Проблемы становления информационного общества и его нормативного регулирования
Проблемы становления информационного общества и его
нормативного регулирования
Разуваев
Владимир Эдуардович
Современный
этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы,
являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера
- сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного
взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и
общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и
хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера
оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие. В ходе
перманентного технического прогресса это влияние будет неуклонно возрастать и
играть определяющую роль в становлении информационного общества, общества 21
века. Устойчивость такого общества основывается на стимулирующих развитие
человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и
знаниями.
В рамках сложившейся политической системы
одним из основных международных принципов, регулирующих наиболее важные для
данной ступени цивилизации межгосударственные отношения, является принцип уважения
прав, свобод и интересов человека. Интересы личности в информационной сфере
заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к
информации, на использование информации в интересах осуществления не
запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального
развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Информационный «голод» и связанное с ним состояние неопределенности в
окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором,
дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в
становлении и образовании информационного общества. Вполне определенно можно
сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими
показателями, по которым его возможно идентифицировать, обладает конкретными
признаками. Мы живем в постиндустриальной экономической системе, где
лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом –
собственники информации. Понимание этого факта имеет важное значение,
оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять
признаки информационного общества. На мой взгляд, логически верным
представляется выделение Ракитовым А. И. признаков информационного общества в
следующие три группы:
- создается сеть гигантских взаимосвязанных
накопителей знания – общедоступных банков знаний и данных. Доступ к этим банкам
из любой точки страны и для любого гражданина в минимальный интервал времени
гарантируется законом и наличием необходимых технических средств.
С
этой целью необходима четкая регламентация в законодательстве гарантий
реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
- большинство трудящихся занято в сфере услуг
и производства информации;
- информация здесь становится товаром и наряду
с информационной технологией занимает ключевое место в экономике страны.
Сегодня особенно актуальными являются задачи
по разработке и анализу некоторых баз данных, хранящихся в той или иной
структуре, с целью совершенствования человеческой деятельности. Для решения
намеченных задач необходимо постепенно создавать единое информационное
пространство административных органов федерального, регионального и районного
уровней и других заинтересованных организаций.
Информатизация как социально-экономический и
научно-технический процесс оказывает революционное воздействие на образ жизни
людей; влияет на процесс образования и работы; становится важным стимулом
развития мировой экономики; дает возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам,
занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески
решать экономические и социальные проблемы, стоящие перед ними. Информатизация
в конечном ее завершении – формировании информационного общества – предполагает
и удовлетворение потребностей социально активной части населения в
информационном взаимодействии. Рассматривая положительные стороны
информатизации, нельзя не говорить о том, что этот процесс на данном этапе
связан с различными трудностями, наблюдающимися в настоящее время и к которым
можно отнести следующие:
- противоречивость и неразвитость правового
регулирования общественных отношений в информационном пространстве, что
затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и
государства, а также формирование на территории России конкурентоспособных
российских информационных агентств и средств массовой информации;
- необеспеченность прав граждан на доступ к
информации;
- манипулирование информацией, что ведет к
дестабилизации социально-политической обстановки в обществе;
- нечеткость при проведении государственной
политики в области формирования российского информационного пространства;
- недостаточность государственной поддержки
деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на
зарубежный информационный рынок;
- ухудшение ситуации с обеспечением
сохранности сведений, составляющих государственную тайну;
- отставание отечественных информационных
технологий вынуждает органы власти и управления идти по пути закупок импортной
техники и привлечения иностранных фирм;
- утечка информации по техническим каналам;
- противоправное применение специальных
средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.
Одной из составляющих национальных интересов
Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных
ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности
информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и
создаваемых на территории России. Информационная безопасность как главнейшее
направление государственной политики в информационной сфере может быть
подвержена (и подвергается) различным видам угроз. Среди них существует такая
угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение
информации). В нашу эпоху российские средства массовой информации научились
красиво излагать самые ужасные новости, навязывая исподволь свою точку зрения
на случившееся. Они переняли у Запада опыт и принципы преподнесения информации
рядовому человеку, когда главное – не сообщение как таковое, а то, что остается
за кадром, нечто вроде 25-го кадра. «Информационщики» умело используют этот
способ воздействия, формируя общественное мнение и преподнося готовые формы
поведения в той или иной ситуации. Манипуляция общественным сознанием является
самой серьезной угрозой информационной безопасности личности и общества. На мой
взгляд, единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое
законодательное регулирование отношений в сфере массовой информации. В
противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее
разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической
обстановки в обществе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tarasei.narod.ru/
|