Понятие и место валютного права России
Понятие и
место валютного права России.
Сергей Соловьев
До настоящего
времени теорией валютного права в России никто не занимался. Первая и последняя
работа, затронувшая данную тему, появилась в 2000 году, подготовленная тремя
авторами Б.Ю Дорофеевым, Н.Н. Земцовым и В.А. Пушиным [35].
Они считают,
что правовым фундаментом валютного права являются цивилистические и
гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе
договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав
хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также
публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении
обязанностей и мер ответственности [36]. Мне думается, что правовой
основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в
соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле,
определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также
порядок и условия совершения сделок с ними.
Источниками
валютного права России они считают международный опыт и практику валютного
регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в
частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите
национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.
Что касается
международного опыта и практики валютного регулирования и валютного контроля то
их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России.
Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и
экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В
настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс
РФ, в частности стт. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном
контроле" 1992 года, и Договор о МВФ [37], в части
обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
По утверждению
авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права,
представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере
совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и
ответственности за валютные правонарушения.
Объектами
валютного права выступают:
валютные
операции;
юридические
действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями (например, нормы о порядке оформления и учёта
валютно-обменных операций);
процессуальные
отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок
применения ответственности за валютные правонарушения).
Субъекты
валютного права:
физические
лица, юридические лица;
резиденты,
нерезиденты;
органы
валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;
уполномоченные
банки, клиенты уполномоченных банков.
Метод
регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не
допускающий отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное
законодательство к публично-правовой сфере" [38].
Считаем
возможным определить валютное право как совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения, с сфере гражданского оборота валютных
ценностей в Российской Федерации. К валютному праву РФ можно отнести нормы,
определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения
сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о
праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права,
нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы,
регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это
структурный элемент гражданского (частного) права.
Эти же авторы
относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной
государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует
императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный
порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не
становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при
определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование
упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это
не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное
регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.
Высказывается
точка зрения, что валютное право выросло из административного, так как основной
способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном
контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование
осуществляется подзаконными актами [39].
Правовой
вакуум, вызванный отсутствием нормального закона о валютном регулировании, и
бланкетные нормы действующего закона о валютном регулировании являются
недостатком законодательства. Но это не означает, что эта сфера общественных
отношений должна регулироваться многочисленными, несистематизированными
подзаконными актами государственного органа валютного регулирования –
Центрального банка РФ, который не должен превышать свою компетенцию при
регулировании этой сферы гражданского оборота, а действовать в рамках
полномочий чётко определённых законом о валютном регулировании.
Необходимо
чётко разделять законодательство о внешнеэкономической деятельности и валютное
законодательство, и, соответственно, не отождествлять государственный контроль
за внешнеэкономической деятельностью и контроль за валютными операциями,
осуществляемыми на территории Российской Федерации (валютный контроль). Эти 2
вида государственного контроля призваны решать разные задачи.
Нельзя
согласиться с точкой зрения, что "статьи 140-141 Гражданского кодекса РФ
переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу валютного
законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в
рассматриваемой сфере – в тех случаях, которые не урегулированы валютным
законодательством иначе (согласно п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство к
подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским
законодательством)" [40].
Статьи 140-141
ГК РФ не переводят регулирование сделок с валютными ценностями в сферу
публичного права.
Н.В. Сапожников
считает, что "правовое регулирование валютных операций осуществляется
через установление правил их совершения, а именно последовательности
определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение
прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.
Целью правового
регулирования валютных операций является создание эффективного механизма
воздействия на участников валютных операций путём определения принципов
осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций
органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства. Принципы
правового регулирования валютных операций:
1) возможность
участников валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии)
уполномоченного на то государственного органа только валютные операции,
исчерпывающе перечисленные в законодательстве;
2) возможность
осуществления валютных операций только через уполномоченные банки или при их
непосредственном участии;
3) жёсткий
валютный контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением
законодательства при осуществлении валютных операций." [41]
Во-первых,
валютное законодательство – это часть гражданского законодательства,
регулирующего оборот валютных ценностей.
Во-вторых, под
валютным законодательством нельзя понимать подзаконные акты органов
государственной власти, включая и Центрального банка РФ, так как гражданское
законодательство состоит Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с
ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ
"министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут
издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах,
предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми
актами."
В-третьих,
закон о валютном регулировании и валютном контроле регулирует имущественные
отношения, связанные оборотом особого объекта - валютных ценностей, лишь в
рамках полномочий, делегированных Гражданским кодексом РФ, по определению видов
имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения
сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и
платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на
территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные
отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право
собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.
В-четвёртых, в
соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на
административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе
к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское
законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством". Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных
ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения,
возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных
правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми
правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями
(валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и
имущественной самостоятельностью.
В-пятых, закон
о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных
операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.
В-шестых,
возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных
банков, что ранее мной уже было доказано.
Высказывается
точка зрения, что особенностью валютного законодательства является изложение
основной массы норм в подзаконных актах, что обуславливает непостоянство и
бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности.
Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов,
ориентироваться в которых трудно даже специалистам [42].
Мне
представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах является
не особенностью, а недостатком действующего валютного и внешнеэкономического
законодательства. Действующий закон о валютном регулировании 1992 года с той
ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как
он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен
регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены
Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве
Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими
друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться
в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от
Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения
практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же
нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы
разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.
В дальнейшем
для установления действующего порядка совершения сделок с валютными ценностями
(валютных операций) и его анализа постараемся систематизировать эти нормативные
акты Центрального банка. Но основной проблемой валютного законодательства
является отсутствие нормального закона о валютном регулировании и валютном
контроле, устанавливающего порядок совершения сделок с валютными ценностями, а
также порядок и условия использования иностранной валюты и платёжных документов
в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории РФ.
Деление
валютных операций на текущие и капитальные в РФ.
Деление
валютных операций на текущие и капитальные имеет принципиальное значение, так
как в соответствии с ст.6 закона о валютном регулировании текущие валютные
операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции,
связанные с движением капитала осуществляются резидентами в порядке,
устанавливаемом Центральным банком РФ [43].
В ст.1 закона о
валютном регулировании закреплено следующее деление: "опеpации с
иностpанной валютой и ценными бумагами в иностpанной валюте подpазделяются на
текущие валютные опеpации и валютные опеpации, связанные с движением капитала.
Текущие
валютные опеpации:
а) переводы в
Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для
осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления
расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не
более 90 дней;
б) получение и
пpедоставление финансовых кpедитов на сpок не более 180 дней;
в) пеpеводы в
Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации пpоцентов, дивидендов и иных
доходов по вкладам, инвестициям, кpедитам и пpочим опеpациям, связанным с
движением капитала;
г) пеpеводы
нетоpгового хаpактеpа в Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации, включая
пеpеводы сумм заpаботной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также дpугие
аналогичные опеpации.
Валютные
опеpации, связанные с движением капитала:
а) пpямые
инвестиции, то есть вложения в уставный капитал пpедпpиятия с целью извлечения
дохода и получения пpав на участие в упpавлении пpедпpиятием;
б) поpтфельные инвестиции,
то есть пpиобpетение ценных бумаг;
в) пеpеводы в
оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая
землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к
недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г)
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и
импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
д)
пpедоставление и получение финансовых кpедитов на сpок более 180 дней;
е) все иные
валютные опеpации, не являющиеся текущими валютными опеpациями."
Это означает,
что сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте,
подпадающие под критерии текущей валютной операции, можно совершать на
территории Российской Федерации без получения разрешений и заключений о
целесообразности. Остальные сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в
иностранной валюте на территории Российской Федерации нужно совершать в
порядке, установленном Центральным банком РФ. Но в соответствии с ч.1 ст. 141
ГК РФ этот порядок должен быть установлен законом о валютном регулировании и
валютном контроле, а не подзаконными актами Центрального банка РФ. До
настоящего времени новый закон о валютном регулировании и валютном контроле не
принят. Кроме того, с 31.12.1998 ужесточён критерий для сделок, признаваемых
текущими валютными операциями, так срок для расчётов по экспортно-импортным
операциям был уменьшен с 180 до 90 дней [44].
Имеет
практическое значение классификация валютных операций, предложенная Н.В.
Сапожниковым:
проводимые на
территории РФ;
проводимые за
пределами РФ;
связанные с
перемещением валютных ценностей через границу РФ [45].
Закон СССР о
валютном регулировании 1991 года все валютные операции делил на текущие и
капитальные и определял текущие валютные опеpации следующим образом:
а) опеpации,
связанные с куплей-пpодажей валютных ценностей, товаpов и услуг, pеализацией
пpав на интеллектуальную собственность, pасчеты по котоpым осуществляются на
условиях без отсpочки платежа, и не пpедполагающие пpедоставления или
пpивлечения заемных сpедств;
б) пеpеводы
сpедств за гpаницу и из-за гpаницы, пpоцентов, дивидендов и иных доходов от
банковских вкладов, кpедитов, инвестиций и пpочих финансовых опеpаций;
в) пеpеводы
сpедств нетоpгового хаpактеpа, включая пеpеводы заpплаты, пенсий, алиментов,
наследства, и дpугие аналогичные опеpации [46].
Деление
валютных операций на текущие и капитальные основано на Договоре о МВФ.
Российская Федерация как государство-член МВФ приняла на себя обязательства
государства-члена [47].
Деление
валютных операций на текущие и капитальные в Договоре о МВФ.
Объяснение
терминов, употребляемых в договоре, содержится в статье XXX договора о МВФ. В
соответствии с пунктом "d" ст. XXX договора:
"Под
платежами по текущим операциям понимаются платежи, которые производятся в
целях, отличных от перевода капитала, и включают, без ограничений:
1) все платежи,
подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей
деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных
банковских и кредитных механизмов;
2) платежи,
подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных
инвестиций;
3) выплаты
умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций;
4) умеренные
суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы.
После
проведения консультаций с заинтересованными государствами - членами Фонд может
установить, должны ли определенные операции относиться к текущим операциям или
к операциям с капиталом." [48]
В соответствии
с п. "а" раздела 2 ст. VIII этого же договора среди общих
обязательств государств-членов установлена обязанность, что ни одно из
государств-членов не может без одобрения Фонда вводить ограничения на платежы и
переводы по текущим международным сделкам.
В мировой
практике признаётся, что "Бреттон-Вудское соглашение (Договор о МВФ)
положило начало современным международным расчётам, международному движению
капиталов и международному правовому сотрудничеству в валютной сфере" [49].
К настоящему
времени сложилась определённая практика применения норм этого договора; так,
статья VIII, разд. 2(а) Договора о МВФ запрещает вводить валютные ограничения
публично- и частно- правового характера. Торговые ограничения не подпадают под
действие этой нормы. Не всегда просто обнаружить различие между правовыми
ограничениями в валютной сфере и торговле. Согласно одному из решений
Исполнительной дирекции Фонда, "чтобы определить, служит ли принимаемая
мера для ограничения платежей и переводов по текущим сделкам согласно ст. VIII,
разд. 2, ...необходимо выяснить, идёт ли речь о прямых государственных
ограничениях в отношении обладания валютой или её использования".
Согласно
решению Исполнительной дирекции, не имеет значения, принята данная мера с целью
защиты платёжного баланса или нет. Решающим является сам факт воздействия на
право распоряжения в целом и, соответственно, на конкретное использование
платёжных средств. Отсюда следует, что импортные ограничения (включая и
количественные) не являются таковыми в смысле ст. VIII, разд. 2(а) Договора о
МВФ, если они устанавливают верхнюю границу платежа иностранному контрагенту.
Не являются ограничениями в смысле ст. VIII разд. 2 (а) и постановления
государств-членов, обязывающие местных экспортёров и импортёров страховать свои
товары в национальных страховых обществах. Торговые ограничения не подпадают
под действие ст. VIII, разд. 2 (а) Договора о МВФ и тех случаях, когда они
направлены в первую очередь на поддержание валютной стабильности своей страны.
Не подпадают под действие ст. VIII разд. 2 (а) и меры, обязывающие иностранные
компании реинвестировать в стране часть полученной прибыли. Однако ст. VIII
разд. 2 (а) противоречат меры, принятые каким-либо государством-членом МВФ с
целью запрета местным компаниям выплачивать дивиденды иностранным акционерам,
которые участвуют в этих компаниях в соответствии с законодательством этого
государства.
Ограничениями в
смысле ст. VIII разд. 2 (а) Договора о МВФ являются лишь такие меры,
"которые ограничивают платежи и переводы по текущим международным
сделкам". Меры пассивного контроля, такие как обязанность предоставлять
властям статистические данные, не подпадают под понятие ограничений, если не
делают невозможными текущие платежи и переводы, не затрудняют их чрезмерно и не
ведут к неоправданным задержкам в их осуществлении.
Вернер Ф. Эбке
предлагает признать текущими краткосрочные банковские и кредитные операции на
срок до 12 месяцев [50].
Общепринятая
мировая практика разделяет торговые ограничения внешнеэкономической деятельности
и ограничения по текущим и капитальным операциям. В Российской Федерации такое
разграничение не проводится. Так, в соответствии с обзором арбитражной практики
Российской Федерации обязанность по продаже части валютной выручки,
установленная указом Президента РФ от 14.06.1992 [51] относится к
валютному законодательству [52]. Хотя очевидно, что юридическая
природа ограничений при осуществлении валютных операций и ограничений,
связанных с внешнеэкономической деятельностью, является различной, несмотря на
то, что в обоих случаях имеют место ограничения в правах на валютные ценности.
Список
литературы
[1] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного
законодательства.- М., 1924.
[2] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.-
М., 1924.
[3] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного
законодательства. С. 24
[4] Данилова Е.Н. Советское торговое право.- Ленинград. 1925. С. 54
[5] Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 06.02.1923 "Об
Особом Валютном Совещании при Наркомфине СССР"
[6] Декрет ВЦИК и СНК СССР от 15.02.1923 "О валютных
операциях"
[7] Гордон В.М. Система советского торгового права.- Харьков. 1927.
С. 46
[8] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М.
Винавера.
[9] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[10] Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
от 26.03.1998 №41-ФЗ с изм. 31.05.1999
[11] Письмо Центрального банка РФ от 26.05.2000 №б/н 3 "Обобщение
практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного
регулирования"
[12] Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994
[13] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"
[14] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[15] Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от
31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном
контроле"
[16] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н
4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по
вопросам валютного регулирования"
[17] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. //
"Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.
[18] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О
вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
[19] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. //
"Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.
[20] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном
регулировании"
[21] Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994
[22] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[23] Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.-
М., 1998.
[24] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.- М., 1999.
[25] Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М., 1995
[26] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.-
М., 2000. С. 6
[27] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н
4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по
вопросам валютного регулирования"
[28] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 №86 и №01-23/26541
"О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию выручки от экспорта товаров"
[29] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н
4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по
вопросам валютного регулирования"
[30] Указ Президента РФ от 21.11.1995 №1163 "О первоочередных
мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации"
[31] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.1995 №30 и №01-20/10538
"О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в
иностранной валюте за импортируемые товары"
[32] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от
31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном
контроле"
[33] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[34] Закон СССР от 01.03.1991 №1982-1 "О валютном регулировании"
[35] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.
[36] Там же, С.15
[37] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от
28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)
[38] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С.
17
[39] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С.
18
[40] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С.
19
[41] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.
[42] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С.
20
[43] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[44] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[45] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.
[46] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном
регулировании"
[47] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О
вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
[48] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от
28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)
[49] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право.- М. 1997. С. 6.
[50] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право. С. 37.
[51] Указ Президента РФ от 14.06.1992 №629 "О чаcтичном изменении
порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных
пошлин" с изм. 25.07.2000
[52] Ст.3 Письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000
№52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с
применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"
|