Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран  Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Волгоградская академия государственной службы

Реферат

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Подготовила студентка группы ЮВ-303

Пенкина Н.В.

Волгоград

1997 год

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы. Государственное право в каждой стране является основной отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Конституционное право закрепляет:

- основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;

- механизмы политической власти;

- организацию и формы осуществления политической власти на основе принципа разделения властей;

- государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Конституционное (государственное) право - основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким образом, определяет основы других отраслей системы права - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты, что определяет систему государственного права зарубежных стран. Институт государственного права - совокупность однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (например, институт парламента, институт делегированного законодательства).

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются государственно-правовыми. К числу же форм осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения, относятся:

- законодательство;

- нормоустанавливающая деятельность правительства;

- выборы, референдумы;

- порядок осуществления прав и свобод;

- надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения - такая группа общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.

Субъекты государственно-правовых отношений:

- центральные органы государственной власти и управления;

- органы конституционного надзора;

- члены федерации;

- местные органы государственной власти и муниципалитеты;

- депутаты центральных и местных представительных учреждений;

- граждане и подданные.

В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные партийные органы.

Государственно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего - это отношения, возникающие между центральными органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации. Во время всеобщих выборов возникают государственно- правовые отношения между гражданами и подданными и центральными органами государственной власти. В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят ряд важнейших вопросов государственной жизни (конституция США 1787 года). Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов. К источникам конституционного права относятся также:

- конституционные законы, которые не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы
(законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения, о политических партиях и др.);

- органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях
(конституция Франции 1958 года);

- обычные парламентские законы, которые иногда вступают в противоречие с конституцией (закон о контроле над коммунистической деятельностью в США);

- нормативные акты правительств и глав государств (указы и декреты о введении чрезвычайного положения и др.);

- в некоторых (особенно англосаксонских) странах - обычаи, называемые конституционными правилами или конвенционными нормами, которые не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства;

- судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем (в Великобритании и ряде других англосаксонских стран);

- акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов, осуществляемого либо главой государства, либо судами.




      ©2010