Предмет и методология политических и правовых учений
Предмет и
методология политических и правовых учений.
Предмет
истории политических и правовых учений.
В системе
юридических наук и юридического образования история политических и правовых
учений является самостоятельной научной
и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической
дисциплины исследуется и освещается
специфический предмет -история возникновения
и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и
законодательстве, история политических и правовых теорий.
Под
соответствующими “учениями”, следовательно, в данной дисциплине имеются в виду
по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически
возникающего и развивающегося знания,
те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит
свое концентрированное
логако-понятийное выражение исторический процесс углубления познания
политических и правовых явлений.
Соединение в
рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной
внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих
понятий, которая особенно отчетливо
видна со специфических предметно-методологическх позиций юридической науки в целом, представляющей
собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Именно под углом
зрения этого единого комплекса и следует понимать сочетание политических и
правовых теорий прошлого в предмете
нашей науки.
Объемы понятий
“политическое” и “государственное” не совпадают. Представление об их
соотношении различно в разные эпохи, у
разных авторов и т. д. Так, древнегреческие авт” ры, начавшие теоретическую
разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина
“государство”, который вошел в научный
оборот во времена Макиавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства
совместной жизни свободных граждан. Иначе говоря, в таком понимании
политическое уже государственного:
политическое здесь лица особая, достигшая своей развитости форма
государственности, присущая лишь
эллинам и предполагающая свободу граждан. Об этом прямо говорит, например,
Аристотель, согласно которому восточная
деспотия (т. е. деспотическая форма правления) -это не доросшее до высот
политики “варварское” правление с бесправием
и рабством подданныхАристотелевская характеристика человека как
политического существа как раз и означает, что только в своей развитости
(умственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут организовать свою
совместную жизнь на политических началах (т. е. как в эллинском полисе).
Примечательно и то, что лишь лучшая
(весьма редкая, смешанная) форма правления обозначается им как полития.
В новое время
различение “политического” и “государственного” осознается и проводится четче и последовательней (как в
содержательном, так и в понятийно-терминологическом отношении). Причем “политическое” трактуется -в
противоположность древнегреческим
авторам -как более широкое явление и понятие, чем “государственное”.
Сказанное о
предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических
теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве.
Напротив, можно сказать, что
политические учения прошлого представлены
в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде
соответствующих теоретических исследований
проблем государства как особого политического явления и учреждения в
широком контексте других политических
явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории
государственности исследовалась
представителями различных школ и направлений в реальной истории политических
учений.
История
политических и правовых учений -дисциплина юридическая. Однако кроме юристов
значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также
представители иных гуманитарных наук, и
прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли
(например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,
Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель,
Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в
истории политических и правовых учений.
Влияние
философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к
тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками
и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных
философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования
испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не
философского, а политико-правового или
гениально-политического профиля (например, древнегреческие софисты,
древнекитайские логисты, римские
юристы, М. Падуанский, средневековые
юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Болен, Г. Граций, Щ. Л.
Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн, С. Е. Десницкий,Б. Констант.
Вентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий.П. И. Новгородцев
и др.).
Особо следует
отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических
дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая
история государства и права, история государства и права России и т. д.)
профилей.
В отличие от
предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом
истории политических и правовых учений являются не саам исторически возникающие
и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие
формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и
взаимовлияние истории политико-правовых
идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов -с другой. Без
знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное
содержание соответствующих политик” правовых теорий, как и без соответствующих
теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
В соотношении с
общетеоретическими юридическими науками
история политических и правовых учений выступает по преимуществу как
историческая дисциплина, по своему предмету
ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий,
закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике,
законодательстве.
Соотношение
истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими
науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри
самой этой дисциплины, отчетливо отражают то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой
дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений
прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для
характеристики как предмета данной
дисциплины, так и ее методологии.
Методология
истории политических и правовых учений.
В обобщенном
виде применительно к нашей дисциплине можно выделить следующие основные функции
метода: 1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории
(здесь речь идет прежде всего о принципах и внутренней логике формирования
конкретно-определенной системы теоретического
знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т. д.), 2) метод как
способ интерпретации и оценки
предшествующих политико-правовых учений (данный аспект отражает содержание и
характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически
развивающейся политико-правовой мысли)
и 3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения
между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью ( здесь
проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах
соотношения материального и духовного в
политико-правовом познании, теории и практики и т. д.).
Своеобразие
предмета истории политических и правовых учений накладывает свой отпечаток на
применяемые в данной сфере общефилософские и конкретно-научные методы, посвоему
трансформирует и конкретизирует соответствующие приемы и средства исследования,
определяет их специфические цели и задачи с учетом особенностей изучаемых
объектов и в целом предмета научного познания.
Заметным
выражением отмеченной предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая
роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим
возможностям в наибольшей мере соответствуют историке-теоретическому
содержанию и профилю данной юридической
дисциплинк Отсюда и определяющее
значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого,
поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории
этих учений.
В области
истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой
теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых
теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в обшей
структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого
и современности, уяснения специфической логики в истории политических и правовых учений, взаимодействия
политикоправовых идей с политической и правовой практикой прошлого и
современности и т. д.
Исторический
подход выступает при этом в качестве способа адекватного понимания,
интерпретации и оценки политикоправового содержания освещаемых учений в
контексте прошлого и современности.
Очевидно, что концепции и конструкции
того или иного мыслителя прошлого (как взятые в их исходном,
“нетронутом” виде и непосредственном отношении к современной ему
действительности, так и расссматриваемые в качестве переработанного элемента в
политических и правовых учениях более
позднего времени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то
значение, которые были им характерны в той, прошлой их “современности”. В новой
социально-исторической и политико-правовой ситуации, в контексте другой действительности они нередко
приобретают иное, новое значение.
Адекватная
трактовка прошлой и современной роли и значения политик”-правовых учений требует различения в структуре политико-правового знания, представленного в
соответствующем учении, его
конкретно-исторической и теоретической сторон. Конкретно-исторический аспект
политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторически
определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику и
т. п. развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с
требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и
тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте
своей эпохи и т. д. Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические,
познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом
обосновывались конкретные политик”-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись,
какие исходные принципы положены в их
основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой
доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые
вводятся им в теоретический оборот и т. п.
С учетом
совмещения в истории политических и правовых учений теоретического и исторического
направлений исследования освещение
материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и
проблемно-категориального способов и
приемов изложения.
Хронологическое
освещение при этом ориентировано на характеристику как “портретов” соответствующих мыслителейклассиков (например,
Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и т. д.), выступивших с
обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и
влиятельных школ, течений и направлений
политико-правовой мысли (например, брахманизма, буддизма, даосизма,
древнекитайских логистов, софистов, римских юристов, тираноборцев,
исторической школы права, юридического
позитивизма и т. д.). Это позволяет
исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования,
развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их
политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т. д.
Сочетание
хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче
выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях,
проследить роль традиций и “скачков” в
истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых
учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемирной истории
политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовой мысли в
соответствующих регионах и странах в
тот или иной период времени) и единичного (концепции определенного мыслителя и
т. д.).
Значительную
роль при этом играют приемы и средства историка-сравнительного исследования.
Сопоставительный анализ ( в синхронном и диахронном плане) различных концепций,
конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем
содействует выявлению более точных критериев классификации итипологизации
политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания.
Причем если для
уяснения логики и закономерностей развития
всемирной истории политико-правовой мысли необходимо предварительно
располагать достоверной синтетической картиной
истории политико-правовых учений в целом, составными частями которой
являются региональные истории и отдельные учения, то, в свою очередь,
адекватная характеристика и оценка места и значимости этих составных частей
возможна лишь в контексте целого, в рамках всемирной истории политических и
правовых учений.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|