Собственность в России
Содержание
1. Общие положения о собственности в России.... 2
2. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы...................... 3
3. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты. 5
4. Список используемой литературы................. 7
1. Общие положения о собственности в России.
Собственность – основа, становый хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития
человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство
есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Собственность способна формировать и разрушать общество.
В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие
по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных
вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в
обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.
Процветание же стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура – человек,
частный собственник, бесспорно доказало, что причины заключены в пороках социалистической экономики с ее искажением форм и видов собственности.
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение
между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта
собственности конкретным лицом (лицами). Отсюда следует, что у любой собственности есть свой субъект. Поэтому не случайно, что именно по субъекту и
выделяют основные формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Поэтому, согласно ч.2 ст.9 Конституции РФ, Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Однако необходимо заметить, что право собственности на землю и другие природные объекты
существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:
1. Отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности.
2. Отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.
2. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на
природные ресурсы.
Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается, во-первых,
совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском
кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению,
пользованию и распоряжению объектом собственности – т.т право собственности в субъективном
смысле. В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися
собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого другого
правоотношения собственности.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента:
- объект правоотношения;
- субъект правоотношения;
- содержание правоотношения.
Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и
внешним признаком природного объекта.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно
условно разделить на три элемента:
1. Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие
почвенного плодородного слоя.
2. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность
сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.
3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической
системой в целом.
Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты
являются:
- отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические
взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой
(например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической
связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).
Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е.
когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.
Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и
обвалы в горах.
Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России[1].
Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой
экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы
являются народы Росси, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и
деятельности.
Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению,
пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и
физическими лицами.
Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права
государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.
3. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на
природные объекты.
Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на
землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:
- праве владения;
- праве пользования;
- и праве распоряжения.
Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над
ними, а также удержание в обладании.
Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда
природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории
нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – с участием РФ.
Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и
природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации.
Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.
Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их
эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил,
основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и
законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:
- установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов
при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
- взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных
объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если
в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие
несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет
состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как
правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или
косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
4. Список используемой литературы.
1. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М. 1993.
2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник для ВУЗов. М. 1998.
3. Конституция РФ.
4. Гражданский Кодекс РФ.
[1] См. Федеральный закон РФ “О
континентальном шельфе” от 25 октября 1995 г.
|