Правовые основы предпринимательства  Правовые основы предпринимательства
 Правовые основы предпринимательства РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Правовые основы предпринимательства

|[pic] |

КАЗАНСКИЙ ЮИ МВД РФ

________________________________________________

Контрольная работа.

По курсу: Правовые основы предпринимательства.

4 курс группа № _74__ (набор 1997 года)

Слушатель: __Мазитов Антон Валентинович.

Казань 2000 г.

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Совместная деятельность в форме простого товарищества.
2. Обязанность ведения бухгалтерского учета своего имущества, обязательств, хозяйственных операций и составления отчетности юридическими лицами.
3. Решение задачи.

1. Совместная деятельность в форме простого товарищества.

Договор простого товарищества, более известный как договор о совместной деятельности, не является новым. На протяжении десятилетий правовое положение участников договора регулировалось гл. 38 ГК 1964. С 3 августа
1992 г. - момента введения в действие Основ ГЗ, их права и обязанности регламентировались гл. 18 Основ, а в части, не противоречащей Основам, сохраняли свое значение нормы гл. 38 ГК 1964 (Постановление Верховного
Совета РСФСР от 14 июля 1992 г. N 3301-1 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" - Ведомости
РСФСР, 1992, N 30, ст. 1800).

С 1 марта 1996 г. к правоотношениям, возникающим между участниками договора простого товарищества, а также между ними и третьими лицами, применяются нормы гл. 55 ГК. Споры о правах и обязанностях, возникших до этой даты, разрешаются согласно требованиям ст. 5 и 8 Вводного закона.

Определение договора простого товарищества содержится в ст.1041 ГК, которое практически не отличается от содержавшегося в ст. 122 Основ. Его анализ позволяет назвать ряд обязательных признаков договора: а) это объединение двух или более лиц. В последнем случае договор является многосторонней сделкой; б) объединение не приводит к образованию юридического лица. Товарищам нет необходимости регистрировать его в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК, а также в налоговой инспекции, комитете по управлению государственным или муниципальным имуществом и т.п.; в) объединение связано с личным участием каждого из товарищей в их совместной деятельности. При этом значение личностного, доверительного фактора достаточно велико; г) для совместной деятельности товарищи вносят и соединяют свои вклады
(ст. 1042); д) объединение создается для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (совместное строительство дома, дороги, участие в приватизации предприятия и т.п.).

В тех случаях, когда целью договора является постоянная деятельность для извлечения прибыли (предпринимательская деятельность), сторонами могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Исключение составляет участие в договоре некоммерческой организации, если предпринимательская деятельность не противоречит целям, ради которых она создана (п. 3 ст. 50 ГК). Во всех остальных случаях круг участников договора не ограничен.

Договор простого товарищества вступает в силу в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК). Договор носит возмездный характер, что выражается не только в соединении вкладов, но и возможности участников пользоваться общим имуществом.

В гл. 55 ГК отсутствуют специальные правила, касающиеся формы и порядка заключения договора. Следовательно, применяются общие для договоров ст.
161, 162, 432, 436, 438 - 444 ГК.

В зависимости от срока действия договоры делятся на: а) бессрочные; б) с указанием срока; в) с указанием цели в качестве отменительного условия. В зависимости от вида по-разному решается вопрос о его прекращении (ст. 1050
- 1053 ГК).

Сфера применения договора достаточно широка. Это объясняется как упрощенной процедурой создания товарищества, так и рядом преимуществ в налогообложении, которые оно дает. Наиболее часто договор заключается при: а) совместном долевом строительстве юридическими лицами зданий, сооружений, заводов, дорог, гаражей, а также жилых домов. В этом случае он может называться: договор о совместной деятельности; участии в долевом строительстве; долевого участия; о сотрудничестве и т.д. Однако наличие всех приведенных выше признаков позволяет в большинстве случаев квалифицировать его как договор простого товарищества (Вестник ВАС РФ,
1995, N 9, с. 50); б) создании акционерного общества закрытого или открытого типа (п. 1 ст. 98 ГК). Здесь между учредителями общества заключается договор о совместной деятельности, целью которого является регистрация общества в качестве юридического лица; в) приватизации государственного или муниципального предприятия членами его трудового коллектива. В соответствии со ст. 24 Закона о приватизации члены трудового коллектива для участия в конкурсе или аукционе вправе заключить между собой договор о совместной деятельности и выступить стороной договора купли - продажи предприятия; г) совместном долевом строительстве жилых домов хозяйственными обществами (товариществами) и гражданами. В этом случае граждане участвуют в строительстве, как правило, внесением денежных средств, а юридические лица - подготовкой проектно - сметной документации, получением землеотвода, внесением дополнительных денежных средств и т.п.; д) в соответствии со ст. 19 Закона о жилищной политике одним из оснований для приобретения жилья в собственность граждан является их участие в жилищном строительстве путем организации товариществ индивидуальных застройщиков. В г. Москве, например, распоряжением мэра от
21 декабря 1994 г. N 628-РМ утвержден Порядок создания коллективов индивидуальных застройщиков для малоэтажного и коттеджного строительства в
Московской области из жителей г. Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий (Вестник мэрии Москвы, 1995, N 2, с. 3 - 5). Кроме того, со вступлением в силу ГК не утратило в полной мере своего действия Положение о жилищно - строительных коллективах индивидуальных застройщиков, утв.
Постановлением СМ РСФСР от 9 июля 1959 г. N 1184 (СП РСФСР, 1959, N 9, ст.
77). Однако на практике такие договоры широкого распространения не получили.

Наличие обязательных признаков, присущих договору простого товарищества, позволяет отграничить его от смежных. Так, обычно отношения юридических лиц при строительстве зданий, сооружений, дорог и т.п. строятся как отношения подрядчика и заказчика (ст. 740 ГК). Однако, если подрядчик желает не просто построить объект, а стать его сособственником или преследует какие-либо иные цели, он может, с согласия других участников договора, внести выполнение строительно - монтажных работ в качестве вклада в простое товарищество; тогда между ним, заказчиком и другими лицами возникают отношения товарищей. На необходимость разграничения этих договоров неоднократно обращал внимание ВАС РФ. В частности, Президиум ВАС
РФ отменил состоявшиеся решения и направил дело на новое рассмотрение, указав, что судом не был четко определен вид договора, которым руководствовались стороны при строительстве гаражей (Вестник ВАС РФ, 1996,
N 1, с. 38).

В Постановлении по другому делу Президиум ВАС подчеркнул, что договор о совместной деятельности по страхованию риска непогашения кредитов, заключенный между кредитором и страховой компанией, не является договором страхования (Вестник ВАС РФ, 1995, N 12, с. 57).

На практике договор о совместной деятельности нередко используется унитарными предприятиями и учреждениями, чтобы скрыть с помощью него аренду государственной или муниципальной недвижимости. Будучи притворным, такой договор является ничтожным (ст. 170 ГК). Со вступлением в силу части первой
ГК его заключение потеряло всякий смысл, т.к. ст. 295 требует согласия комитета по управлению имуществом на любую форму распоряжения государственной или муниципальной недвижимостью, включая сдачу в аренду и передачу в качестве вклада в простое товарищество.

Согласно ст. 124 Основ ГЗ денежные или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное ими в результате совместной деятельности, включая плоды и доходы, признавались их общей долевой собственностью. Ст. 1043 ГК содержит диспозитивную норму, в соответствии с которой имущество принадлежит товарищам на праве общей долевой собственности, если иное не установлено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"
(Ведомости РСФСР, 1991, N 29, ст. 1005) предусматривает, что законодательством РСФСР могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой приобретение на них права собственности (п. 5 ст. 5). Однако ни самим Законом, ни последующими нормативными актами такие объекты не названы.

Статья 1043 ГК четче, чем ранее, определяет правовой режим имущества, вносимого товарищем, который не имеет на него права собственности. Оно называется "общим имуществом товарищей".

При этом важно иметь в виду следующее: а) принадлежность имущества не на праве собственности не препятствует его внесению в качестве вклада; б) правовой режим такого имущества определяется в каждом случае отдельно. Это может быть право аренды, право пользования имуществом и т.п.; в) при определении доли в общем имуществе стоимость этого вклада тоже должна учитываться (например, при передаче права аренды автомашины вклад может быть оценен как стоимость годовой арендной платы).

Вклад унитарного предприятия или государственного либо муниципального учреждения в общее имущество по своей правовой природе напоминает передачу имущества на праве собственности. Во-первых, внося такой вклад, унитарное предприятие или учреждение, как правило, получает на это согласие у собственника; во-вторых, в результате совместной деятельности может образоваться общая долевая собственность государства (муниципального образования) и частных юридических или физических лиц. Как разъяснил в
Информационном письме от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19 ВАС РФ, частное предприятие вправе предъявить иск о признании права собственности на часть жилого дома, построенного на долевых началах с государственным предприятием
(Вестник ВАС РФ, 1994, N 8, с. 102).

Специфика правового режима общего имущества здесь состоит в том, что долей государства (муниципального образования) одновременно владеет на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие (ст. 294 - 297 ГК) либо на праве оперативного управления - учреждение (ст. 296, 298 ГК).

Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их согласию, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. В таком же порядке они распоряжаются имуществом, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности (ст. 246 ГК).

ГК РФ в отличие от Основ ГЗ, более не содержит запрета для товарищей распоряжаться своей долей в общем имуществе без согласия других участников.
Каждый вправе распорядиться своей долей по правилам п. 2 ст. 246 и ст. 250
ГК (Вестник ВАС РФ, 1995, N 12, с. 52 - 53). Это не означает, что стороны при заключении договора не могут принять на себя дополнительные обязательства, в том числе - в виде подобного запрета. Ведь участники простого товарищества связаны не только отношениями общей долевой собственности, но и договорными.

В тех случаях, когда совместная деятельность товарищей направлена или приводит к созданию самостоятельного юридического лица (например, договор о совместной деятельности по регистрации АО), договор прекращается, а общее имущество товарищей, если иное не предусмотрено договором, становится собственностью вновь созданного юридического лица.

2. Обязанность ведения бухгалтерского учета своего имущества, обязательств, хозяйственных операций и составления отчетности юридическими лицами.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, регламентирующих бухгалтерский учет, является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.96г. (с изменениями от 23.07.98г.). Помимо указанного закона единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливаются также и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством
Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории
Российской Федерации: а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета :

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: (в ред. Федерального закона от 23.07.98
N 123-ФЗ) а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется
Министерством финансов Российской Федерации. Для общественных организаций
(объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15
Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской
Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов
Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером - специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Задача:

Граждане Мухаметзянов, Петровский и Уваров обратились в арбитражный суд
РТ с исковым заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации ООО «Колос», учредителями которого они являлись. Иск был предъявлен районной администрации, куда они обратились со всеми необходимыми документами. Они предъявили суду Постановление Главы районной администрации, в котором указывается, что в данном районе имеется организация с подобным наименованием и что одному из учредителей 17 лет.

Перечислите документы необходимые для регистрации ООО. Какое решение должен принять суд?

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г.) общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации предприятий (в том числе и ООО) содержится в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года.

Согласно ст.1 данного Положения для государственной регистрации предприятий необходимо представить следующие документы:

-заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;

-утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;

-решение о создании предприятия или договор учредителей;

-документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;

-свидетельство об уплате государственной пошлины.

В рассматриваемой нами задаче при образовании ООО «Колос» были допущены нарушения ГК РФ: неправомерно использовано чужое фирменное наименование
(нарушение требований ст.54), в качестве одного из учредителей выступило недееспособное лицо (нарушение требований ст.21, 26 ГК-вопрос о возможной эмансипации указанного лица мы опускаем, поскольку это не оговорено в условиях задачи). Остается решить вопрос о достаточности данных нарушений для отказа в государственной регистрации ООО «Колос».

Действующие в настоящее время статьи 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и вышеуказанное Положение предусматривают различные последствия установления регистрирующим органом нарушения установленного порядка создания юридических лиц. Указ предусматривает, что в таких случаях регистрирующий орган ставит в известность обо всем этом предприятие, а при его отказе устранить обнаруженные недостатки сам регистрирующий орган обращается в суд. Закон считает, что указанные обстоятельства служат достаточным основанием для отказа в регистрации. А если предприятие с этим не согласно, именно оно вправе обратиться с жалобой на действия органа в суд. Учитывая, что Закон является актом более высокого уровня по отношению к Указу, необходимо руководствоваться в соответствующих случаях порядком, предусмотренным ст.35 Закона.

Исходя из изложенного, представляется, что в нашем случае суд должен признать правомерным отказ в государственной регистрации ООО «Колос».

Список использованной литературы.

1.Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.-
М.: «Спарк», 1995г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель./ Под ред. О.М.Козырь,
А.Л.Маковского, С.А.Хохлова.- М.: Международный центр финансово- экономического развития, 1996г.

3.Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. (с изменениями от 23.07.98г.).

4.Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г.).

5.Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года.

6.Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года.

Слушатель

Мазитова А.




      ©2010