Право на информацию для журналистов в Германии
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра зарубежной литературы и печати
Право на информацию для журналистов в Германии
Реферат аспирантки очного обучения
Ангелины Тимофеевой
Научный руководитель:
д-р фил. наук Г.Ф.Вороненкова
Москва – 2001
Ганс-Йоахим Кляйн, находящийся в федеральном розыске террорист и бывший участник лево-радикального движения, дал в Гамбурге интервью
журналисту местной газеты. Должен ли журналист, осведомленный о месте нахождения опасного преступника, предоставить эти данные полиции?
Конституционный суд Германии в Карлсруэ решил этот вопрос в пользу представителя прессы: журналист не обязан сообщать властям о своем информанте, так как в
противном случае это «нарушило бы право на информацию, гарантированное прессе Основным законом, УПК, конституциями федеральных земель и другими правовыми
положениями».
В последние годы журналистика в ФРГ, по мнению многих экспертов, стала жестче, критичнее. И это – нормально и похвально для прессы,
РВ и ТВ. Право на поиск, получение и распространение информации в периодической печати гарантировано германским СМИ многочисленными законами о
прессе.
Структура немецкого законодательства о прессе
В Германии не существует федерального закона о прессе, зато каждая федеральная земля имеет собственный
закон о печати. Эти законы довольно похожи, однако каждый имеет оригинальные особенности, «изюминку» - наверное, затем, чтобы добросовестные немецкие
бюргеры были уверены, что их закон не списан с соответствующего документа соседней земли. Понятно, что подобный подход отнюдь не облегчает работу
журналистов. Тем не менее, «примарным» законодательством в области прессы, главным гарантом свободы слова и печати в Германии является статья № 5
Основного закона, в которой, в частности, сказано:
«1. Каждый человек имеет право на выражения и распространение собственного мнения в устной, письменной и
визуальной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати, а также радио- и
телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.
2. Эти права ограничиваются общими законоположениями, законоположениями о защите молодежи и личного
достоинства граждан.»
Таким образом, помимо Основного закона, прессу регулируют другие правовые положения: Гражданский и
Уголовный кодексы, конституции федеральных земель, закон о защите личного достоинства граждан, закон о картелях и проч.,
а также принятые в последние десятилетия в связи с развитием так называемых новых СМИ и новых информационных технологий законы, в частности, о
защите банка данных и т.д. Напомним, что Основным законом гарантируются ограничения, касающиеся выражения собственного мнения, в таких областях, как
защита личного достоинства граждан, защита личности, защита предприятия и защита государства. Все эти положения достаточно подробно рассмотрены в книге
бывшего председателя Союза журналистов Германии Херманна Майна.
С 60-х годов в Германии ведется дискуссия о создании единого, «рамочного» федерального закона о печати.
В 80-х годах в Бонне была начата подготовка соответствующего законопроекта. Теперь работа над ним перенесена в Берлин, однако закон до сих пор не принят.
Регулирование права на информацию на федеральном уровне
Вопрос о свободе слова и печати имеет фундаментальное значение для существования современной демократии вообще. В связи с этим
хотелось бы процитировать еще одно постановление Конституционного суда в Карлсруэ, сделанное в 1966 году по поводу знаменитого процесса вокруг журнала
«Шпигель»: «Свободная, независимая от общественного принуждения и не подлежащая цензуре пресса – существенный элемент свободного государства. Особенно важна и
необходима для современного демократического государства свободная политическая периодическая печать». В связи с этим нельзя не признать, что право на
информацию, которое включает в себя поиск, получение, обработку и распространение информации, а также защиту информанта – это основное право
журналиста, необходимое ему для свободного и независимого информирования граждан, для выполнения общественной задачи прессы, которая, по мнению
составителей учебника «Journalismus von heute», заключается в «создании и распространении новостей,
общественной критике и формировании общественного мнения».
В ходе процесса по делу журнала «Шпигель» Конституционный суд принял буквально следующее заявление:
«Пресса не может обходиться без приватной информации, а этот источник может быть доступен и правдив только в том случае, если информант совершенно уверен,
что редакционная тайна будет сохранена». В статье № 53 Уголовно-процессуального кодекса Германии записано: «Лица, в силу своей профессии занимающиеся или
занимавшиеся подготовкой, издательством или распространением периодических печатных изданий или телерадиопрограмм, имеют право отказаться от дачи
свидетельских показаний, касающихся личности информанта, автора или отправителя сообщений или документов, а также полученных в процессе профессиональной
деятельности, если эти сообщения или документы предназначены для редакции».
Впрочем, не стоит сводить вопрос права на информацию только лишь к взаимоотношениям с информантом. Защита информации в Германии
подразумевает и защиту творчества журналиста, и его профессионального пространства, к примеру, редакции. Вспомним хотя бы дело писателя Гюнтера
Валльраффа против газеты «Бильд» в 1984 году: Валльрафф проник в ганноверскую редакцию «Бильд» под чужим именем и работал там некоторое время внештатным
сотрудником, а затем издал роман, в котором не только цитировал участников редакционных конференций газеты, но и свои частные разговоры с сотрудниками.
Концерн Шпрингера, в собственности которого находится «Бильд», обратился в Конституционный
суд страны и выиграл дело: книга была изъята из продажи. «Параграф 2-ой закона 5 Основного закона Германии обеспечивает также защиту работы редакции
предприятия прессы», - гласил вердикт судей.
Регулирование права на информацию на земельном уровне:
Поскольку, как уже было сказано, наиболее важным для прессы является федеральное законодательство, то землям остается, по сути,
только детализация положений, заявленных в Основном законе. Земельные законодательства регулируют правовые аспекты журналистской деятельности в
следующих областях: свобода слова, общественная задача прессы, право на информацию, право на запрос, право на публикацию данных об издании, право на
опровержение и т.д. Чтобы лучше проиллюстрировать результат подобной законотворческой деятельности, приведем в пример положение о свободе слова в конституции
Баварии, которое дополняет 1-ый параграф статьи № 5 Основного закона Германии и распространяется только в этой земле:
«Каждый человек имеет право на выражения и распространение собственного мнения в устной, письменной и
визуальной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати, а также радио- и
телевизионных сообщений. Цензура отсутствует». (Основной закон)
«Особые меры любого рода, ограничивающие свободу слова, запрещаются. Профсоюзные организации работников
печати с обязательным членством в них запрещаются. Вмешательство государственного сектора в дела прессы отсутствует». (Статьи 110, 111,112
конституции Баварии)
Возвращаясь же к рассматриваемой нами теме о праве на информацию, следует обязательно сказать,
что именно земельные законы о прессе гарантируют журналистам такое важное право, как право на запрос.
Право на запрос как одна из главных составляющих
права на информацию в Германии
Статья № 4 баварского закона о печати гласит: «Журналист по отношению к государственным служащим имеет право
на запрос и получение информации. Этим правом могут пользоваться редакторы и другие сотрудники газет и журналов, признаваемых в редакциях за таковых».
Таким образом, правом на получение информации в любом государственном учреждении в Германии может
пользоваться как штатный, так и нештатный сотрудник редакции.
С другой стороны, согласно статье № 4 баварского закона о печати, чиновник не имеет права давать
информацию выборочно, тому или иному изданию, исходя из «профессионализма, лояльности или оппозиционности СМИ». Это, кстати, является и нарушением статьи
№ 3 Основного закона, которая гарантирует равенство всех граждан.
Разумеется, сказать, что это положение исполняется в Германии всегда и везде, было бы слишком легкомысленно.
Как и в любой другой стране мира, здесь проводятся брифинги для «своих», госчиновники могут сообщить эксклюзивную информацию знакомым журналистам, не
говоря уже о том, что властям хотелось бы распространять о себе исключительно позитивную информацию, а плохую замалчивать. Однако в этом случае, согласно
земельным законодательствам о прессе, «обиженные» СМИ могут подать официальную жалобу руководителю государственного учреждения, которая затем может быть
передана в административный суд. В случае неудовлетворенности сторон решением администрации или судей дело может быть передано в конституционный суд
федеральной земли. Высшая инстанция, которая рассматривает тяжбы с участием СМИ – федеральный Конституционный суд в Карсруэ.
Кстати, положение о гласном обеспечении информацией журналистов со стороны государственных служащих не
распространяется на журналистские расследования, в ходе которых журналист или редактор могут брать интервью у госчиновников, не информируя об этом другие
заинтересованные СМИ.
2. Ограничения права на запрос
Согласно статье № 4 берлинского закона о печати, отказ от дачи информации может иметь
место только:
«1. если ведомство имеет указания о секретности,
2. если мероприятия по своей сущности должны в течение длительного времени или в течение определенного периода сохраняться в тайне,
так как их разглашение или преждевременное разглашение может нанести ущерб общественным интересам или представлять для них опасности,
3. если это может сорвать, затруднить, замедлить или нанести вред надлежащему проведению текущего судебного процесса,
4. если это наносит ущерб частным интересам, которые должны охраняться».
Кстати, полиция и прокуратура повсеместно в Германии имеют право не давать информацию и комментарий СМИ. В 1953 году здесь были
разработаны «Специальные законы о взаимодействии криминальной полиции и прессы», которые предусматривают отказ от запроса со стороны сотрудников правоохранительных
органов и которые имеют юридическую силу по сей день.
Земельные законодательства также запрещают запрашивать информацию о налоговых выплатах. Соображения об известности того или иного лица
(политики и проч.) или предприятия в расчет не принимаются. Запрещено публиковать налоговые декларации. Информацию в министерстве финансов, как
федеральном, так и земельном, можно запросить и использовать для печати только в случае судебного разбирательства.
Наконец, в законах о печати земель Баден- Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн- Вестфалия,
Рейнланд- Пфальц и Шлезвиг- Хольштайн сказано, что «запрос может быть отвергнут, если на поиск информации для его удовлетворения нужно будет
затратить слишком много сил и времени». Иными словами, госслужащие в этих земель не обязаны надрываться и «перекапывать» горы архивных материалов для
того, чтобы предоставить информацию по относительно неважному запросу СМИ.
Вопрос о том, давать ли журналисту информацию или отказать, ссылаясь на существующие исключения,
повсеместно входит в обязанности госслужащего. В случае спорных ситуаций СМИ имеет право направить
иск в административный суд или запрос руководителю госучреждения.
Ограничение права на информацию для защиты
личного достоинства граждан
Напомним, что Основной закон заявляет ограничения, касающиеся права на информацию, которое включает в себя
поиск, получение, обработку и распространение информации, а также защиту информанта, в таких областях, как защита личного достоинства граждан, защита
личности, защита предприятия и защита государства. Остановись кратко на этих четырех пунктах, хотя вопрос о защите государства и предприятия относительно
права журналиста запрашивать, добывать и получать информацию, мы уже отчасти и осветили в предыдущем тексте.
Согласно статье № 5 Основного закона, вернее, ее 2-ому параграфу, ограничения права на информацию в приватной сфере регулируются
«законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан». Речь идет, конечно, в первую очередь, о запрете на дискриминацию по национальному,
религиозному, этническому и прочим признакам, оговоренному в Основном законе. Помимо того, согласно статье № 1 Основного закона, любой гражданин, в том числе
и журналист, распространяющий утверждение, которое может унизить достоинство другого человека, может быть обвинен в клевете, если не сможет доказать, что сообщаемые
факты соответствуют действительности.
При этом Основной закон позволяет разграничивать факты, которые следует доказать, и выражение
собственного мнения, свобода которого защищена законом. Как сформулирован Конституционный суд в
Карлсруэ, «Опасение подвергнуться судебным санкциям за собственную оценку чего-либо тем более опасно, что оно может ограничить или парализовать любую дискуссию
и тем самым привести к таким последствиям, которые противоречили бы функционированию свободы мнений, о которой записано в Основном законе». Как
заметил в своей монографии Херманн Манн, Основной закон «не считает возможным называть политических противников подонками, министра – оберфашистом, а продавцов моющих средств – негодяями».
О частной жизни можно рассказывать только в том случае, если это представляет серьезный интерес для
общественности. Не допускается звукозапись произнесенного при закрытых дверях, публикация частных дневников без согласия владельца.
Ограничивает право журналиста на информацию и охрана государственных интересов, принцип «государственной
тайны», который представлен как в Основном законе, так и в земельных конституциях (к примеру, положение о «секретных ведомствах», которые могут не
реагировать на запросы со стороны СМИ).
Так что, казалось бы, немецкое право обеспечивает довольно широкую свободу СМИ в плане сбора и
распространения информации. Провозглашая принцип «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других», немецкое законодательство подчеркивает,
что пресса – прежде всего коммерческое предприятие, существование которого зависит от продажи ценной, эксклюзивной информации, способной привлечь
читателя. С другой стороны, печать несет общественную задачу (при определении которой немецкими медиа-специалистами было сломало немало копий). Все это
определяет такие рамки свободы СМИ, которые позволяли бы журналистам максимально полноценно проделывать свою работу.
Выводы
Все средства массовой информации в Германии сами решают, какую информацию предъявлять общественности.
Это право гарантирует СМИ 1-ый параграф статьи № 5 Основного закона. Любой гражданин имеет право на свободное получение информации и распространение
своего мнения.
Помимо Основного закона правовое положение СМИ определяет земельные законы о печати, другие законоположения, а
также решения Конституционного суда и конституционных судов федеративных земель. Ограничения права на информацию для СМИ также определены законодательно
и носят обязательный характер.
В Германии нет государственных инстанций, руководящих немецкой прессой. В рамках закона о запросе государственные учреждения должны
предоставлять информацию СМИ о своей деятельности. Исключением из этого правила являются такие правовые области, как защита государства, коммерческой тайны,
защита личного достоинства гражданина. Информирование читателей в этих областях ограничено.
Право на информацию является главным инструментом свободной независимой прессы для выполнения общественной
задачи, возложенной на СМИ. Право на информацию обеспечивает само существование «коммерческого предприятия печати», как определил СМИ федеральный
Конституционный суд в Карлсруэ, которое зависит от получения оперативной, оригинальной информации, способной заинтересовать читателя.
Список литературы:
Kalt G. (Hg.), Schiwy P. Anspruch auf die erste Reihe. Was öffentlich-rechtliches Fernsehen leisten muss und kann. B., 1996.
Mauz G. Die Justiz vor Gericht. München, 1990
Meyer K. Journalismus von heute. Düsseldorf, 1997.
Schulz P. Ursprunge unserer Freiheit: von der Amerikanischen Revolution zum Bonner Grundgesetz. Hamburg, 1989.
Вороненкова Г. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие СМИ Германии). М., 1999.
Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. 1995.
|