Развитие арендных отношений на Украине
Развитие арендных отношений на Украине
Содержание.
Введение
I. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений.
II. Мировой опыт развития аренды в АПК.
III. Развитие арендных отношений на примере предприятий пищевой промышленности.
IV. Лизинговые операции, проблемы их внедрения на Украине.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформация отношений
собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования,
благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина.
В связи с тем, что процесс приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме
собственности) не может произойти в короткие сроки, особое значение приобретает вопрос, рассматриваемый в этой работе, о становлении арендной формы
хозяйствования, которая будет способствовать этому процессу. При рассмотрении этой проблемы следует учитывать накопленный мировой опыт, а также особенности
экономики Украины.
1. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений.
Процесс приватизации, официально начавшийся в Украине 1 декабря 1992 г., сложный и противоречивый. Существует большое
разнообразие точек зрения в отношении целей, форм, сроков приватизации, степени готовности Украины к ней и т. д. И хотя процесс уже начался, учитывая
актуальность темы для страны в целом и отдельных граждан, предлагаем свое видение этой проблемы в общетеоретическом плане, а также анализ организационных
форм приватизации в частности.
Необходимость процесса разгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомнений и обосновывается, во-первых,
кризисным положением экономики и общества в целом; во-вторых, неизбежностью перехода к рынку; в-третьих, понятием врожденной экономической активности
частного собственника; в-четвертых, признанием того определения, что своя собственность - это
основа свободы личности.
Приватизация представляет собой главную составную часть экономической реформы, ее стратегию и тактику. Это процесс, которому
присущи глубинные свойства, связанные с кардинальным изменением социальных структур, изменением общественно-экономического строя в Украине.
Что же вкладывается в понятие "приватизация"? Если взвешенно подойти к анализу этого понятия,
то:
- в узком понимании, с точки зрения этимологии, это - процесс перехода любой формы
собственности (государственной, личной, коллективной, интегрированной и т. д.) в частную;
- в широком смысле это понятие на практике, в литературе, официальных документах рассматривается как форма разгосударствления,
превращение (трансформация) государственной собственности в другие формы собственности (присвоение).
При таком подходе под разгосударствлением подразумевается общий процесс перехода от тоталитарной государственной
экономики к экономике смешанной, многоукладной, плюралистической, полифонической (многоголосой), что связано (многоголосой), что связано с
четырьмя "Д", а именно:
- денационализацией;
- демонополизацией;
- демократизацией;
- децентрализацией экономики,
а также с составными частями этого процесса: арендизацией, корпоратизацией (акционированием), коммерциализацией,
персонификацией собственности.
В конечном счете это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.
Но среди целей приватизации имеется и вполне прагматическая, и заключается она в том, чтобы за счет продажи государственных
предприятий получить средства, которыми можно было бы хоть частично закрыть прорехи в огромном бюджетном дефиците. Главным содержанием приватизации должны
стать именно инвестиционные процессы, которые могут привести к структурным изменениям. Социальные же аспекты выступают при этом лишь в роли стимулов или
ограничений, амортизирующих экспансию частного капитала.
При разработке любой концепции приватизации (а она, кстати, до этого времени фактически так и не сформирована в Украине на
государственном уровне) имеется целый ряд общих требований, выдвигаемых в отношении приватизационного процесса:
1. Упорядочение юридических прав собственности и фактического права распоряжаться ею. В Украине к моменту начала
приватизации большинство необходимых законодательных актов было разработано и введено в действие. Но в них имеются существенные недостатки. Во-первых, не
определено и не закреплено в законе одно из главных прав собственности - на землю. Без него, по существу, невозможен общий процесс приватизации - так как
объекты государственной собственности построены на земле - государство их приватизирует, а землю - пока что нет. Во-вторых, сегодня остаются в силе два
взаимоисключающих положения - в Законе об аренде имущества - государственных предприятий и организаций и в Законе о приватизации имущества государственных
предприятий Украины. Так, первый документ предоставляет возможность трудовым коллективам взять его в аренду с выкупом, а второй - утверждает, что все государственное имущество должно быть
равномерно разделено между гражданами Украины через систему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идут предприятия, работающие наиболее
эффективно, с хорошим парком оборудования, то не трудно заметить односторонность приватизационного процесса: одним - лучшее, другим - ничего.
В-третьих, если приватизационные имущественные сертификаты можно будет вкладывать в выкуп акций предприятий ( а это - политика Фонда госимущества), то
котироваться будут акции лишь известных предприятий, со стабильным уровнем функционирования. ибо смогут гарантированно приносить прибыль вкладчику.
2. Использование уже в переходный период стимулов. предоставляющих возможность работать по критериям рыночного хозяйства.
Такими критериями могло бы стать льготное налогообложение в течении определенного времени (3 - 5 лет) для большинства предприятий, особенно
производящих промышленную продукцию или продукты питания к моменту их приватизации. Это привело бы к стабилизации экономического положения
предприятий. дало бы возможность коллективу определиться - или приватизировать предприятие, или оставить его государственным.
3.Сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в процессе приватизации.
4. Поиск оптимального решения капиталоемкости внутреннего рынка. В отношении этого условия имеется существенное
замечание. В приватизационных документах не нашли отражение возможность привлечения трудовым коллективом (который в большинстве случаев не имеет
собственных средств на выкуп предприятия) отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе и возможность их участия в организации общества
покупателей.
5. Создание условий, обеспечивающих заинтересованность населения в приватизации и поддержание этой
заинтересованности в процессе ее проведения. К сожалению, такой заинтересованности у основной массы населения нет. Это объясняется как отсутствием
четкого определения возможностей применения приватизационных имущественных сертификатов в процессе приватизации, так и невозможностью на свое усмотрения
распоряжаться ими (продать, подарить и т.д.). Сертификаты рассматриваются только как возможность приобрести акции предприятий - а это уже элемент
принудительной приватизации.
6. Необходимость социальной защиты населения в процессе приватизации. Элементами такой защиты могут стать: продажа не
только 20% акций предприятий их трудовым коллективам; обеспечение государством гарантированных дивидендов на приватизационные сертификаты наименее
обеспеченным категориям населения, возможность вкладывать имущественные сертификаты в акции наиболее развитых предприятий; невозможность
перепрофилирования объектов социально-бытового назначения в течении определенного периода при их приватизации.
7. Запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.
В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий:
|