Поволжская академия государственной службы
Поволжская
академия государственной службы
Кафедра
конституционного права
Перспективы
ювенальной юстиции в России
Курсовая работа
по курсу «Правоохранительные органы»
Выполнила
студентка 2 курса заочной ускоренной формы обучения факультета Юриспруденции Глазкова О. С.
Введение
В последние годы, в связи с
кризисной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровень морали и
культуры неминуемо падает, и сильнее всего это сказывается на молодом
поколении. У подавляющего большинства детей Российской Федерации уровень
правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству
правонарушений, совершаемых детьми, причем, количество тяжких преступлений
динамически растет. Существующий принцип гласит, что не знание закона не
освобождает от ответственности, а большинство правонарушений, совершается
детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о
последующей ответственности, т.к. ничего
о ней не знают. Другой стороной
проблемы является и то, что дети не знают своих прав и как их защищать.
Это приводит к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме
правовых.
Перед обществом, взрослой
частью, встает объективная задача заняться формированием правосознания у детей
с малых лет. Для решения этого должна быть создана система государственной
поддержки и профилактики, которая разъясняла на доступном уровне ребенку его
права и обязанности.
Соблюдение прав человека
начинается с соблюдения прав ребенка. Отсутствие должного внимания со стороны
государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение
Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о
правах ребенка. Все более актуально становится проблема создания в России ювенальной
юстиции, хотя более понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая
защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних».
К сожалению, даже среди наиболее
квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о
совершеннолетних все еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная
юстиция и насколько она необходима в России. Попробуем сформировать собственное
видение данной проблемы.
Исторический
путь ювенальной юстиции
Знание истории предмета
исследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив развития.
Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания её истории очень
трудно почувствовать её специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему
она возникла? Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов
и несмотря на это, считается эффективной? Почему, наконец, именно ювенальную юстицию
считают прообразом правосудия будущего?
Историческое прошлое
несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым.
Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – от античного мира и
средневековья до середины XIX в. Меч правосудия
был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по
содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего
плана:
в юриспруденции тех времен не
существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни
человека;
как следствие этого, в правовых
актах не обнаруживается юридических
правил специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них.
Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и «раннего»
капитализма дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не
интересовали.
Соответственно жестокость суда к
несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные
поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам.
Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и
взрослому бьет сильнее ребенка.
И все же нельзя утверждать
категорически и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты
средневековья и тем более законодательство XVIII-XIX вв. вообще не оставило нам никаких юридических
свидетельств того, существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой
кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить
некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это
обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в
уголовном праве.
В Дигестах императора Юстиниана
(VI в н. э.) в книге четверной, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, недосдигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание
Доминициа Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Следую естественной
справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил
защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность
является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом
претор обещал и помощь и защиту против обмана…»1
Далее идет по тексту эдикта, из
которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и
речь идет главным образом о сделках с имуществом. В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются
разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна
быть оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй,
ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он
отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно
совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при
правонарушениях не следует приходить, несовершеннолетним не помощь и такова не
оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб,
помощь не оказывается».2
Римское право оставило нам еще
одно свидетельство защиты детей государством -
это доктрина государства-отца (parens
patriae). Государство объявляется высшим опекунов ребенка. В истории ювенальной юстиции она
констатировалось (декларировалась) не один раз.
Если говорить о том, что оставил
нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и о об из
ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях
детей и подростков. Процессуальный статус
стал интересовать юристов значительно позднее.
В законах XII таблиц был впервые сформирован принцип прощения наказания.
Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих
работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как
прощение, оправданное несовершеннолетием.
В законах XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии
следующих двух условий:
когда совершивший преступление
не понимал характера преступного акта;
когда сам преступный акт не был
доведен до конца.
Этот принцип в течение
длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право.
Жестокость, игнорирование
детства как естественного состояния человеческой личности более всего
характерно для средневековых правовых актов. Известные швейцарские
исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские
по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью
несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к
детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к
взрослым преступникам, содержание в одних с ними тюрьмах, непонятные детям
процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).
И хотя во многих законодательных
актах того времени («Швабское зеркало» -
сборник германских законов XII в.; «Каролина» -
уголовно-судебное уложение короля Карла V,
XVI в.) нашло отражение упомянутого прощения наказания, в
самих законах были оговорки, позволяющие этот принцип обойти.
Карательный оттенок был у статьи
CL-XIV «Каролины», где о
несовершеннолетних ворах было сказано следующее: «Если вор или воровка будут в
возрасте менее четырнадцати лет, от они независимо от каких-либо иных оснований
не могут быть осуждены на смертную казнь, а должны быть подвергнуты… телесным
наказаниям по усмотрению (суда) и должны дать вечную клятву». Казалось бы,
несовершеннолетний защищен законом от смертной казни. Но нет, вслед за
приведенным текстом следует продолжение: «Но если вор по своему возрасту
приближается к четырнадцати годам и кража значительна или же обнаруженные при
том отягчающие обстоятельства
(насильственная кража, или кража, совершенная в третий раз) столь опасны, что злостность может
восполнить недостаток возраста, то судья и шеффены должны вопросить… ответа,
должно ли подвергнуть такого малолетнего вора имущественным или телесным
наказаниям или смертной казни3
.
Дальнейшее развитие уголовного
права и правосудия давало все больше отклонений от принципа прощения наказания,
когда речь шла о несовершеннолетних. Это было отражением мрачной эпохи
средневекового правосудия.
Отсутствие специальной правовой
защиты несовершеннолетних можно
обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в. Действующие законы устанавливали равную для детей и взрослых
ответственность и наказание, одинаковую для всех лиц, представших перед судом,
судебную процедуру.
Завершая знакомство с тяжелым
историческим прошлым несовершеннолетних в орбите правосудия, отметим главное.
Исторические
предшественники-юристы не учитывали того, что дети и подростки нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в
силу возраста.
Игнорирование этого важного
фактора привело к тому, что и римское право, и более поздние историко-правовые
памятники средневековья, и даже
законы Нового времени предусматривали
весьма ограниченную защиту для детей перед законом и судом. Происходило это
потому, что детей во все времена, предшествующие созданию ювенальной юстиции, рассматривали как неполноценных физически и психически, но
взрослых.
Вступая в XX век
Вторая половина XIX в. знаменовала собой постепенное, но неукоснительное
изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним
правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его готовила сама
история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно,
что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и
юношеской преступностью обречена на неуспех.
Импульс возник в виде небывалого роста преступности
несовершеннолетних в самом конце XIX в.
Достижения технического прогресса
породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные
условия жизни общества. Европа конца XIX в – начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и
правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а
применительно к несовершеннолетним – как провоцирующие новые преступления.
2 июля 1899 г. в Чикаго (штат
Иллинойс) на основании «Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о
присмотре за ними» был утвержден
первый в мире суд по делам
несовершеннолетних.
Принятие Закона и создание ювенального суда было
инициировано женщинами-реформаторами Люси Флауэр из Чикагского женского клуба,
Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз».
Необходимо отметить, что
название Закона достаточно точно отражает переворот в понимании проблем
преступности несовершеннолетних, который произошел в конце XIX в.
Создание чикагского суда по
делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала XX в.
Известный российский
процессуалист профессор П. И. Люблинский писал, «едва ли можно назвать в
современной европейской юридической и педагогической литературе тему более
модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся
с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех
европейских стран. Почти в каждом государстве делаются эксперименты
практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы,
новые формы» 4
.
При создании судов по делам
несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду
указанной юрисдикции.
Автономная ювенальная юстиция
возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:
автономные суды, не связанные с
общим судом;
состав общего суда, получивший
функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
Особый интерес представляет
национальный опыт стран, где суды для несовершеннолетних начали эффективно
функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.
Первый суд по делам
несовершеннолетних в России был открыт
в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.
Дальнейшее распространение новой
судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в
Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.
По мнению известного
исследователя в области ювенальной
юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины
Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70%
несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а
под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд
рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5
В России функции судьи по делам
несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции
относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей
подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к
юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой
учреждений, принимающих на себя заботу
о малолетних преступниках. Именно по этому российские юристы рассматривали суд
для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о
несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".6
Позднее, в 1913 г., в
компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных
несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его
гражданского и опекунского судопроизводства.
Дореволюционные русские юристы
считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной.
Суд по делам несовершеннолетних
в России отличали следующие признаки:
рассмотрение дел о
несовершеннолетних единоличным мировым судьей;
избрание его, как и всякого
мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;
профессиональная подготовка
судьи предполагала знание детского психологии. Поэтому предпочтительны были
врачи и педагоги;
достаточно широкая предметная
подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);
конфиденциальность судебного
разбирательства;
отсутствие формального судебного
акта;
отсутствие формальной судебной
процедуры;
упрощенное судопроизводство,
сводившееся в основном к беседе судьи с
подростком при участии его попечителя;
в основном применение в качестве
меры воздействия попечительского надзора;
обжалование решения судов для
несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых
судей)
Обратимся к П.И. Люблинскому –
творцу российской ювенальной юстиции, он обобщил свои многолетние исследования
феномена преступности несовершеннолетних до и после создания в России
ювенальной юстиции и сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой
судебной юрисдикции. Его выводы важны и для юристов России XXI в.
Главное значение создание
судов по делам несовершеннолетних
состоит в том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних
правонарушителей и причин их правонарушения.
Не менее важно было влияние
вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государства в
отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные
нормы в отношениях детей и подростков, все же в целом уголовная политика
применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и
осуществлялась с помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом
ювенальной юстиции.
Деятельность судов для
несовершеннолетних во всех странах представила специалистам полную и регулярную
судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов,
подтверждая их эффективность7
.
У Истории ювенальной юстиции в
России неординарная судьба, повлиявшая существенным образом на ту модель
правосудия, которую мы имеем сейчас.
Необходимо проанализировать
длительный послереволюционный путь российской ювенальной юстиции (1917-1959
гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам
несовершеннолетних.
На какой же правовой базе
функционировал первый ювенальный суд в России? В уголовном законодательстве в
тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся
несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались
несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8
. Часть 2
этой статьи предусматривала льготный
режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших
преступление «без разумения».
Были специальные разъяснения в
законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступление «с
разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для
несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они
заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения
18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или
домах при арестованных по приговорам мировых судей.
В законах России конца XIX в. содержались юридические нормы, предусматривающие
уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Как уголовное, так
и уголовно-процессуальное законодательство содержало положения о повышенной
юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми.
Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение
вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного
срока) все же ставило несовершеннолетних
в положение лиц, не защищенных законом.
Говоря о правовой базе
ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе
(Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»),
сыгравшем не положительную роль в уголовной политике в отношении
несовершеннолетних, тем более что этот закон действовал и в период работы в
России судов для несовершеннолетних, вплоть до его отмены в 1918 г.
Этот закон сохранил для подростков
наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях.
Для несовершеннолетних в возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в
дореволюционной России наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и
поселение.
Закон был явно реакционный, так
он оценивался прогрессивными русскими юристами. Любопытный исторический факт:
отмена Закона от 2 июля 1897 г. декретом Советской власти от 17 января 1918 г.
приветствовали юристы – и приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской
власти.
Автономная российская юстиция
перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была
заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более
гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.
Преобразования судебной системы
начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого – в
марте 1920 г.
Декрет от 17 января 1918 «О
комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское
правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для
несовершеннолетних.
Для тех лет непривычной была
ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних,
они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали
представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции.
Обязательным членом комиссии был врач.
В компетенции комиссий входило
освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их в одно из
«убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).
30 июля 1920 г. бала
опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних.
Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность
комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении
несовершеннолетних.
Заседание комиссий о
несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было
запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.
Справедливости ради надо
отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для
несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации
социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.
Преимущественное участие
неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало
юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и
подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян
оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой
защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.
В то время реальности жизни
очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только
малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по
себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было
средств.
В феврале 1920 г. был разработан
и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над
несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
В отличии от декрета 17 января
1918 новый декрет допускал передачу дел
несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о
несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические
меры.
В 20-е гг. вновь произошла
переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с
преступностью несовершеннолетних.
В УПК РСФСР (ред. 1923) была
сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая
включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к
профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.
Впервые было сформулировано
правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия
защиты.
К огромному сожалению, эта
«вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие
нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной
переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальным рубежом карательной переориентации
уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК
СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах
борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило
на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении
несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с
другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым
нарушениям человека в нашей стране.
Необходимо быть благодарными
ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия
утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.
Думаю, что несмотря на то, что
ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала.
Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок.
Знание механизма нарушения законности,
позволит выработать средства противостояния ему.
Сегодняшний
день ювенальной юстиции в России.
На сегодняшний день в России
концепция ювенальной юстиции является наиболее разработанным в научном плане
подходом специализированных судов в рамках системы федеральных судов общей
юрисдикции.
Установление особого порядка
производства по делам о правонарушениям несовершеннолетних относится к общепризнанным
принципам и нормам международного права, таким, как Конвенция о правах ребенка
1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций,
касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские
правила) 1985 г., Руководящие принципы
Организации Объединенных Наций
для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.
Создание судов для несовершеннолетних предусмотрено
Концепцией судебной реформы и Федеральной программы по её реализации.
Среди основных принципов, на
основание которых предполагается
строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:
Создание системы
специализированных судов комплексной юрисдикции, сходных с французской системой
ювенальной юстиции (единоличный мировой судья по делам несовершеннолетних –
коллегиальный суд из трех профессиональных судей – суд присяжных по делам о
несовершеннолетних); при этом специальные суды по делам о несовершеннолетних
действуют только как суды первой инстанции, пересмотр вынесенных ими решений
производиться в общем порядке вышестоящим судом общей юрисдикции;
Приоритет судебного решения по
всем вопросам, касающимся защиты прав несовершеннолетних, в том числе
совершенно новая процедура – судебный надзор за исполнением приговора о
наказании несовершеннолетних лишением свободы и иных мер воздействия, связанных
с ограничением свободы;
Ориентация правосудия
преимущественно на юридическую охрану прав и интересов несовершеннолетних (в
том числе - обязательное участие защитника, обязательная конфиденциальность
процесса и др.)
Социальная насыщенность
правосудия по делам несовершеннолетних (широкое привлечение к участию в
процессе экспертов и специалистов по делам несовершеннолетних, а также
использование в процессе «неюридической» информации о правонарушителе – данных,
полученных от служб и организаций, не связанных с уголовным процессом);
Индивидуализация судебного
процесса (отход от жесткой формализации судебной процедуры в пользу более
неформального производства по делам
несовершеннолетних);
Приоритет воспитательных мер
воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних
подсудимых.
Отметим, что создание системы
ювенальной юстиции на указанных началах явилось бы значительным шагом по
приведению национального законодательства в соответствие с Пекинскими правилами
ООН.
Государственная дума
приняла 15 февраля 2002 г. в первом
чтении проект Федерального Конституционного Закона «О внесении дополнений в
Федеральный Конституционный Закон «О
судебной системе в РФ», внесенный в нижнюю палату парламента группой депутатов.
Что же впереди!?
Заключение
В сегодняшней России за решеткой
находиться 45 тысяч детей – это в три раза больше, чем в дореволюционной
170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение
свободы для многих несовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам
необходимо изменить свое отношение к детям, следую примеру большинства развитых
стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное – его не
спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из
малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.
Уже более 100 лет известна форма
судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает
руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.
Хочется верить, что Россия
станет цивилизованным государством, обратясь к своему будущему, детям.
1
Дигесты Юстиниана: Избр. Фрагменты / Пер. и примеч.
И. С.Перетерского. М., 1984. С.89.
2
Дигесты Юстиниана. С.90.
3
Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Аты, 1967. С. 114-115.
4
Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и
социальные центры. М.,
1911
. С. 3.
5
Э.
Б. Мельникова. Ювенальная юстиция. М., Дело, 2001 г., С. 48.
6
Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте
(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 169.
7
Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте
(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 49.
8
Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909
г.
Список документов
1.Конституция Российской Федерации. 1993 г.
2.Минимальные стандартные правила организации
объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних (Пекинские соглашения) Приняты резолюцией 40/33
Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.
3.
Руководящие принципы организации
объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
(Эр-Риядские руководящие принципы) Приняты и провозглашены резолюцией 45/112
Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 года.
Правила организации объединенных наций,
касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты и
провозглашены резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
Список литературы
Ларин
А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки.
М. 1997.
Мельникова
Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2001 г.
Правосудие
по делам несовершеннолетних: Перспективы развития / Сб. ст. Вып.1. М. 1999 г.
Слуцкий
Е. Г., Скомарцева И. В. Основы ювенологии. СПб., 1999г.
Судебная
реформа в России / Сб. ст. М., 1992 г.
Мельникова
Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. №3.
Петрухин
И. Л. Человек и власть. М., 1999.
Криминология:
Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А. И.
Долговой. М., 1997.
Мельникова
Э.Б., Ветрова Г. Н.. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации (проект)
// Правозащитник. 1996.
|