Программа "Государственные жилищные сертификаты"
Программа
"Государственные жилищные сертификаты"
С момента
принятия Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты"
(далее – Программа ГЖС) прошло 5 лет. Для многих безквартирных военнослужащих и
граждан, уволенных с военной службы, программа предоставила реальную
возможность решить свою жилищную проблему. За прошедшее с 1998 года время
реализовать свои сертификаты и стать владельцами квартир смогли более 57 тысяч
семей [1].
Однако в среде
потенциальных кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата,
программа постоянно подвергалась и подвергается жесткой критике. В первую
очередь, недовольство вызывает финансовое обеспечение программы. Получаемая
участником программы ГЖС безвозмездная субсидия, как правило, не позволяет
приобрести современное жилье в крупном городе. Разработчики программы
рассчитывали, что при покупке квартиры военнослужащие, в дополнение к субсидии,
будут использовать собственные сбережения или кредиты банков. Однако этот
расчет не оправдался: во-первых, размер денежного довольствия военнослужащего
не позволяет делать серьезных накоплений, во-вторых, ипотечное кредитование в
России находится пока что в зародышевом состоянии.
Недовольство
условиями Программы ГЖС привело некоторых бывших военнослужащих к дверям
Верховного суда РФ. Первую "проверку на прочность" Программа ГЖС
прошла уже в апреле 1998 года.
Черемных В.Б.
обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконной Федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", как
противоречащей, по его мнению, положениям Конституции РФ (ст. 19) и Закона РФ
"О статусе военнослужащих" (ст. 15), ссылаясь на то, что программа
практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на
предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ
обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления,
нарушает права военнослужащих, на бесплатное получение жилья.
Верховный Суд РФ
пришел к выводу о том, что заявление Черемных удовлетворению не подлежит. При
этом Верховный Суд отметил, что указанная программа не исключает возможность
получения военнослужащими жилых помещений через органы местного самоуправления
по договорам социального найма.
За
недоказанностью судом был отвергнут довод заявителя о том, что программа
является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения
жилья военнослужащих, увольняемых с военной службы. Кроме того, в решении
впервые в судебной практике был озвучен принцип добровольности участия в
программе ГЖС [2].
Действующее
законодательство предлагает 2 основных способа решения жилищных проблем
увольняемых военнослужащих: посредством получения государственного или
муниципального жилья по договорам социального найма или за счет субсидий на
приобретение (строительство) жилья. Оба варианта финансируются из средств
федерального бюджета, причем воспользоваться помощью государства можно только
один раз. В случае приобретения жилого помещения посредством ГЖС участник
программы теряет право на другие варианты улучшения жилищных условий.
Законом
продекларировано право военнослужащего на самостоятельный выбор способа решения
своей жилищной проблемы. Однако эта "свобода выбора" сводится на нет
финансовыми политикой государства. В 1998 году В.Б. Черемных не смог доказать,
что с принятием Федеральной программы "Государственные жилищные
сертификаты" финансирование строительства жилья для военнослужащих было
практически прекращено. Однако, если бы он обратился с аналогичной жалобой в
2002 году, решение суда не было бы таким однозначным.
В федеральном
бюджете на 2002 год не нашлось средств на строительство жилья для
военнослужащих. Действие абзаца первого пункта 14 статьи 15 Закона "О
статусе военнослужащих" в части слов "в том числе"
приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом "О
государственном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ [3].
Таким образом, в течении 2002 года названная норма выглядит следующим образом:
"Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное
место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, за счет государственных жилищных
сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами
из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования".
Таким образом,
"при всем богатстве выбора другой альтернативы нет": единственным
реальным способом получения жилья для военнослужащего является участие в
Программе ГЖС. Однако и эта дорога имеет препятствия. Условия Программы ГЖС
составлены таким образом, что военнослужащий, обеспеченный жильем по
установленным нормам (пусть даже не там, где он хотел бы жить) в участники Программы
ГЖС не попадает. К примеру, если военнослужащий, изъявивший желание получить
ГЖС в Воронеже, вступал в права наследования на дом в глухой деревушке
Архангельской области, его могли исключить из списка получателей ГЖС, как
решившего свою жилую проблему.
Попавшие в
такую ситуацию военнослужащие пытались восстановиться в списках получателей ГЖС
через суд, однако их жалобы, как правило, не удовлетворялись. Бывший
военнослужащий Б.В. Нагорный, получив подобный отказ, дошел в поисках правды до
кассационной коллегии Верховного Суда РФ. В результате судьи высшего судебного
органа исключили из Программы ГЖС условие о том, что участник Программы не
должен иметь жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами.
Правительство
РФ, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право
на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых
помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами,
ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в
целях приобретения жилья данной категорией граждан.
Такое указание
фактически сужает установленный Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение
сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.
Таким образом,
суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителе положение
Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"
в части установления права на выдачу сертификатов только военнослужащим, не
имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской
Федерации и за ее пределами, противоречит Федеральному закону [4].
Безусловно, это
решение значительно расширило круг участников Программы ГЖС. У жалоб, связанных
с отказом в выдаче ГЖС или с увольнением с военной службы без обеспечения ГЖС,
появилась хорошая судебная перспектива.
Однако статьей
96 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что в
2003 году средства федерального бюджета направляются на обеспечение жильем
военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с проведением
организационно - штатных мероприятий, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации для реализации Президентской программы
"Государственные жилищные сертификаты" [5]. Поэтому не
исключено, что в двери Верховного суда РФ скоро снова постучит какой-нибудь
обиженный военнослужащий, не получивший обещанного государством жилья...
Юрист
Общественной организации «В будущее без
насилия» В.Данько
Список
литературы
[1] Кушер С. "Второе дыхание жилищных
сертификатов"//Российская газета, 3.04.2002 г. № 59, с.9
[2] Законность, 1998, № 10
[3] Пункт 34 Приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2002 год" // "Российская газета", № 5 от 11.01.2002
[4] Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 22.08.02
г. № КАС 02-380 // Консультант Плюс: Версия Проф
[5] "Российская газета", № 244 от 28.12.2002 г.
|