны (кроме военных |государству и местным органам |
|территорий и закрытых зон). |власти. Дешевая аренда жилплощади. |
|Предоставление жилья малоимущим | |
|бесплатно из государственных фондов.| |
|свобода творчества |
|Провозглашается свобода творчества. |Творчество людей ограничено рамками |
|Право интеллектуальной собственности|официальной идеологии |
|охраняется государством | |
|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |
|Свободное участие в культурной |Культурная жизнь и культурные |
|жизни, доступ к культурным ценностям|ценности должны соответствовать |
|(в рамках закона), право пользования|официальной идеологии |
|достижениями культуры | |
|обязанность охранять природу |
|Все обязаны сохранять природу, окружающую среду, природные богатства |
|обязанность соблюдать законы и иные нормативные акты |
|Соблюдение гражданами и иностранцами законов и конституций обязательно. |
|Незнание законов не освобождает от ответственности |
|воинская повинность |
|В разных странах существуют свои критерии призыва в армию - при наличии |
|наемной армии мужчины призываются на альтернативную службу (Франция); в |
|армию призываются и мужчины и женщины (Израиль). |
|Военнообязанные – граждане достигшие определенного возраста, кроме |
|случаев прописанных в законах. Защита Отечества является долгом и |
|обязанностью граждан во всех странах. |
|обязанность платить налоги |
|Все граждане платят налоги в своих странах |
|обязанность иметь общее образование |
|Практически во всех странах установлено право бесплатного получения |
|основного общего обязательного образования. В каждой стране установлено |
|количество классов обязательного общего образования. |
|обязанность охранять честь родины, беречь общественную собственность |
|защищать сплоченность национальностей |
| |В социалистических странах эти |
| |обязанности отнесены к разряду |
| |моральных, так как государство не |
| |обеспечивает их правовыми средствами|
|обязанность трудиться |
|В основном моральная обязанность |Граждане обязаны трудиться. |
|граждан. |Государство юридически гарантирует |
| |механизм реализации этой обязанности|
|право на свободное заключение брака |
|Право на свободный брак поощряется и охраняется большинством стран. |
|Существует государственная защита института семьи, брака, материнства, |
|отцовства, детства. Закреплено равноправие супругов. |

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ

ИСПАНИИ И КИТАЯ.

2.1. Краткая характеристика Конституции Испании.

Конституция Испании была разработана и принята в декабре 1978 года.
Состоит из Преамбулы, Вводного раздела, 10 Разделов из 169 статей,
Переходных положений, Отменяющего положения, Заключительного положения.
Раздел первый испанской Конституции посвящен основным правам и обязанностям. Глава первая этого раздела определяет вопрос гражданства, совершеннолетия и статус иностранцев. Глава вторая посвящена правам и свободам. В главе второй есть две части: часть 1 — "Об основных правах и общественных свободах" и часть 2 — "О правах и обязанностях граждан".
1) Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации
(ст. 14).
2) Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 главы 2 — статьи с 30 по 38). Здесь указано право собственности и свобода предпринимательской деятельности.
3) Третья группа — права и свободы культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к
Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции).
Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан, в основном – предание гласности фактов нарушения прав человека и гражданина.

2.2. Краткая характеристика Конституции КНР

Конституция КНР представляет собой кодифицированный акт, принятый в
1982 году. С тех пор в текст внесено значительное количество поправок.

Состав Конституции: Преамбула, 4 Главы, 138 статей Конституция состоит из Введения (преамбулы) и 138 статей, объединенных в четыре главы: Общие положения, Основные права и обязанности граждан; Государственная структура;
Государственные флаг, герб, гимн.

Основные особенности действующей Конституции

К основным особенностям действующей Конституции можно отнести следующие:

а) Конституция построена на «четырех базовых принципах», это; руководство
КПК; идеология марксизма; социалистический путь общественного развития; народная демократическая власть; б) Конституция направлена на создание динамичной экономической системы;

в) в Конституции расширены и гарантированы основные права граждан;

г) Конституция направлена на повышение эффективности и уровня демократии в деятельности государственных органов.

Поправки 1988 г

1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено, что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства.
Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства контролирует его и управляет им.

2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена передача права пользования землей согласно предписаниям закона.

Поправки 1993 г

Во-первых, были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле.
Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством
КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное социалистическое государство».

Во-вторых, были внесены изменения, касающиеся государственных предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение государственного предприятия. Было определено, что государство только владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних государственных предприятий и успешного регулирования рынка.

В-третьих, были пересмотрены положения об экономической системе: а) определение места социалистической рыночной экономики («государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б) определение места и роли государства в экономической жизни, т.е. установлением перехода от бывшего планового управления к общему регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное хозяйствование.

В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного представителя2 с 3 до 5 лет.

Поправки 1999 г.

1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение долгого времени находиться на начальной стадии социализма».

2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения»
(ст.6).

3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции:
«Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11
Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, является важной составляющей социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».

Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана четкая конституционная основа создания правового государства и начального периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе создания правового государства, разрешено противоречие между статьями
Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для углубления реформы.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И

КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ

|[pic] |[pic] |[pic] |
|право на труд, обязанность трудиться |
|Статья 42 |Статья 35 |Статья 37 |
| | | |
|Граждане КНР имеют право на труд и |1. Все испанцы обязаны трудиться и |1. Труд свободен. Каждый имеет |
|обязаны трудиться. Государство |имеют право на труд, на свободный |право свободно распоряжаться своими|
|создает условия труда, улучшает |выбор профессии или рода |способностями к труду, выбирать род|
|охрану труда. Государство поощряет |деятельности, на продвижение по |деятельности и профессию. |
|занятие граждан добровольным |службе, а также на заработную плату, |2. Принудительный труд запрещен. |
|безвозмездным трудом. Государство |достаточную для покрытия своих |3. Каждый имеет право на труд в |
|осуществляет необходимое трудовое |потребностей и потребностей своей |условиях, отвечающих требованиям |
|обучение граждан до устройства их на |семьи, не допуская ни в коем случае |безопасности и гигиены, на |
|работу. |дискриминации по полу. |вознаграждение за труд без какой бы|
| |2. Закон регулирует права и |то ни было дискриминации и не ниже |
| |обязанности трудящихся. |установленного федеральным законом |
| | |минимального размера оплаты труда, |
| |Статья 37 |а также право на защиту от |
| | |безработицы. |
| |1. Закон гарантирует право на |4. Признается право на |
| |коллективные трудовые споры между |индивидуальные и коллективные |
| |представителями трудящихся и |трудовые споры с использованием |
| |предпринимателями, а также правовую |установленных федеральным законом |
| |силу их соглашений. |способов их разрешения, включая |
| |2. Признается право трудящихся и |право на забастовку. |
| |предпринимателей на трудовой |5. Каждый имеет право на отдых. |
| |конфликт. Закон, регулирующий |Работающему по трудовому договору |
| |осуществление этого права, независимо|гарантируются установленные |
| |от установления необходимых |федеральным законом |
| |ограничений, предусматривает |продолжительность рабочего времени,|
| |гарантии, необходимые для обеспечения|выходные и праздничные дни, |
| |деятельности жизненно необходимых для|оплачиваемый ежегодный отпуск. |
| |общества служб. | |
| | | |
| |Статья 28 | |
| | | |
| |2. Признается право трудящихся на | |
| |забастовку в защиту ими своих | |
| |интересов. Закон, регулирующий | |
| |осуществление этого права, | |
| |устанавливает необходимые гарантии в | |
| |обеспечении основные службы | |
| |жизнедеятельности общества. | |
|В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. |
|Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же |
|существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в |
|конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право |
|каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек |
|вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной |
|ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом |
|принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России |
|устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. |
|право частной собственности, наследование |
|Статья 6 |Статья 33 |Статья 35 |
| | | |
|Основой социально-экономической |1. Признается право на частную |1. Право частной собственности |
|системы КНР является право |собственность и на наследование. |охраняется законом. |
|государственной (социалистической) |2. Социальная функция этих прав |2. Каждый вправе иметь имущество в |
|собственности, право собственности |ограничивает их содержание, в |собственности, владеть, |
|объединений работников, кооперативов.|соответствии с законами. |пользоваться и распоряжаться им как|
|Система запрещает эксплуатацию |3. Никто не может быть лишен своего |единолично, так и совместно с |
|человека человеком, провозглашается |имущества и прав на него, кроме как |другими лицами. |
|принцип "от каждого по способностям –|по оправданной причине, связанной с |3. Никто не может быть лишен своего|
|каждому по труду". |общественной целесообразностью или с |имущества иначе как по решению |
| |социальными интересами, при условии |суда. Принудительное отчуждение |
|Статья 12 |соответствующей компенсации и в |имущества для государственных нужд |
| |порядке, установленном законом. |может быть произведено только при |
|(1) Социалистическая общественная | |условии предварительного и |
|собственность является священной и | |равноценного возмещения. |
|неприкосновенной. (2) Государство | |4. Право наследования |
|защищает социалистическую | |гарантируется. |
|общественную собственность. Покупка | | |
|или порча государственной или | | |
|коллективной собственности любой | | |
|организацией или человеком любыми | | |
|средствами запрещены. | | |
| | | |
|Статья 13 | | |
| | | |
|(1) Государство защищает право | | |
|граждан иметь законно полученную | | |
|прибыль, сбережения, здания, и другую| | |
|законную собственность. (2) | | |
|Государство защищает согласно закону | | |
|право граждан наследовать частную | | |
|собственность. | | |
|В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и |
|собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает |
|частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть |
|дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору |
|экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, |
|ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или |
|государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять |
|секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут |
|находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении |
|своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую |
|экономическую деятельность. |
|право на предпринимательскую деятельность |
|Статья 11 |Статья 38 |Статья 34. |
| | | |
|Государство допускает заниматься |Признается свобода |1. Каждый имеет право на свободное |
|предпринимательской деятельностью, но|предпринимательства в рамках рыночной|использование своих способностей и |
|в рамках, ограниченных законом. |экономики. Государственные власти |имущества для предпринимательской и|
|Индивидуальные хозяйства городских и |гарантируют и охраняют ее |иной не запрещенной законом |
|сельских тружеников, ведущихся в |осуществление, а также защиту |экономической деятельности. |
|рамках, установленных законом, |производительности, в соответствии с |2. Не допускается экономическая |
|являются дополнением к |общими экономическими требованиями, |деятельность, направленная на |
|социалистическому общественному |включая планирование. |монополизацию и недобросовестную |
|хозяйству Государство имеет контроль | |конкуренцию. |
|над частным сектором, а также | |Право на экономическую |
|охраняет его в соответствии с | |деятельность. |
|действующим законодательством. | | |
|В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на |
|предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на |
|предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что |
|производить и кому. |
|право на образование, обязанность |
|Статья 46 |Статья 27 |Статья 43 |
| | | |
|Граждане КНР имеют право на |1. Каждый имеет право на образование.|1. Каждый имеет право на |
|образование и обязаны учиться. |Признается свобода образования. |образование. |
|Государство обеспечивает всестороннее|2. Образование имеет своей целью |2. Гарантируются общедоступность и |
|нравственное, умственное и физическое|всестороннее развитие человеческой |бесплатность дошкольного, основного|
|развитие молодежи, подростков и |личности на основе уважения |общего и среднего профессионального|
|детей. |демократических принципов |образования в государственных или |
| |общественной жизни и основных прав и |муниципальных образовательных |
| |свобод. |учреждениях и на предприятиях. |
| |3. Государственные власти гарантируют|3. Каждый вправе на конкурсной |
| |право родителей избирать для своих |основе бесплатно получить высшее |
| |детей моральное и религиозное |образование в государственном или |
| |воспитание в соответствии с их |муниципальном образовательном |
| |собственными убеждениями. |учреждении и на предприятии. |
| |4. Основное общее образование |4. Основное общее образование |
| |является обязательным и бесплатным. |обязательно. Родители или лица, их |
| |5. Государственные власти гарантируют|заменяющие, обеспечивают получение |
| |всем право на образование посредством|детьми основного общего |
| |общего планирования педагогической |образования. |
| |системы, действенного участия всех |5. Российская Федерация |
| |заинтересованных секторов и создания |устанавливает федеральные |
| |учебных заведений. |государственные образовательные |
| |8. Государственные власти |стандарты, поддерживает различные |
| |контролируют образовательную систему |формы образования и |
| |и устанавливают государственные |самообразования. |
| |образовательные стандарты в целях | |
| |обеспечения соблюдения законов. | |
|В соответствии со ст.13 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование. Под образованием |
|понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, |
|сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под |
|получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что |
|удостоверяется соответствующим документом. |
|Право на образование прописано во всех трех конституциях. Основное общее образование признано обязательным и |
|бесплатным. |
|право на здоровую окружающую среду, обязанность охраны окружающей среды |
|Статья 26 |Статья 45 |Статья 42 |
| | | |
|Государство охраняет и улучшает |1. Все имеют право на благоприятную |Каждый имеет право на благоприятную|
|окружающую среду, предотвращает |для развития человека окружающую |окружающую среду, достоверную |
|загрязнение окружающей среды, |среду, все обязаны ее сохранять. |информацию о ее состоянии и на |
|занимается охраной лесного фонда |2. Государственные власти следят за |возмещение ущерба, причиненного его|
| |рациональным использованием всех |здоровью или имуществу |
| |природных ресурсов в целях защиты и |экологическим правонарушением. |
| |улучшения качества жизни а также для | |
| |охраны и восстановления окружающей |Статья 58 |
| |среды, опираясь при этом на | |
| |необходимую коллективную |Каждый обязан сохранять природу и |
| |солидарность. |окружающую среду, бережно |
| |3. Лица, нарушившие положения, |относиться к природным богатствам. |
| |предусмотренные в предыдущем пункте, | |
| |подлежат, в соответствии с законом, | |
| |уголовной или административной | |
| |ответственности и обязаны возместить | |
| |причиненный ущерб. | |
|Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей |
|среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, |
|предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным |
|страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией |
|медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением |
|природоохранного законодательства. В Конституции КНР не говорится об обязанности частных лиц беречь природу в |
|отличии от конституций Испании и России. |
|право на охрану здоровья, медицинскую помощь |
|Статья 21 |Статья 43 |Статья 41 |
| | | |
|Государство развивает медицинское |1. Признается право на охрану |1. Каждый имеет право на охрану |
|обслуживание, продвигает современную |здоровья. |здоровья и медицинскую помощь. |
|медицину и традиционную китайскую |2. К ведению государственных властей |Медицинская помощь в |
|медицину, продвигает действия |относится организация и руководство |государственных и муниципальных |
|массового характера по |общественного здравоохранения, |учреждениях здравоохранения |
|здравоохранению для того, чтобы |посредством проведения |оказывается гражданам бесплатно за |
|защитить здоровье нации. Государство|профилактических мер, а также |счет средств соответствующего |
|развивает физкультуру и продвигает |необходимых услуг и помощи. Закон |бюджета, страховых взносов, других |
|массовые спортивные мероприятия. |устанавливает соответствующие права и|поступлений. |
| |обязанности. |2. В Российской Федерации |
| |3. Государственные власти развивают |финансируются федеральные программы|
| |санитарное просвещение, физкультуру и|охраны и укрепления здоровья |
| |спорт и содействуют также правильному|населения, принимаются меры по |
| |использованию досуга. |развитию государственной, |
| | |муниципальной, частной систем |
| | |здравоохранения, поощряется |
| | |деятельность, способствующая |
| | |укреплению здоровья человека, |
| | |развитию физической культуры и |
| | |спорта, экологическому и санитарно |
| | |- эпидемиологическому благополучию.|
|Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных |
|условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных |
|продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право на медицинскую |
|помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских |
|учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и |
|зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, |
|включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. |
|Конституции КНР, Испании и России провозглашают право граждан на получение бесплатного медицинского |
|обслуживания. Содержание нуждающихся в лечении обходится за счет средств государственного бюджета. |
|право на отдых |
|Статья 43 |Статья 40 |Статья 37 |
| | | |
|Трудящиеся КНР имеют право на отдых. |2. Государственные власти |5. Каждый имеет право на отдых. |
|Государство улучшает условия для |поддерживают политику, обеспечивающую|Работающему по трудовому договору |
|отдыха и укрепления здоровья |получение профессиональной подготовки|гарантируются установленные |
|трудящихся, устанавливает для рабочих|и переподготовки: заботятся о |федеральным законом |
|и служащих рабочее время и систему. |безопасности и гигиене труда, |продолжительность рабочего времени,|
| |гарантируют необходимый отдых, |выходные и праздничные дни, |
| |посредством ограничения рабочего дня,|оплачиваемый ежегодный отпуск. |
| |оплачиваемых периодических отпусков, | |
| |развития соответствующих центров. | |
|Конституции закрепляют права трудящихся на заслуженный отдых. В странах существуют установленные нормативы |
|оплачиваемых отпусков, графики выходных дней |
|право на социальное обеспечение, пенсии, медицинское обслуживание |
|Статья 44 |Статья 49 |Статья 39 |
| | | |
|Государство в соответствии с законом |Государственные власти проводят, по |1. Каждому гарантируется социальное|
|устанавливает порядок ухода на пенсию|отношению к лицам ослабленным в их |обеспечение по возрасту, в случае |
|рабочих и служащих. Государство и |психических, сенсорных и физических |болезни, инвалидности, потери |
|общество обеспечивают пенсионеров. |способностях политику по |кормильца, для воспитания детей и в|
| |профилактике, лечению и интеграции в |иных случаях, установленных |
|Статья 45. |общество, оказывая им специальную |законом. |
| |помощь и специальную защиту в |2. Государственные пенсии и |
|Граждане КНР в старости, в случае |осуществлении ими прав. |социальные пособия устанавливаются |
|болезни или потери трудоспособности, | |законом. |
|имеют право на получение от |Статья 50 |3. Поощряются добровольное |
|государства и общества материальной | |социальное страхование, создание |
|помощи. Государство развивает |Государственные власти гарантируют |дополнительных форм социального |
|социальное страхование, общественное |посредством предоставления пенсий, |обеспечения и благотворительность. |
|вспомоществование и медико-санитарное|достаточных размеров и периодически | |
|обслуживание, необходимое для |индексируемых, минимальный | |
|реализации этого права граждан. |экономический уровень граждан в | |
|Государство и общество обеспечивают |старости. Власти способствуют также | |
|инвалидов из числа военнослужащих, |их благополучию, независимо от | |
|оказывают материальную помощь семьям |семейных обязанностей, посредством | |
|павших героев, предоставляют льготы |системы социальных служб, | |
|семьям военнослужащих. Государство и |предназначенных для разрешения их | |
|общество помогают слепым, глухим, |специфических проблем в области | |
|немым и другим гражданам-инвалидам в |здоровья, жилья, культуры и досуга. | |
|устройстве на работу, получении | | |
|средств на жизнь, получении | | |
|образования. | | |
|В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить себя |
|сами. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются |
|нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на |
|произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.|
|В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он |
|может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому право на социальное обеспечение |
|является важной категорией прав человека. КНР, Испания и Россия гарантируют социальное обеспечение, а также, |
|обеспечивают престарелым гражданам получение материальных средств из бюджетов государств. Пенсионный фонд |
|формируется из взносов трудящихся граждан в течении нескольких лет. Для получения права на пенсию в Испании |
|работник обязан совершать выплаты в пенсионный бюджетный фонд государства в течении пятнадцати лет. В России |
|пенсионное законодательство весьма обширно. Основной закон - Закон РСФСР о государственных пенсиях 1990 г. |
|институты брака, семьи, материнства, детства, отцовства |
|Статья 49 |Статья 32 |Статья 38 |
| | | |
|Брак, семья, материнство и детство |1. Мужчина и женщина имеют право |1. Материнство и детство, семья |
|находятся под охраной закона. Муж и |вступать в бракосочетание с полным |находятся под защитой государства. |
|жена обязаны планировать семью. |юридическим равноправием. |2. Забота о детях, их воспитание - |
|Родители обязаны воспитывать детей и |2. Законом регулируются формы брака, |равное право и обязанность |
|давать им образование. Взрослые дети |возраст и условия вступления в |родителей. |
|обязаны содержать родителей. Мужчина |бракосочетание, права и обязанности |3. Трудоспособные дети, достигшие |
|и женщина имеют право свободного |супругов, причины расторжения брак, а|18 лет, должны заботиться о |
|выбора партнера для заключения брака.|также его последствия. |нетрудоспособных родителях. |
| | | |
| |Статья 39 | |
| | | |
| |2. Государственные власти | |
| |обеспечивают также всестороннюю | |
| |защиту детей. Все дети равны перед | |
| |законом, независимо от их | |
| |происхождения и гражданского | |
| |состояния матерей. Закон оказывает | |
| |содействие установлению отцовства. | |
| |3. Родители должны оказывать | |
| |всестороннюю помощь детям, рожденным | |
| |как в браке, так и вне его, в течение| |
| |их несовершеннолетия, а также в | |
| |других случаях, предусмотренных | |
| |законом. | |
|Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем |
|принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, |
|укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. |
|Во всех трех конституциях провозглашен принцип равноправия супругов. Гарантируется государственная защита этих |
|институтов. Родители обязаны оказывать помощь несовершеннолетним детям. В КНР устанавливается обязанность |
|трудоспособных детей оказывать помощь и поддержку престарелым и нетрудоспособным родителям. Особенностью |
|китайского законодательства является ограничение китайских семей в деторождении. В семьях разрешается иметь не |
|более одного ребенка. Существует обязанность китайских родителей планировать семью. |
|защита Отечества, воинская повинность |
|.Статья 55 |Статья 30 |Статья 59 |
| | | |
|Граждане КНР несут воинскую |1. Защита Испании является правом и |1. Защита Отечества является долгом|
|повинность. Защита страны от агрессии|обязанностью испанцев. |и обязанностью гражданина |
|– долг каждого | |Российской Федерации. |
|Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, |
|достигшие определенного возраста. |
|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |
|Статья 47 |Статья 44 |Статья 44 |
| | | |
|Граждане КНР пользуются свободой |1. Государственные власти поощряют и |1. Каждому гарантируется свобода |
|научно-исследовательской |покровительствуют осуществлению права|литературного, художественного, |
|деятельности, |каждого на доступ к культуре. |научного, технического и других |
|литературно-художественного |2. Государственные власти поощряют |видов творчества, преподавания. |
|творчества и деятельности в других |науку и научные исследования на благо|Интеллектуальная собственность |
|областях культуры. Государство |общих интересов. |охраняется законом. |
|поощряет и поддерживает творческую | |2. Каждый имеет право на участие в |
|работу граждан в области науки, | |культурной жизни и пользование |
|техники, литературы, искусства и в | |учреждениями культуры, на доступ к |
|других областях культуры, отвечающую | |культурным ценностям. |
|интересам народа. | |3. Каждый обязан заботиться о |
| | |сохранении исторического и |
| | |культурного наследия, беречь |
| | |памятники истории и культуры. |
|Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько |
|население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными |
|галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием |
|библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и |
|России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на |
|свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. |
|право на жилище |
|Статья 39 |Статья 47 |Статья 40 |
| | | |
|Жилище граждан КНР неприкосновенно. |Все испанцы имеют право на |1. Каждый имеет право на жилище. |
|Незаконное вторжение в жилище |достойное, благоустроенное жилье. |Никто не может быть произвольно |
|запрещено. |Государственные власти обеспечивают |лишен жилища. |
| |необходимые условия и устанавливают |2. Органы государственной власти и |
| |соответствующие нормы для |органы местного самоуправления |
| |действенного осуществления данного |поощряют жилищное строительство, |
| |права; регулируют пользование землей|создают условия для осуществления |
| |в общих интересах и с целью |права на жилище. |
| |предотвращения спекуляцией землей. |3. Малоимущим, иным указанным в |
| |Общество участвует в доходах, |законе гражданам, нуждающимся в |
| |полученных от градостроительной |жилище, оно предоставляется |
| |деятельности государственных |бесплатно или за доступную плату из |
| |учреждений. |государственных, муниципальных и |
| | |других жилищных фондов в |
| | |соответствии с установленными |
| | |законом нормами. |
|Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно|
|является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они |
|должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, |
|складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения |
|жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. |
|Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не |
|прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. |
|обязанность платить налоги |
|Статья 56 |Статья 31 |Статья 57 |
| | | |
|Граждане КНР обязаны платить налоги |1. Каждый участвует в финансировании|Каждый обязан платить законно |
|в соответствии с законом. |общественных расходов в соответствии|установленные налоги и сборы. |
| |со своими экономическими |Законы, устанавливающие новые налоги|
| |возможностями посредством |или ухудшающие положение |
| |справедливой налоговой системы, |налогоплательщиков, обратной силы не|
| |основанной на принципах равенства и |имеют |
| |прогрессивного налогообложения, | |
| |которая ни в коем случае не должна | |
| |предусматривать конфискацию. | |
|Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются |
|специальными законами. |
|обязанность соблюдать законы |
|Статья 5 |Статья 9 |Статья 15 |
|Законы и иные нормативные акты, | | |
|принимаемые в КНР не должны |1. Граждане и государственные власти|1. Конституция Российской Федерации |
|противоречить настоящей Конституции.|должны соблюдать Конституцию и |имеет высшую юридическую силу, |
|Государственные органы, граждане, их|закон. |прямое действие и применяется на |
|объединения, армия должны соблюдать | |всей территории Российской |
|Конституцию и законы. | |Федерации. Законы и иные правовые |
| | |акты, принимаемые в Российской |
| | |Федерации, не должны противоречить |
| | |Конституции Российской Федерации. |
| | |2. Органы государственной власти, |
| | |органы местного самоуправления, |
| | |должностные лица, граждане и их |
| | |объединения обязаны соблюдать |
| | |Конституцию Российской Федерации и |
| | |законы. |
|Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является |
|классической в отношении граждан всех стран. |
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И

СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ.
|КИТАЙ |ИСПАНИЯ |РОССИЯ |
|В Конституции КНР говорится лишь о |Общие юридические гарантии защиты |Конституция РФ содержит статьи, где |
|материальных гарантиях отношении |прав и свобод выражаются в трех |говорится об общих гарантиях прав и |
|социалистической системы хозяйства. |формах: обращение в обычные суды, |свобод человека и гражданина. Также, |
|Конституционно-правовой защиты |обращение в Конституционный суд и |отдельные гарантии некоторых прав и |
|большинство прав и свобод человека и |обращение к Народному защитнику — |свобод прописаны в текстах статей |
|гражданина не имеет. |разновидности омбудсмана. |Конституции. |
| |Гарантии всех прав и свобод, в том | |
|Статья 12 |числе социально-экономических и |Статья 45 |
| |культурных прописаны в 4 главе | |
|(1) Социалистическая общественная |конституции "О гарантиях основных |1. Государственная защита прав и |
|собственность является священной и |свобод и прав": |свобод человека и гражданина в |
|неприкосновенной. (2) Государство | |Российской Федерации гарантируется. |
|защищает социалистическую |Статья 53 |2. Каждый вправе защищать свои права |
|общественную собственность. Покупка | |и свободы всеми способами, не |
|или порча государственной или |2. Любой гражданин может требовать |запрещенными законом. |
|коллективной собственности любой |защиту прав и свобод, признанных в | |
|организацией или человеком любыми |Конституции перед любым судом, причем|Статья 46 |
|средствами запрещены. |дело должно рассматриваться на | |
| |основании принципов преференции, с |1. Каждому гарантируется судебная |
|Статья 13 |проведением предварительного |защита его прав и свобод. |
| |следствия, а в случае необходимости, |2. Решения и действия (или |
|(1) Государство защищает право |посредством подачи заявления об |бездействие) органов государственной |
|граждан иметь законно полученную |обжаловании в Конституционный Суд. |власти, органов местного |
|прибыль, сбережения, здания, и другую|Этот порядок применяется и при отказе|самоуправления, общественных |
|законную собственность. (2) |от воинской службы по мотивам |объединений и должностных лиц могут |
|Государство защищает согласно закону |несоответствия убеждениям, согласно |быть обжалованы в суд. |
|право граждан наследовать частную |статье 30. |3. Каждый вправе в соответствии с |
|собственность. |3. Признание, уважение и защита |международными договорами Российской |
| |принципов, перечисленных в Главе |Федерации обращаться в |
|Большой защитой государства |третьей должны получать свое |межгосударственные органы по защите |
|пользуются китайские граждане живущие|выражение в текущем законодательстве,|прав и свобод человека, если |
|за границей: |судебной практике и в деятельности |исчерпаны все имеющиеся |
| |государственных властей. Обращение о |внутригосударственные средства |
|Статья 50 |защите этих прав осуществляется |правовой защиты. |
| |только перед судами общей | |
|КНР защищает законные права и |юриспруденции в порядке, | |
|интересы китайских подданных, |установленном законом. | |
|проживающих за границей и защищает | | |
|законные права и интересы китайцев, |Статья 54 | |
|вернувшихся из-за границы, а также | | |
|членов их семей. |Органический закон регулирует порядок| |
| |деятельности института Защитника | |
| |Народа, высоко уполномоченного | |
| |Генеральными Кортесами и назначаемого| |
| |ими для защиты прав, предусмотренных | |
| |в настоящем Разделе, который может | |
| |осуществлять надзор за деятельностью | |
| |государственных властей и подотчетен | |
| |Генеральным Кортесам. | |
| |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав человека. После образования КНР правительство страны неизменно рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С
1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время
Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях, развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего достатка.

Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями, к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно- исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г. китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована
Белая книга

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод.
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент её принятия

В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям

Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации1.

Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства
10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР" выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета
(КНР), директор Центра проблем России .
1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.

-----------------------

ИСПАНИЯ

КИТАЙ

РОССИЯ




      ©2010