Понятие и сущность государства
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями,
мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории
и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др.,
можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки
государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления
и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический
характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной
самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он
обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении
содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также -
международных договоров.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е.
издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в
обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не
может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его
территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной
власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это государство, построенное на правовых началах,
признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю. Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию
общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.).
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и
справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384
- 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных,
неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом
право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.
Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, -
это сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель
различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей
природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной
свободы".
Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к
следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность
осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных
структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми,
основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение
государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.
Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед
законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое
достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др.
Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и
обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само
несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства
исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц,
которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и
действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд".
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное
функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов.
Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек
и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.
Гражданское общество предпосылка и условие существования правового государства. Гражданское
общество - есть объединение частных личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами строятся по
принципу - "пределы свободы личности, определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от государства относительно
самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального
и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности,
а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В
гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий,
взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна быть
вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться.
Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не
общество для государства, а государство для общества".
Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2, параграфы 1-4, с. 40-54.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5.1, с. 40-53.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М., 1993, с 22-48.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995, гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.
Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3, с. 19-22.
Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.
|