Регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании
План
Введение
1. Нормативная база регулирования рынка ценных бумаг.
2. Основные органы регулирования.
2.1 Совет по ценным бумагам и инвестициям.
2.2. Совет по ценным бумагам и фьючерсам.
2.3. Лондонский совет по вопросам слияний и поглощений.
2.4. Банк Англии.
Заключение Введение Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) представляет собой часть
финансового рынка, где происходит обращение, купля-продажа ценных бумаг.
Рынок является важным инструментом государственной финансовой политики: с
его помощью происходит финансирование дефицита бюджетов органов власти
разных уровней, финансирование конкретных проектов, регулирование объема
денежной массы, находящейся в обращении и т.п. Все это дает предпосылки для
его регулирования.
Спецификой регулирования фондового рынка в Великобритании является то, что
государство участвует в этом только посредством издания законов, подведения
нормативной базы.
Непосредственное регулирование осуществляют специальные органы, причем в
большинстве своем это не государственные органы, а независимые
саморегулируемые организации и уполномоченные биржи. Конечно, в основе их
деятельности лежит закон, но никакого давления со стороны государства они
практически не испытывают. 1.Нормативная база регулирования рынка
ценных бумаг.
Закон о финансовых услугах.
В Великобритании в 1986 году был принят Закон о финансовых услугах,
который формально установил контроль государства над фондовым рынком.
Этот закон предусматривает обязательное лицензирование деятельности с
ценными бумагами (инвестиционного бизнеса). Под инвестиционным бизнесом
понимаются:
купля-продажа на комиссионных началах или за собственный счет ценных бумаг
(инвестиционных ценностей – investments);
организация торговли ценными бумагами;
управление инвестициями третьих лиц;
предоставление консалтинговых услуг;
организация и управление учреждениями коллективного инвестирования.
Хотелось бы подчеркнуть одну из особенностей английского законодательства:
действие Закона о финансовых услугах распространяется не только на ценные
бумаги, но и на иные финансовые инструменты. Поэтому в Законе используется
термин «инвестиции», а не ценные бумаги. При этом под инвестициями
понимаются помимо общепринятых ценных бумаг (в том числе и производственные
ценные бумаги) и товарные фьючерсы, опционы на валюту, золото, серебро,
палладий, платину (но не сами металлы) и долгосрочные страховые полисы.
Согласно данному Закону деятельность без лицензии является уголовно
наказуемым преступлением. Также Закон о финансовых услугах предусматривает
уголовную ответственность за распространение ложной или вводящей в
заблуждение информации, сокрытие существенной информации. Максимальным
наказанием в обоих случаях может быть тюремное заключение (на 7 лет) или
штраф в неограниченном размере, либо то и другое одновременно.
Закон о ценных бумагах компаний (1985 г.)
Этот закон еще называют Законом об инсайдерах (членах организации). К
инсайдерам Закон относит лиц, которые очевидно связаны с компанией, это
прежде всего директора и должностные лица компании.
По Закону они не вправе использовать так называемую «внутреннюю»
информацию, то есть ту, которая необнародована и способна повлиять на цены
при совершении сделок с ценными бумагами. Такие действия признаются
уголовным преступлением и влекут за собой тюремное заключение (до 7 лет)
или неограниченный штраф, либо то и другое вместе. При слушании дела в
магистратском суде – 6 месяцев тюремного заключения или штраф 500 фунтов
стерлингов, либо то и другое одновременно. Закон о компаниях (1986/1989 г.) Данный Закон предусматривает, что компания должна иметь возможность
получить информацию о реальных акционерах, а не только о номинальных.
Компании при поглощениях часто прибегают к покупке акций поглощаемой
компании за свои собственные акции. В таком случае компания-поглотитель
стремится повысить котировку собственных акций на рынке. Одновременно она
заинтересована в том, чтобы акции поглощаемой компании имели более низкую
курсовую стоимость. Для того чтобы предотвратить манипулирование ценами в
подобных ситуациях, предусмотрена процедура раскрытия информации. Директора, совершающие сделки с акциями собственных компаний, обязаны
сообщить о них своей компании в письменной форме в течение 2 дней. Акционер
или группа связанных между собой акционеров, владеющих 3% акций, при
изменении их пакета на 1% должны поставить компанию в известность об этом в
течение 2 дней. Компания, в свою очередь, предоставляет эти сведения в
Регистрационную палату. Если компания имеет листинг на бирже, уведомление
посылается также и на биржу. Те же требования распространяются на лиц в
возрасте до 18 лет и супругу (супруга) акционера.
Сокрытие этих сведений является уголовным преступлением, предусматривающим
наказание в виде тюремного заключения сроком до 2 лет либо неограниченного
по величине штрафа, либо того и другого одновременно. В случае рассмотрения
дела в суде магистрата – соответственно до 6 месяцев, или штраф до 2000
фунтов стерлингов (или то и другое).
Согласно Закону публичная компания имеет право потребовать от любого лица,
которое по ее мнению имеет голосующие акции этой компании, представить
сведения о динамике принадлежащего ему пакета акций за последние 3 года.
Отказ от предоставления подобных сведений может сопровождаться лишением
акционера права голоса.
Кроме того, закон предусматривает проведение ежегодных и чрезвычайных общих
собраний акционеров, с перерывом не более 15 месяцев. 2. Основные органы регулирования.
2.1. Совет по ценным бумагам и инвестициям
В соответствии с Законом о финансовых услугах был создан специальный
орган – Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment
Board). Он наделен исключительными полномочиями регулирования рынка. По
своему статусу он является некоммерческой компанией, участниками которой
являются представители различных фирм, работающих на финансовом рынке.
Говоря другими словами – это саморегулируемая организация профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Формально Совет подчиняется Казначейству, но
на практике является независимым учреждением.
Совет делегирует свои полномочия более специализированным организациям,
которые делятся на 2 группы: саморегулируемые организации и уполномоченные
биржи.
К первой группе относятся: Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA),
Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров (FIMBRA),
Организация инвестиционных управляющих (IMRO), Организация компаний
страхования жизни и юнитрастов (LAUTRO).
Ко второй группе относятся: Лондонская товарная биржа, Международная
нефтяная биржа (LPE), Лондонская биржа металлов, Лондонская фондовая биржа.
Работать на рынке ценных бумаг можно лишь являясь членом какой-либо или
нескольких саморегулирующихся организаций. Те правила, которые
разрабатываются какой-либо из этих организаций являются обязательными для
исполнения всеми ее профессиональными участниками. Например все члены
Совета по ценным бумагам и фьючерсам должны представлять разнообразную
информацию о своей деятельности. 2.2. Совет по ценным бумагам и фьючерсам Совет выполняет большинство функций, которые в других странах
осуществляются государственными органами (например, министерство финансов в
Японии и Франции). К числу его функций относится и лицензирование компаний
по ценным бумагам, которая включает в себя регистрацию директоров,
управляющих и сотрудников фирм.
Став членом СЦБиФ, фирма обязана соблюдать все его предписания. В случае
обнаружения каких-либо нарушений Совет отдает указания своим членам быстро
их исправить. Самые жесткие меры воздействия, которыми располагает Совет –
штрафы и исключение фирмы из членов Совета по ценным бумагам и фьючерсам.
Это автоматически закрывает фирме-нарушительнице доступ на рынок.
Совет руководит компенсационным фондом, созданным на основании Закона о
финансовых услугах. Этот фонд компенсирует потери инвесторов в случае
банкротства инвестиционного института. Образуется фонд за счет вкладов
самих членов Совета, размер которых зависит от оборота инвестиционного
института. 2.3.Лондонский совет по вопросам слияний и поглощений. Лондонский совет по вопросам слияний и поглощений (The City Panel on
Takeovers and Mergers) представляет собой частную организацию, которую
образует группа юридических и физических лиц, занятых в индустрии ценных
бумаг. В состав Совета входят представители Ассоциации британских
страховщиков, Ассоциации юнит-трастов, Лондонской фондовой биржи, Банка
Англии и др.
Несмотря на то, что Совет является частной организацией, он обладает
большим влиянием и имеет квазиофициальный статус. Он в основном следит за
соблюдением 2 основных сводов правил, которые он сам же и разработал. Это
Кодекс по слияниям и поглощениям (содержит ряд требований, которые должны
соблюдаться в процессе слияний или поглощений) и Правила приобретения
крупных пакетов акций. Нормы, установленные в этих документах формально
юридической силы не имеют, т. е. их исполнение основано на добровольности.
Но о факте их нарушения Совет сообщает в соответствующую саморегулирующуюся
организацию, которая может принять меры воздействия на своего члена,
вплоть до исключения.
В ряде случаев правила Совета совпадают с положениями Закона о финансовых
услугах. Несоблюдение этих правил не является уголовным преступлением, но
если в процессе борьбы за поглощение действия каких-либо лиц приведут к
искажению цены (сговор, обман и др.), они могут быть привлечены к уголовной
ответственности. Во главе Совета стоит председатель, исполняющий данную
должность по совместительству.
При поступлении сообщения о нарушении кем-либо правил Совета
предусматривается его созыв. В случае признания Советом жалобы обоснованной
он может обратиться в Комитет по апелляциям с предложением о наложении
штрафа. 2.4. Банк Англии. Основная роль Банка Англии на рынке ценных бумаг состоит в регулировании и
контроле рынка государственных облигаций. Банк фактически лицензирует
маркет-мэйкеров по государственным ценным бумагам и следит за соблюдением
ими требуемой структуры активов и пассивов.
Также Банк выступает агентом правительства при размещении государственных
облигаций, отвечает за автоматизированную систему торговли государственными
облигациями, дает рекомендации для вступления в члены Лондонской фондовой
биржи.
Практически во всех профессиональных финансовых организациях есть
представители Банка Англии. Банк Англии реализует свою политику путем
рекомендаций, а не на основе каких-либо законов, но тем не менее его
рекомендации выполняются неукоснительно. Заключение Таким образом, можем заключить, что роль государства в регулировании
фондовых рынков Великобритании ограничивается лишь правовым регулированием.
Это наверняка имеет свои положительные стороны. Ведь в таком случае
контроль за соблюдением законодательства о фондовых рынках ложится на
независимые органы, а тот факт, что их правила во многом совпадают с
положениями законодательства делает их крайне заинтересованными в
соблюдении этих правил. Кроме того, некоторые из этих органов могут очень
серьезно повлиять на нарушителей. Выходит, что государство делегировало
часть своих полномочий по регулированию фондовых рынков независимым
органам. В основе такого положения вещей, возможно, лежит высокий уровень
правовой культуры англичан, их менталитет и это частично объясняет, почему
в других странах аналогичные полномочия лежат на органах государства. Используемая литература Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм
функционирования. – М.: Инфра-М, 1997. С. 166-173.
|