Публичная администрация и административное право
Публичная
администрация и административное право
Англо-американский
подход
С точки зрения
американских юристов административное право США регулирует полномочия и порядок
деятельности административных учреждений, а также контроль судов над
администрацией. Организация административной системы и структура отдельных
учреждений не являются, по их мнению, объектом регулирования этой отрасли
права. По установившейся традиции административное право регулирует три
объекта: административное нормотворчество; административную квазисудебную
деятельность; контроль судов над администрацией.
Американцы
сосредоточивают свое внимание на «внешнем административном праве», т. е. на той
части отрасли права, которая регулирует взаимоотношения учреждений с частными
лицами. Они интересуются «внутренним административном правом», регулирующим
внутреннюю структуру администрации и взаимоотношения между отдельными ее
составными частями, лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания
юридической помощи частным лицам. То же самое можно сказать и о гражданской
службе, и о местном управлении.
Американцы
склонны рассматривать свое административное право как совокупность юридических
норм, призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии. Как писал в
1928 г. американский ученый Э. Фройнд, «административное право - это право,
контролирующие администрацию, а не право, созданное администрацией». Об
административном праве в таком понимании речь идет лишь тогда, когда сталкиваются
частное лицо и учреждение и необходимо разрешить возникший между ними конфликт.
Американскую
юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения, а главным
образом частное лицо, прежде всего его права на участие в этом процессе и те
возможности, которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его
интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США являются
доминирующими. Такое административное право следует, скорее, именовать
«административно-процессуальным».
Английские и
американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права,
руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. Отсюда
большое уважение к обычаям (общему праву), которыми эта практика закреплялась.
Подходя к делу практически, они видели перед собой прежде всего клиента,
частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия администрации.
Эта коллизия между частным лицом и государственным органом, т. е. между частным
и публичным интересом, до сих пор заслоняет англосаксонскому юристу все
остальное в этой области общественных отношений. Формирование отрасли права
происходит в таких условиях в ходе обобщения юридической практики. Как писали в
1972г. Б.Шварц и Х.Уэйд, «административное право стало правовой системой,
разработанной, применяемой на практике и контролируемой юристами, которые
сосредоточивали свое внимание на судебной процедуре как наилучшим образце для
хорошего управления».
Континентальный
подход
Система
континентальной Европы, от теории к практике. Дедуктивный метод. База - нормы
римского права, которое делилось на право публичное (все государственные
учреждения публичной власти) и частное право. Этой системе характерны
авторитарные наклонности. Следующие объекты изучения:
принципы
организации власти
внутренняя
структура администрации
вопросы,
которые можно отнести к частному праву (договор купли-продажи имущества между
администрацией и кем-либо, режим государственной собственности, общественные
работы)
роль публичной
администрации
В англосаксонской
системе права нет разделения на публичные и частные интересы. В Европе
существует недоверие к администрации. Причина этого - в исторических подходах к
организации АП. Суды общей юрисдикции имеют огромную власть в Англии и США. Все
им подчиняется, они не разделены. В странах общего права более узкое понимание
АП. К примеру организация и структура административных органов не относится к
АП. АП США характерен очень узкий подход. Гражданская (государственная служба)
не относится к АП. АП - взаимоотношениями частных лиц с государственными
органами власти. К отраслям АП относятся полномочиями административных
учреждений, контроль судов над ними, порядок деятельности администрации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|