Правовая основа осуществления агентских функций
Правовая основа осуществления агентских функц
ий
Правовой основой осуществления подобных отношений служит агентское
соглашение (агентский договор), заключаемое между принципалом и агентом. По
этому договору агент обязуется от имени принципала продать (или купить) товар
на указанных в договоре условиях.
Основой такого договора среди прочих выступают два ключевых
условия — цена товара и размер агентского вознаграждения.
Агентирование: совпадение экономических интересов агента и
принципала
В случае когда агент относится к категории продающих товар,
цена в договоре обозначается по минимально допустимому уровню ("...
Агент обязуется продать товар по цене не
ниже, чем...").
Однако поскольку обычно размер
агентского вознаграждения устанавливается в процентах от цены реализации
(например, 10%), то агент будет стремиться реализовать товар по максимально
возможной в данных условиях цене. Таким образом, происходит совпадение
экономических интересов принципала и агента (агент понимает, что 10% от 200
выше, чем 10% от 100, но это выгодно и принципалу).
На это обстоятельство — совпадение экономических интересов
взаимодействующих партнеров — следует обратить особое внимание. Предприниматель
в своей деятельности вообще должен опираться именно на этот принцип, если он
действительно стремится к поиску эффективного партнерства. Поиск в
предпринимательстве односторонней выгоды не может обещать процветания в
будущем. Предпринимательство, осуществляемое в одиночку, а не командой, в
современных условиях не является высокоэффективной формой деятельности. Под
командой в данном случае как раз и подразумевается содружество взаимосвязанных
партнеров в рамках единого производственного цикла. Именно содружество, а не
противостояние партнеров, постоянно общающихся по вопросам производственной
деятельности, конечно же, эффективнее случайных партнерских
связей, когда для каждого отдельного производственного цикла подбирается новый
круг агентов. (Это положение не является аксиомой — в ряде случаев как раз
поиск разовых партнеров приносит наибольший эффект).
Если агенты представляют интересы принципала на долговременной
основе, то посреднические функции разового (для покупателя или продавца) агента
выполняет брокер — лицо, основная задача которого — свести покупателей с
продавцами и помочь им достичь договоренности. Брокер не принимает на себя
никакого риска.
Конкретные формы агентирования
Брокерство
Брокер — посредник при заключении сделок, специализирующийся
по определенным видам товаров или услуг, действует по поручению и за счет
клиентов, получая от них специальное вознаграждение. Относится к категории
профессиональных деловых посредников.
Комиссия
Иногда агент выступает в качестве оптовика-комиссионера,
который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию.
Комиссионер действует на основе договора комиссии, заключаемого между
комиссионером (агентом) и принципалом, который в таком случае выступает в виде
комитента.
Комиссионные операции — это разновидность
торгово-посреднических операций, совершаемых одной
стороной (комиссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего
имени, но за счет комитента. Отношения сторон регулируются договором комиссии.
Комиссионер — посредник, физическое или юридическое лицо,
совершающее за определенное вознаграждение (комиссионное вознаграждение) сделки
в пользу и за счет комитента, но от своего имени.
Комитент — лицо (обычно производитель или собственник товара),
дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить определенную сделку или
ряд сделок от имени последнего, но за счет комитента.
При осуществлении комиссионной операции сделки купли-продажи
совершаются комиссионером за счет комитента, который выплачивает комиссионеру
комиссионное вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается в виде определенного
процента от суммы сделки (обычно, когда в роли комитента выступает продавец
товара) или разницы между ценой, назначенной комитентом, и ценой, по которой
комиссионер реализовал товар (в случае, когда в роли комитента выступает
продавец).
Делькредере
Отношения между комиссионером и комитентом, регулируемые
договором комиссии, могут включать и обязательство, которое комиссионер дает
комитенту и содержание которого сводится к гарантии того, что заключаемый
комиссионером договор с какой-либо третьей стороной будет исполнен. Такое
обязательство (вернее — ручательство) называется дель
кредере
и предполагает передачу комиссионеру дополнительного вознаграждения.
Делькредере — ручательство комиссионера перед комитентом за
исполнение договора, заключенного с третьим лицом. За делькредере комиссионер
получает особое вознаграждение. Это обязательство по гарантии от убытков
комитента в случае неплатежеспособности покупателя (третьей стороны отношений).
Индент
В межстрановых
отношениях нередко
используют тактику разовых комиссионных поручений — индентов.
Это разновидность комиссионной операции, когда импортер одной страны дает
поручение комиссионеру другой страны на покупку определенной партии какого-либо
конкретного товара.
Консигнация
К комиссионным операциям относят и операции консигнации. Это
вид торгово-посреднической операции, когда консигнатор (посредник) продает
товар со своего ск
лада на основе договора поручения
(реже — консигнационного соглашения).
Консигнатор обычно действует в сфере отношений между
консигнантом и розничными торговцами. Деятельность консигнатора, которым обычно
является собственник складских помещений и одновременно купец-оптовик, сводится
к тому, что он принимает у консигнанта товары на ответственное хранение с целью
их последующей реализации (обычно — оптом). Но при этом дает обязательство не
продать, а лишь предложить товар потенциальному покупателю при первой
появившейся возможности (при упущенной возможности он обычно несет
ответственность).
Схема взаимоотношений при осуществлении консигнационной
операции такова (рис. 2.7):
Рис. 2.7. Схема отношений производителя и потребителя с
участием консигнатора (посредника)
Наибольшее распространение консигнация получила в сфере
оптовых поставок розничным торговцам (в этом смысле консигнационные склады
можно сравнить с российскими оптовыми базами). Крупные комиссионные фирмы
обычно наряду с посредническими оказывают и другие виды услуг — принимают на
себя ответственность за транспортировку, осуществляют страхование, гарантийное
обслуживание и т. д.
Оптовое купечество
Довольно часто посредники выступают в форме оптовиков-купцов
(в США, к примеру, на их долю приходится более половины общего оптового
оборота).
Оптовики-купцы — независимые коммерческие предприятия,
приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. Это
профессиональный вид предпринимательской деятельности. Предпринимательский
доход складывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров
оптовиком-купцом и оптовой ценой продажи. Оптовик-купец обычно продает товар розничным
торговцам.
Оптовики-купцы функционируют в различных формах:
1) оптовая фирма,
2) оптовый дистрибьютор,
3) снабженческий (торговый) дом.
Дистрибьюторство
Дистрибьютор — посредник, специализирующийся на приобретении
товаров у производителей и реализующий их (распределяющий) своим постоянным
клиентам. Различают дистрибьюторов товаров промышленного назначения (их
партнерами являются предприниматели, производящие товары, готовые к
потреблению) и дистрибьюторов, продающих товары розничным торговцам.
Дилерство
Весьма распространенной формой посреднических операций служит
дилерство. К дилерам относятся посреднические структуры, под которыми могут
пониматься как юридические, так и физические лица. Обычно дилер осуществляет
перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль
образуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи
товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может
предоставлять им информацию о рынке, оказывать услуги по рекламе, а также
осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров.
Реже расчеты дилера с принципалом за получаемый от него товар
осуществляются на основе специальных договоров. Отношения в таком случае
строятся по принципу: принципал поручает дилеру (обычно на постоянной,
долговременной основе) заниматься реализацией принадлежащего ему (или
производимого им) товара по цене не ниже, чем... (эта-то цена и выплачивается
дилером принципалу, если дилер сумеет реализовать передаваемый ему товар).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|