Проблемы расследования экологических преступлений  Проблемы расследования экологических преступлений
 Проблемы расследования экологических преступлений РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Проблемы расследования экологических преступлений

Проблемы расследования экологических преступлений

Шипицына Милена, ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижневартовского Экономико-Правового Института (филиал) Тюменского государственного Университета

Совсем недавно считалось, что природные богатства планеты неисчерпаемы, а запас прочности природной среды позволяет почти бесконтрольно её эксплуатировать. Ускоренное развитие научно-технической революции и бурный рост промышленного, сельскохозяйственного производства усугубили нарастающий во времени и пространстве процесс загрязнения и иных отрицательных антропогенных нагрузок на природу в целом, показав ошибочность этой позиции. На сегодняшний день человечество уже израсходовало одну треть всех природных богатств мира. В короткий срок проблема охраны окружающей среды превратилась в одну из глобальных общечеловеческих проблем, от которой зависят жизнь и здоровье как нынешнего, так и будущего поколений людей. Большое место в охране окружающей среды отводится мерам правового характера, в том числе в борьбе с экологическими преступлениями, количество которых постоянно растет. В целом, по России в январе-феврале 2000 года зарегистрировано 1696 экологических преступлений – увеличение составило 29,7% по сравнению с январем-февралем 1999 года. По статистическим данным ГИЦ Генеральной прокуратуры РФ, только за первое полугодие 2000 года Волжская природоохранная прокуратура выявила 3478 нарушений экологического законодательства в Волжском бассейне. За восемь месяцев Волжская природоохранная прокуратура только по Тверской области возбудила 134 уголовных дела. [1]

Но все же деятельность правоохранительных органов в этой сфере пока ещё нельзя назвать успешной. Лица, виновные в преступных загрязнениях атмосферного воздуха, водных объектов, лесов, земли, в большинстве своем остаются практически безнаказанными. В ряде случаев, даже если криминал налицо, уголовные дела вообще не возбуждаются или необоснованно прекращаются. Вызывает критику и само качество расследования: его всесторонность, полнота, объективность. Многие обстоятельства, подлежащие доказыванию, остаются невыясненными или недостаточно всесторонне, полно и объективно установленными. Опрос следователей, в производстве которых находились уголовные дела о загрязнениях водоемов и атмосферного воздуха, показывает, что в ряде случаев установление истины затрудняется вследствие незнакомства с методикой расследования данных преступлений, отсутствия специальных познаний. Следует отметить, что и сама эта методика требует дальнейшей разработки.

Данная тема является проблемной в том отношении, что, как показало обобщение следственной и судебной практики, дознание и следствие по данной категории дел проводятся поверхностно, с грубыми процессуальными нарушениями, которые не позволяют во всех случаях выносить обоснованные приговоры.

Одной из причин подобной ситуации, по мнению автора, является, во-первых, отсутствие у следователей глубоких и специфических познаний в области экологии, охраны окружающей природной среды и рационального природопользования; во-вторых, в производстве следователя, как правило, помимо уголовных дел, связанных с расследованием экологических преступлений, находятся, по их словам, «более серьезные дела», к которым относятся кражи, убийства, грабежи, изнасилования и др. Безусловно, было бы неразумно отрицать важность и серьезность расследования подобных преступлений, ведь они посягают на самое ценное – жизнь, собственность, права и свободы личности. Однако более серьезными они являются лишь с той точки зрения, что они нарушают естественные права человека, и, следовательно, при возбуждении уголовного дела (например, кражи) следователь общается с «реальным потерпевшим», возникает определенный психологический контакт.

При расследовании же экологических преступлений реальный потерпевший как таковой отсутствует (за исключением тех случаев, когда путем причинения вреда окружающей природной среде наносится ущерб здоровью, имущественным и иным правам человека). Есть лишь окружающая среда в качестве потерпевшего, даже, можно сказать, в качестве «формального потерпевшего» (следователь при расследовании данной категории дел не общается непосредственно с потерпевшим, так как его реально не существует, - он может только оценить вредные последствия преступления). Но это огромное заблуждение, так как в данном случае потерпевшими будут являться все люди, потому что, допуская совершение преступных загрязнений воды, атмосферного воздуха, мы, прежде всего, причиняем огромный вред самим себе, хотя зачастую и не задумываемся об этом. Экологические преступления также затрагивают право человека на жизнь, на здоровье, на благоприятную окружающую среду... Более того, они носят глобальный характер, так как в большинстве случаев касаются не одного человека, а тысячи, сотни, порою и миллионы людей.

Немаловажной причиной низкого уровня раскрытия экологических преступлений является и существующая в нашей стране система раскрытия преступлений. Допустим, в производстве следователя находятся десять уголовных дел, из них восемь – против личности, собственности и т.п., и два – экологических преступления. Не нужно долго думать, чтобы понять, какие дела следователь будет расследовать в первую очередь, и производство каких дел постарается прекратить. По мнению автора данной работы, в России необходимо создать систему органов, которые будут заниматься расследованием именно экологических преступлений. Безусловно, определенные шаги в этом направлении сделаны. В частности, создана система природоохранных прокуратур, которую образуют Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, объединяющая прокуратуры бассейна р.Волга и действующая на правах областной прокуратуры, межрегиональная природоохранная прокуратура г.Москвы и Московской области и межрайонные природоохранные прокуратуры, подчиняющиеся прокурорам республик, краев, областей и автономных округов (всего около 46 межрайонных природоохранных прокуратур - Тюменская, Ханты-Мансийская, Омская, Новгородская и др.). Однако среди всех существующих прокуратур можно выделить лишь одну, которая является показателем эффективной работы в этом направлении – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. В ряде субъектов Федерации созданы и такие структурные подразделения, как экологическая милиция, которая также занимается расследованием, пресечением и предупреждением экологических преступлений и правонарушений. В то же время, по мнению Генерального прокурора РФ Устинова В.В., в целом работа данных природоохранных прокуратур пока малоэффективна. Во многих местах еще не выработана система надзора. Да и состояние законности в сфере экологии анализируется поверхностно, а проверки исполнения законов проводятся преимущественно по заданиям Генеральной прокуратуры. Отмечается, что некоторым прокурорам – в Республике Алтай, в Санкт-Петербурге и в других субъектах РФ – недостает остроты и принципиальности в оценке выявляемых нарушений природоохранительного законодательства. Слабо применяются меры уголовного и гражданско-правового воздействия природоохранные органы порой пассивны в работе по выявлению и предупреждению экологических правонарушений. И в их собственной деятельности нарушения закона, к сожалению, многочисленны. И они – органы государственного экологического контроля – очень ослаблены в последние годы неоправданно частыми реорганизациями.

В последнее время в России наметились следующие тенденции: чем больше мы говорим об экологии, о ее глобальном характере, о необходимости беречь природные ресурсы, тем больше наши «верхи» прилагают усилий разрушить то малое, что у нас было за эти годы. В частности, 17 мая 2000 года был ликвидирован Государственный Комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) и все его контролирующие функции переданы Министерству природных ресурсов, которое само является природопользователем. Во всех развитых государствах функции природопользования и функции охраны окружающей природной среды разделены. И в настоящее время существует лишь две страны, в которых данные функции выполняет один и тот же орган, - Россия и Гондурас. Не так давно Приказом Генерального прокурора в отдельных субъектах Федерации были ликвидированы межрайонные природоохранные прокуратуры (в их числе и Тюменская межрайонная природоохранная прокуратура), и все производство передано в областные прокуратуры.

Конечно, Россия сейчас (и полгода, и год, и семь-восемь лет назад, и до 17 августа, и после, и во время радикальной экономической реформы, и перед ней – в период перестройки) настолько погружена в свои до предела острые внутренние проблемы, что ей не до глобальной экологии, ведь даже окружающей среде на собственной территории уделяется совершенно недостаточное внимание.

Список литературы

[1] См.: отчет о Всероссийском совещании по борьбе с экологическими правонарушениями. – «Государство и право». – 1997 - № 1. с.110.





      ©2010