Права, о которых военнослужащие и военные пенсионеры не знают
Права, о
которых военнослужащие и военные пенсионеры не знают
К сожалению,
недостаточная правовая информированность военнослужащих (тем более военных
пенсионеров) должностными лицами, которым это вменяется в обязанность в
соответствии с Уставами, приводит к незнанию даже основополагающих прав. Что же
касается самих военнослужащих, то сложность и напряжённость решаемых задач,
ненормированность рабочего времени не позволяют разбираться в тонкостях
военного законодательства.
За примерами
далеко ходить не надо. С 1993 года Конституция РФ установила возможность
лишения имущества гражданина только в судебном порядке, однако командиры
по-прежнему продолжали "по старинке" привлекать военнослужащих к
материальной ответственности своими приказами на основании устаревшего
Положения о материальной ответственности за ущерб, причинённый военнослужащими
1984 года (Приказ МО СССР № 85). Причём, не желая дополнительной "головной
боли" со списанием с книг учёта недостающих материальных средств, почти
всегда привлекали к полной материальной ответственности, что было зачастую
незаконно даже по указанному Положению. Да и после 1999 года, когда был принят
Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих"
факты привлечения к материальной ответственности в размере, превышающем один
оклад месячного содержания и месячную надбавку за выслугу лет не в судебном
порядке, а приказом командира части, ещё имели место.
Другой пример
касается беспредела (другого слова подобрать просто не возможно),
разразившегося в армии в 1998-1999 годах. Тогда из-за отсутствия финансирования
денежного довольствия тысячи уволенных военнослужащих исключались из списков
воинской части без проведения с ними полного расчёта и были вынуждены месяцами
ежедневно ходить на финансовую часть за деньгами - вместо того, чтобы убыть к
избранному месту жительства. Из-за незнания своих прав лишь единицы обратились
в суд с требованием отменить незаконный приказ об исключении из списков личного
состава части, выплатить в полном объёме денежное довольствие, в том числе и за
время вынужденного прогула, и только после полного восстановления всех
нарушенных прав издать новый приказ об исключении из списков части. Подробнее
об этом можно почитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/dismiss_account.htm
Во многих
военных округах денежную компенсацию взамен продовольственного пайка вообще не
выплачивали на протяжении 1996 - 1999 годов. Только в 2000 году начали выплачивать
задолженности, однако не по ценам, установленным с 1 января 2000 года (20
рублей), а по ценам, установленным ранее, при этом разница достигала 20 тысяч
рублей. И вновь в суд за восстановлением своих нарушенных прав обратились
только единицы: по сообщению Счётной палаты РФ в январе - августе 2000 года
были удовлетворены иски о взыскании перерасчёта несвоевременно выданной
денежной компенсации взамен продовольственного пайка на сумму 343,3 млн.
рублей. Нехитрые расчёты показывают: свои права восстановили в указанном
периоде 15-20 тысяч военнослужащих.
Мало кто из
военнослужащих, проходивших военную службу (как по контракту, так и по призыву)
в Чечне и по различным причинам уволенные из армии после 25 февраля 2000 года,
знают о своём праве на получение денежной компенсации на санаторно-курортное
лечение в размере средней стоимости путёвки в лечебно-оздоровительное
учреждение (в 2000 году - 5 200 рублей). Подробно о праве на получение этих
денег можно прочитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/sp5.htm
Ну а что же
нынешние военнослужащие и военные пенсионеры? Получают ли они всё, что положено
в полном объёме? НЕТ!
В соответствии
со ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплата
денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания)
производится в размере его стоимости.
Употребляя
термин "положенного", законодатель имеет ввиду то, что разные
категории военнослужащих имеют право на разные продовольственные пайки
(общевойсковой, лётный, подводный, лечебный и др.). Кроме того, различные пайки
установлены для разных климатических зон, а также для конкретных регионов
(Северо-Кавказский, Югославия). В настоящее время стоимость общевойскового
продпайка (на основании еженедельных подсчётов Центрального продовольственного
управления МО РФ) составляет около 50 рублей, лётного примерно в полтора раза
выше. Именно эту сумму имеет ввиду законодатель, применяя конструкцию "в
размере его стоимости".
Однако в
соответствии с Федеральным законом РФ "О федеральном Бюджете на 2000
год" и последующими законами о федеральном бюджете на 2001, 2002 год
денежная компенсация взамен продовольственного пайка предусмотрена в сумме 20
рублей в сутки.
Что же делать?
Обращаться в суд!
Дело в том, что
любое снижение материальных и иных видов обеспечения в отношении военнослужащих
возможно только путём внесения изменений в закон РФ "О статусе
военнослужащих". Поскольку изменений в этот закон не было, установление
Федеральным законом "О федеральном бюджете..." фиксированной суммы
выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка ниже его реальной
стоимости применению не подлежит.
Что же касается
граждан, уволенных с военной службы и получающих пенсию в соответствии с
законом РФ "О пенсионном обеспечении...", то здесь ещё проще. В законе
прямо указано, что в денежное довольствие, из которого исчисляется пенсия,
включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого
военнослужащим. То же предусматривается и в Постановлении Правительства № 941
от 22.09.93г., в котором установлен порядок назначения и выплаты пенсии. Так
почему же пенсионные (финансовые) отделы военкоматов при исчислении пенсии
руководствуются не реальной стоимостью соответствующего пайка, как это
установлено законодательством, а применяют "взятую с потолка" сумму в
20 рублей? Потому что Вы, уважаемые пенсионеры, не добиваетесь восстановления
своих нарушенных прав!
Некоторые могут
возразить: пенсии в связи с изменением стоимости продпайка не пересматриваются
до тех пор, пока у "действующих" военнослужащих не изменится оклад
денежного содержания. Действительно, такие правила содержит указанное выше
Постановление Правительства № 941. Однако все статьи этого Постановления,
которые устанавливают такое правило, Верховным Судом РФ признаны не
соответствующими пенсионному законодательству и не подлежащими применению!
Следовательно, пенсия должна рассчитываться исходя из реальной стоимости
продовольственного пайка, и любое увеличение этой реальной стоимости
обязательно влечёт пересмотр пенсии! Определение Кассационной коллегии ВС РФ не
было опубликовано в официальном бюллетене, но его можно прочитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/paek.htm
Сергей Паншев,
адвокат.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/
|