Право в системе социальных норм
ПРАВО В
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1.
Социальные нормы и их виды
Люди в
современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности
руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило,
точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения
личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно
в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных
связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются
на технические и социальные.
1. Технические
нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы техникой,
орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ,
агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов,
топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения
производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль
особенно значительна.
В широком
смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка,
аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские,
санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в
нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они
называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности,
эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные
нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем,
что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают
потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного
сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и
интересами.
Все социальные
нормы обычно подразделяются на следующие виды:
обычаи;
традиции;
деловые
обыкновения;
религиозные;
политические;
нормы
общественных объединений (корпоративные);
моральные;
правовые.
Обычаи - такие
правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих
поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть
обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета,
обрядов, ритуалов.
Традиции-
близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако, их создание не обязательно
связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе
распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом
либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных
памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку
общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей
следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка
соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во
внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые
обыкновения- складываются в производственной, научной, учебной деятельности
людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе
существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят
реакционный характер, и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание
невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные
на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные
нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные
для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран,
Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами,
собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных
книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб,
соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание
(например, заповеди из Ветхого завета - не убий, не укради, почитай родителей
своих и др.).
В древности и
средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам
придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В
современных мусульманских государствах основными источниками права являются
религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской
власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии
и Кавказа.
Ныне в
большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно
совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением
общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако
правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные
запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих
взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт
социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости,
путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические
нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и
других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и
использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих
лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ
рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация
государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления,
экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае
они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного,
группового интереса, оценки политического бытия.
Политические
нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров
политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах
и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и
характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных
программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических
условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания
общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и
взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
Политические
нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический
произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны
подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где
политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает
политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным
объектом деятельности государства.
Нормы
общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности
членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских,
творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и
других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок
управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а
также отношения таких объединений с государственными органами и иными
объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах
объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К
нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор,
исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами
соответствующих объединений.
К числу
корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и
других негосударственных организаций коммерческого характера.
Некоторые
наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений
регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую
основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий
порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ
предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности
общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в
какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Законом
установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или
осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать
действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
Мораль - это
взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести,
совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения,
исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и
чужое поведение с токи зрения добра, справедливости и порядочности.
Будучи формой
общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она
находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества,
его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую
очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох
рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом
различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
Мораль
предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе,
чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными
принципами для человека являются его:
совесть;
порядочность;
честность;
осознание
собственного долга.
Такие
выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность,
правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность,
трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их
взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном
виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом
правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы
они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание
современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17
Конституции РФ) гармонично дополняет и развивает это правило.
Нормы права.
(подробно о них см. гл.5).
2.
Взаимоотношение права и морали
Среди всех
социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами
человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным
эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно
дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также
политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и
гармонизации личных и групповых отношений.
Право и мораль
являются фундаментальными историческими ценностями, показателями
цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Наряду с общими
чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные
среди них следующие:
мораль и право
возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения
человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то
время как право складывается позже, на определенной ступени социального
развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает
государство;
нормы права
создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности
полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых
общественных организаций, например, органов местного самоуправления).
Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива.
Для создания
норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются
стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно
признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами,
коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в
признании государством;
правовые нормы
формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах
государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и
т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги,
произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении
юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать
не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких,
письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в
основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в
произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд),
исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных
общественных объединений;
у морали и
права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие
критерии как правомерно - неправомерно, законно - незаконно, имеет право -
несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии:
морально - аморально, честно - нечестно, похвально - постыдно, благородно -
подло и т.д.;
мораль и право
не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более
обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже.
Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени
не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные
сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология,
взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и
должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно
и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и
иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы,
привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
В то же время
право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение
к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства,
правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако
необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил -
это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих
работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и
моральное порицание виновных работников;
право и мораль
различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы
обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы
поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков
(принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно
более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений.
Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право
предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде,
мошенничество и т.д.;
различия между
правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения. Нормы права
наряду с иными методами (убеждении, воспитанием, профилактикой, материальным и
моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в
случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической
ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
Соблюдение норм
морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет
коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение,
меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение
из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что
опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы
нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.
В чем же
совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо,
в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по
содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль.
Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов (не убий,
не укради и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных,
наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их
юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С
другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и
мораль.
Любое
противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует
соблюдать закон, это же предписывает и мораль.
Право и мораль
постоянно связаны при осуществлении правосудия, охране общественного порядка.
Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо
решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного
проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев
правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их
сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть,
свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).
В чем же право
и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью
не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений,
несогласованностей. Так, мораль, в принципе, отвергает смертную казнь как вид
наказания. Между тем, во многих странах мира она предусмотрена законом. Как
известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме,
хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.
Для
возникновения таких противоречий, несогласованностей имеется несколько причин.
Одна из них - это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее
принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу
своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных
правотворческих актах. Другая причина - конъюнктурные, политические,
лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой
работе, а также и просто ошибки законодателя.
Эффективность
законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться
не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы.
Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом
В.С.Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех
обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее
содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на
протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.
3. Моральные
нормы юриста-профессионала
Главные среди
них - это:
юрист, в первую
очередь, - слуга закона, заботящийся о его точном и неукоснительном исполнении.
Не обходить норму права, не находить поводы и основания для отхода от ее
точного смысла, а быть образцом для следования ее букве - вот его долг;
кристальная
честность, порядочность и неподкупность в юридической деятельности.
Взяточничество, кумовство, пристрастность при решении дел неприемлемы для
юриста-профессионала;
гуманизм,
отсутствие черствости, равнодушия в работе, внимательное, бережное отношение к
людям, участвующим в юридической деятельности. Ведь для них деятельность судьи,
прокурора, следователя, юрисконсульства имеет серьезное жизненное значение, а
подчас решает всю их дальнейшую судьбу;
справедливость
и обоснованность решений, внимательный учет всех обстоятельств дела, отсутствие
предвзятости, бюрократического формализма;
использование
своей власти (порой довольно значительной) максимально осторожно;
постоянное
повышение общих и специальных знаний, активное использование достижений
современной юридической науки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
|