Понятие и значение государственного кредита
Понятие и
значение государственного кредита
Тверской филиал
Московского международного университета бизнеса и информационных технологий
Реферат
выполнил студент 502 гр.: Белов А.Е.
Тверь 1998
Понятие
государственного кредита.
Государственный
кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность
государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от
юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности,
срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть
использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении
других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и
кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут
изменять предписаний государства.
Взятые в займы
денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств
поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый
бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные
цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных
формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником
погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства
бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1. Однако в
условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к
рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных
отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов,
но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных
условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было
в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства
ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население
должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат
в ущерб себе.
В 1956 году
поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были
направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует
отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г.
Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной
покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному
(несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной
стоимости облигаций.
Реальная
доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит
от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям,
насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры,
степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в
сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к
правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.
Таким образом,
кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства
населения, юридических лиц, заемные средства других государств.
К
государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются
в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам
государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном
случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности.
В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость
оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех
предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и
по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено.
Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных
условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для
государства экономических или властных структур.
Иногда
правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного
нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему.
Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае
неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии
нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо
процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен
согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом
является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых
ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет,
государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих
коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только
удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура
получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены
порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов,
что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.
Правовые
основы государственного кредита.
В настоящее
время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем
долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом
РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ,
перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено
законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего
Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части,
принятой на себя РФ.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей
задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми
активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые
обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ,
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от
имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных
Правительством РФ.
Порядок,
условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется
Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным
долгом.
Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской Федерации производится
Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено
Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга
осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их
погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Внутренний
валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по
урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено,
что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1
июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в
пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения
выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР
использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной
выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на
погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов
бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного
совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов
Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения
правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями,
организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ
совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные
обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на
следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа -
доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций -
от 1 до 15 лет.
Государство
полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга.
Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим
своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов
населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит
государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и
в конце концов, надо надеяться, будут решены.
Основы
классификации государственных займов.
Основными
видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы,
государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные
обязательства (ГКО).
В целом
государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По срокам
действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1
года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30
лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
2. По праву
эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами
национально-государственных и административно-территориальных образований и
органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По признаку
субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :
а) реализуемые
только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля
1992 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982
года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;
б) реализуемые
только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный
валютный облигационный заем;
в) реализуемые
как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко
обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только
коммерческим и государственным структурам, но и населению.
4. По форме
выплаты доходов займы могут делиться на:
а)
процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа
получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении
займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без
ежегодных выплат.
б) выигрышные,
где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации,
доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи
выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не
выпускаются;
в)
беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям
облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в
момент выпуска займа не удовлетворяется.
5. Займы могут
делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по
подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные
займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки
к займам принудительным, по этому также не применяются.
6. По форме
займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы
предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные
займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в
долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия
межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где
оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и
другие условия.
Внешние
облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени
государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту
услугу они взимают комиссионные.
7. По срокам
погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года),
среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы
всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем
краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров
РФ от 09.02.92.
На 10 лет был
выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992
года по 1 октября 2002 года.
На Министерство
финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций
государственных займов.
На банковскую
систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк
РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего
большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот
рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по
правовому статусу к федеральному министерству.
Центральный
банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в
иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного
внутреннего долга России.
Затраты по
размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются
за счет федерального бюджета РФ.
Контроль за
состоянием государственного долга осуществляется представительными и
исполнительными органами государственной власти.
В соответствии
с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует
ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного
внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Список
литературы.
Горбунова О.Н.
“Финансовое право”, М.; Юристъ,1996
|