Симеон Полоцкий о государстве и праве
Симеон
Полоцкий о государстве и праве.
С обоснованием
правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил
Петровский-Ситнианович (1629— 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил
Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем
Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в
Москве. Первой его должностью стало руководство школой подьячих в
Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, в которой он преподавал «семь
свободных наук». В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон стал учителем царских
детей, занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел
известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и
научного знания. Наиболее известными его произведениями являются: «Жезл
правления», написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвященный обличению
учений раскольников; «Вертоград многоцветный» — энциклопедическое, поучительное
произведение (1668) и «Рифмологион» (1679)— собрание стихотворений
панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником
западной культуры и образованности.
Социальной
проблематики он касался только опосредованно, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны.
Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию
небесных порядков на земле («ови родятся благородии, овисмиреннородни, ови же
свободны, ови же рабы»). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный
судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому
отведено свое место. Однако он призывал богатых «начальников» заботиться о
своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с
разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв».
Среди пороков
русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема
обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.
Главной
проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной
властью, формой ее организации и деятельности. Он одним из первых в истории
отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование
необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал
авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце»,
являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую
литературу он ввел впервые. Царь и бог у него почти равные величины. «Небом
Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты — Солнце, Луна — Мария
царица». В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются.
Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен
быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед
с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории и
усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой
править». Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой
народ.
Симеон
настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши
знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь
подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни
мало печали потребе».
Поэт-мыслитель
полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность
которого основывается только на законах. «Под законом все казни (наказания. —
Н. 3.) должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для
самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона,
подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства».
Термин «правда»
Симеон традиционно употребляет в значении «закон». Он просит царя «хранить
правду» и утверждать ее во всем царстве и совершать суд «в образ правды».
Мыслитель
обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан
восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и,
более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды
ненавидения». Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет «равно
судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой
буди»). Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть
единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем...
иже в единой суть области (стране. — Н. 3.) люди». Судебные дела следует
вершить своевременно и без волокиты.
Мыслитель
приветствует присоединение Белоруссии к России и неоднократно выражает надежду
на освобождение всех славянских народов от ига иноверных «агарян гордых»,
полагая, что русский царь должен помочь всем православным народам освободиться
«от общего врага рода христианского змия... ага-рянского», ибо необходимо,
наконец, сокрушать «сонм агарянский, брани ищущий, мира нехотящий».
В определении
внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживался
традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение
всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми
государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать
«брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным
всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но
скоротечным типом через книги».
Симеон Полоцкий
достиг значительной прижизненной известности. В «Эпитафионе», написанном на его
смерть по заказу царя Федора Алексеевича любимым учеником мыслителя Сильвестром
Медведевым, он характеризуется как «благородный муж», «потребный церкви и государству».
В истории
политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним из первых
серьезных идеологов просвещенного абсолютизма в России. Его идеи были
распространены в XVII и XVIII вв. Непосредственное свое продолжение и развитие
они получили у современника Симеона, представителя той же «латинской
ориентации» Юрия Крижанича.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|