Понятие и задачи таможенного оформления, порядок производства  Понятие и задачи таможенного оформления, порядок производства
 Понятие и задачи таможенного оформления, порядок производства РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Понятие и задачи таможенного оформления, порядок производства

таврический институт

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1

ПО   таможенному праву

ТЕМА: ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО

ОФОРМЛЕНИЯ,  ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА

Симферополь - 1998 г.

 

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.Общие правила таможенного оформления

      1.1 Обстоятельства подлежащие установлению

      1.2  Доказывание в ходе производства по делу

                 

2. Виды принимаемых решений при рассмотрении материалов

 3. Возбуждение дела о нарушении таможенных правил

    

      3.1 Поводы и основания для возбуждения дела

      3.2 Оформление протокола о нарушении таможенных правил

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  В В Е Д Е Н И Е

             В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано  не только с созданием современного законодательства,  обеспечением законности деятельности государства и его органов,  муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,  независимого правосудия,  но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

     Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и  обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации,  осуществляющей  суверенитет, источник которого - народ Украины.  Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.  Одновременно это право жить  цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности,  возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому,  политическому и социальному реформированию,  созданию  качественной " правовой базы для таких действий".

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Таможенный Комитет, деятельность которого регулируется большим пакетом законодательных актов, которые  рассматриваются и развиваются  одной из отраслей права - таможенным правом.

Следовательно, иметь хотя бы  общие понятие о  таможенном права обязан каждый юрист независимо от  рода юридической деятельности.

 

Тема:      ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО 

ОФОРМЛЕНИЯ,  ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА

#1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Необходимым условием эффективности любого решения, в том числе и решения при производстве по делам об административных правонарушениях, является его обоснованность. Это достигается посредством полного, всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела, по которому принимается решение. Изучение обстоятельств юридического дела в правовой литературе получило наименование доказывания[1]. Доказывание признается центральной частью юридического процесса. И это совершено справедливо. Законодатель, определяя задачи уголовного, гражданского процесса, а также производства по делам об административных правонарушениях, указывает в первую очередь на необходимость всестороннего, полного и объективного изучения всех обстоятельств совершенного правонарушения. Это возможно посредством активной целенаправленной деятельности субъектов, участвующих в юридическом процессе.

В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного нарушения таможенных правил или признаков административно-наказуемой контрабанды. Согласно п.6.3.1 Положения расследование по делам о нарушении таможенных правил осуществляется в целях установления таких обстоятельств, которые подлежат установлению при рассмотрении дела:

- действительно ли совершено правонарушение и какое конкретно;

- место и время совершения правонарушения:

- при каких обстоятельствах, каким образом, с применением каких средств;

- кто совершил проступок и сведения о нём;

- виновность конкретного лица (лиц), с какой целью и по каким мотивам совершено правонарушение;

- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица;

- последствия проступка, характер и размер причинённого ущерба;

- где и в чьём распоряжении находятся предметы, которые стали непосредственными объектами нарушения, или использовались при его совершении, или подлежащие конфискации;

- какие причины и условия содействовали совершению нарушения;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Анализ этого пункта Положения даёт основание для двух выводов - во-первых, в отличие от ст.245 КоАПа Украины, которая ограничивается лишь общим указанием на необходимость своевременного, всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств дела, п.6.3.1. чётко определяет эти необходимые расследования, сформулированного этим пунктом, существенным образом отличается от понятия, сформулированного ТАК КАК Российской Федерации. По смыслу ст. 356 ТАК КАК РФ таможенные расследования заканчиваются составлением протокола. Конечно, из содержания протокола, каким бы подробным он не был, установить обстоятельства, перечисленные в п.6.3.1. Положения, невозможно. На наш взгляд, понимание таможенного расследования, содержащееся в Украинском нормативном акте, более отвечает достижением административно-правовой науки, признавшей существование в производстве по делам об административных правонарушениях такой стадии, как административное расследование как комплекса процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения предусмотренных законом мер воздействия. И такое понимание административного расследования необходимо применять не только к производству по делам о нарушениях таможенных правил, но и ввести в законодательство, которое регулирует в целом производство по делам об административных правонарушениях. В этой связи полагаю, что процессуальная часть разрабатываемого ныне Кодекса Украины об административных правонарушениях должна содержать нормы, регулирующие административное расследование. И продолжая данную мысль, хотелось бы высказать и свои соображения относительно содержания нового Таможенного Кодекса Украины и, в частности, относительно включения в него всех положений, касающихся таможенного расследования, которые ныне содержатся в Положении о производстве по делам о нарушении таможенных правил, которое утверждено приказом ГТКУ от 4 ноября 1992 г. Ныне действующий ТКУ лишь упоминает о таможенном расследовании, не раскрывая ни его содержания, ни приёмов, средств и методов. А поскольку при расследовании неизбежно вступление в сферу прав и охраняемых интересов граждан (а также юридических лиц), такая деятельность должна чётко регулироваться законом, а не подзаконным ведомственным актом, каким является Положение.

1.2 Доказывание, необходимое при установлении органами государственного управления фактических обстоятельств в отношениях, требующих применение права, по своей сути не отличается от судебного доказывания. В обоих случаях мы имеем дело с целенаправленной деятельностью уполномоченных лиц по установлению обстоятельств объективной действительности заранее определёнными силами и средствами для решения вопроса о взаимодействии на окружающую среду, сферу, объект с помощью правоприменительного акта.

Это единство определяется многими факторами, главным среди которых является единство процесса доказывания как специфического вида познания. Немаловажное значение имеет и общность принципов, лежащих в основе организации и деятельности как судебно-следственных органов, так и органов управления, а также общее назначение правоприменения в решении стоящих перед государственным аппаратом в целом задач по строительству общества.

В административно-правовой литературе уже отмечалась особенность административного доказывания[2]. Однако речь шла об особенностях доказывания по всем видам административных производств. Мы же ставим перед собой иную задачу,

- исходя из общих признаков административного доказывания, сформулировать признаки, свойственные доказыванию по делам об административных правонарушениях, в первую очередь, доказыванию, которое производится таможенными органами.

Как известно, административные проступки совершаются либо в условиях очевидности (мелкое хулиганство, злостное неповиновение и др.), либо скрыто, для выявления которых необходимо совершение целого ряда целенаправленных действий[3].

Таможенное законодательство процедуру выявления скрытых проступков именует таможенным расследованием.

Термин “административное расследование” редко встречается в правовой литературе Украины. Хотя в литературе и законодательстве иных стран довольно часто встречается.

Такое понятие содержит Административный Кодекс и Закон о главном Административном суде ФРГ.

Закон о полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия от 25 марта 1980 года, дополнительный законом от 26 июня 1984 года, говорит о праве полиции проводить расследование правонарушений.

Д.Н.Бахрах, характеризуя административное расследование говорит, что оно, являясь начальной стадий производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия[4].

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющим признаки проступка, т.е. наличие повода, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершённом проступке.

Обычно считается, что поводом к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение проступка правомочным лицом .

Статья 6.1 Положения о производстве по делам о нарушении таможенных правил в качестве специфического повода для начала таможенного расследования упоминает о сообщениях и материалах иностранных таможен и правоохранительных служб.

Практика свидетельствует, что таможенное расследование в большинстве своём начинается в результате непосредственного выполнения должностными лицами нарушений таможенных правил.

Последний повод отличается от других прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по собственной инициативе лиц, осуществляется административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддаётся контролю. Во-вторых, предположение о проступке возникает лишь в сознании правомочного лица. В случае неподтверждения такого предположения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального документа.

Непосредственное обнаружение правомочным лицом административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его расследования этим субъектом. В уголовном процессе резюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существующие по делу факты и вынести правильное, но вместе с тем основанное исключительно на материалах дела решение.

Указанное обстоятельство не может быть  механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку расследование дела лицом, являющимся очевидцем проступка, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств.  Иное противоречило бы принципу быстроты, экономичности административного производства.

Заявление и уведомление о нарушениях таможенных правил могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме. Устное заявление заносится в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, которое делает это заявление.

Сообщение предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть изложены в письменной форме. Все указанные источники информации регистрируются в книге регистрации заявлений и сообщений о нарушениях таможенных правил, после чего передаются на рассмотрение начальнику таможенного органа, который обязан их рассмотреть в трехдневный срок.

Во время проверок информации о нарушениях таможенных правил берутся объяснения от конкретных лиц и могут быть проведены таможенные обследования. Порядок проведения такого рода обследований подробно регламентируется пунктом 6.5 Положения, но поскольку таможенное обследование производится не только в порядок предварительной проверки, но и после возбуждения дела, основание, методика и поцессуальное закрепление таможенного обследования будут рассмотрены в следующем параграфе, посвященном доказательству по делам о нарушениях таможенных правил. Здесь же целесообразно подчеркнуть, что в ходе первоначальной проверки поступившей информации о нарушении  таможенных правил могут быть проведены только указанные выше два процессуальных действия.

Если возникает необходимость использования оперативно-розыскных действий, к участию в проверке привлекаются органы, которые имеют право на их проведение (СБУ, МВД).

Еще раз подчеркнём, что действующее законодательство запрещает таможенным органам проводить оперативно-розыскные мероприятия, и тем самым затрудняет работу по выявлению контрабанды и иных преступных действий. Конечно, и ныне сотрудничество таможенных органов с оперативно-розыскными службами иных министерств и ведомств довольно тесное, тем более, что это сотрудничество основывается на инструкции о взаимодействии по вопросам борьбы с контрабандой, которую подготовили и вывели в действие руководители ряда центральных органов управления. Тем не менее, наделение таможенных органов оперативно-розыскными полномочиями значительно повысило бы эффективность их работы.

#2. ВИДЫ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ  РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

По результатам рассмотрения материалов проверки принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении дела о нарушении таможенных правил;

- о направлении материалов в иные органы, уполномоченные на производство по делам об административных правонарушениях;

- о возбуждении уголовного дела и проведении дознания по делам о контрабанде;

- о направлении сообщения о преступлении прокурору, органу предварительного следствия или дознания;

- об отказе в возбуждении дела о нарушении таможенных правил.

Согласно статье 247 КоАП Украины производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при следующих обстоятельствах:

1) отсутствие события и состава административного правонарушения;

2) недостижение лицом к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

4) совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 Кодекса;

8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должность лица) о наложении административного взыскания, или неотменённого решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотменённого постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также возбуждение по данному факту уголовного дела;

9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

# 3.ВОЗБУЖДЕНИУ ГОЛОВНОГО ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

3.1 Возбуждение дела формируется протоколом. Протокол - это документ, официально удостоверяющий факты неправомерных действий, за которые предусмотрена административная ответственность, и содержащий данные о лице, их совершившем[5]. Он является одним из основных источников доказательств и служит основанием для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. Поэтому к нему предъявляются определённые требования: составляется он полномочным лицом по установленной форме и содержит данные, необходимые для рассмотрения административного дела по существу, точно фиксируя административное правонарушение.

Должностные лица и таможенный орган, составляющие протоколы, обязаны иметь соответствующие документы или знаки установленной формы, которые предъявляются по требованию лица, совершившего административное правонарушение.

3.2 Порядок составления протокола от нарушении таможенных правил, а также его содержание регламентируется статьёй 122 ТКУ. В ней же говорится: должностное лицо таможенного органа Украины составляет протокол по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Украины. В протоколе указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;

- необходимые для рассмотрения дела сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил, если оно установлено;

- место, время совершения и существо нарушения таможенных правил;

- статья Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение таможенных правил;

- фамилии и адреса свидетелей, если они имеются;

- объяснение лица, совершенного нарушение таможенных правил, сведения о предметах и документах, изъятых согласно статье 128 настоящего Кодекса;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также лицом, совершившим нарушение таможенных правил, если оно установлено. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего нарушение таможенных правил, от подписания протокола  в протоколе делается запись об этом. Лицо, совершившее нарушение таможенных правил, вправе представить объяснение и замечания по содержанию протокола, а также объяснить мотивы своего отказа от его подписания. Объяснения, замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола, собственноручно изложенные лицом, приобщаются к протоколу.

При составлении протокола лицу, совершившему нарушение таможенных правил, разъясняются его права, о чём делаются отметка в протоколе. Протокол, а также изъятые, на основании статьи 128 Таможенного Кодекса Украины, предметы и документы доставляются в таможенный орган Украины. Но протокол о нарушении таможенных правил служит не только подтверждением факта возбуждения дела, но в то же время является важнейшим источником информации об обстоятельствах совершенного проступка.

Наряду с протоколом источниками доказательственной информации могут выступать вещи, предметы, документы и др. Учитывая большую значимость доказательств для правильного разрешения дела о нарушении таможенных правил, которые бывает порой довольно сложны и запутаны, следующая глава будет посвящена доказательствам по делам о нарушениях таможенных правил. Следует, однако, заменить, что работа с доказательствами не производится на какой-то одной конкретной стадии производства, а осуществляется на всех этапах производства вплоть до стадии обжалования вынесенного постановления по делу о нарушении таможенного правила. Это лишний раз подчеркивает значение доказательств по делам о нарушении таможенных правил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как  ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО 

ОФОРМЛЕНИЯ,  ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к  вопросам в области таможенного права   по-российскому  и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же  по ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает украинскую, что  дает  нашим  законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество. Что же касается законодательства в области таможенного права, то здесь настоящей дествительностью не отводится много времени на   принятие кардинальных действий, так как любое промедление грозит необратимыми последствиями в будущем.

     Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое достойное место среди развитых демократических государств.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1. Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-

том Украины 28.06.1996г.

2. Алексеев С.С. Общая теория права, т.2. -М., 1982, с.336.

3.Додин Е.В. Доказывание и доказательства в правоприменительной деятельности органов советского государственного управления. К., -1976. -с.88.

4.Додин Е.В., Шкарупа В.К. Доказывание по делам об административных проступках, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и наркоманией. Киев, 1989. с.14-15.

5.Бахрах Д.Н. Администратинвая ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989, с.150.

6.Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий. К., 1991, с.485.


[1] Алексеев С.С. Общая теория права, т.2. - М., 1982, с.336.

[2] Додин Е.В. Доказывание и доказательства в правоприменительной деятельности органов советского государственного управления. К., - 1976. - с.88.

[3] Додин Е.В., Шкарупа В.К. Доказывание по делам об административных проступках, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и наркоманией. Киев, 1989. - с.14-15.

[4] Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. свердловск, 1989, с.150.

[5] Кодекс Украины об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий. К., 1991, с.485.





      ©2010