Понятие "европейское право"
Понятие
"европейское право"
Несколько слов
о терминологии...
В настоящее
время широко используется термин “европейское право”.
Во-первых, ЕП
называют семью европейских правовых систем, сложившихся и действующих на
Европейском континенте. Это в основном романо-германская правовая семья на
самом континенте и англо-саксонская система в Великобритании. В данном случае
термин ЕП обозначает географическое начало в основе собирательного термина.
Во-вторых, под
ЕП имеется в виду совокупность международно-правовых норм, создаваемых
европейскими государствами и применяемых в отношениях между ними. Это понятие
также используется очень широко, поскольку таких конвенций и соглашений
достаточно много. Они могут заключаться и в рамках соответствующих
международных организаций. В данном случае речь идет о регионалистской или даже
субрегионалистской системе МПП.
И наконец,
термин ЕП используют для обозначения особой системы права, созданной
государствами-членами Европейских Сообществ и Европейского Союза, и главное
отличие которых состоит в том, что нормы, образующие эту систему, не только
регулируют отношения между государствами-участниками, но и создают
непосредственные права и обязанности для частных лиц, как физических, так и
юридических, находящихся под юрисдикцией государств-членов соответствующих
международных интеграционных объединений, прежде всего Европейских Сообществ и
Европейского Союза.
С этой точки
зрения ЕП представляет собой особую правовую систему, которая, как записал в
ряде решений Суд Европейских Сообществ, не может быть идентифицирована ни с
национальной системой права, ни с международным правовым порядком. Речь идет о
системе права, которая конечно отличается от национальных систем права, имеет
свои особенности, но ЕП - это не отрасль права! Мы имеем дело либо с
национальным правом, составленным из отраслей, либо с МП и с ЕП как особой
правовой системой, она имеет свои внутренние подразделения и свой предмет
регулирования.
Создание
Европейского союза и формирование европейского права
Идея создания
объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с
кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Конкретные идеи
возникали после тридцатилетней войны; после первой мировой войны появилась идея
создания Пан-европейского сообщества.
Особенно
активно это движение в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских
народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме
создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но
противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество
было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая
на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде
т.н. "холодной" войны.
В этой
обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:
-в Западной
Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских
государств, нередко под эгидой США;
-в Восточной
Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством в лице
СССР.
Противостояние
между этими 2мя лагерями привели к созданию военно-политических организаций:
-Западноевропейский
союз (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедший в НАТО в 1949 году;
-в Восточной
Европе - военно-политическая организация Варшавского договора. Целям
экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической
взаимопомощи (СЭВ).
К сожалению,
различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло
определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке
Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Эти организации были
построены на гегемонии сверхдержавы, функционировали они практически на основе
принуждения (вспомним Венгрию, Чехословакию и т.п.). сам интеграционный процесс
на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной
силы.
Вместе с
крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили
свое существование. Сейчас попытка создания такого интеграционного объединения,
как СНГ пока достаточно осязаемых результатов не дает, процессы интеграции
развиваются с огромным трудом; лишь определенные элементы получили свое
развитие. Это пока чисто фрагментарные достижения.
Иначе
развивался процесс интеграции на Западе континента. Основная доминирующая черта
интеграции здесь: союз однородных по своей социально-экономической природе
государств, в основу кладется система демократических ценностей и институтов,
которые позволили создать достаточно прочные объединения в лице европейских
сообществ.
В рамках СНГ мы
пытаемся объединить государства с различными политическими системами и
ценностными единицами. Неудачи в интеграции, по мнению Энтина, связаны именно с
отсутствием в СНГ однородности государств.
Западные
государства пошли по следующему пути: кто не признает демократические ценности,
тот остается за рамками интеграционных образований; чтобы вступить в Союз, надо
доказать, что государство разделяет ценности и нормы в рамках ЕП.
Если
исторические предпосылки после второй мировой войны как на Западе, так и на
Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения,
направленность интеграционных процессов - различны. На Западе идея создания
военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50ых
годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны -
необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское
противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском
континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В
литературе часто вспоминают У.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея
создания Соединенных Штатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции
поступали от французских деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др.
Направления
интеграционных процессов в 50ых годах:
-1ое
направление ..?.. ;
-2ое
направление имело в виду сотрудничество европейских государств на международно-правовой
основе, отвергая федералистское и конфедералистское начала (например,
Великобритания);
-3ее
направления (это крайние точки зрения) - компромиссное течение - исполнение
некоторых элементов наднационального при условии их сочетания с межнациональным
сотрудничеством.
В условиях
таких различных подходов была созвана первая международная конференция, которая
должна была разработать первый акт. В результате противоречий на конференции
осталось всего 6 участников, которые и подписали в 1951 году договор о
Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952
году.
Формально его
цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего
создание общего рынка угля и стали 6ти государств. Соответственно, ЕОУС наделялось
для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые
конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности
этих 6ти государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти
рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы,
которые следовало положить в основу европейской интеграции.
Для реализации
принципов в основе договора создавался определенный механизм: институты
руководства объединением и соответствующие правовые предписания в рамках ЕОУС.
Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х
институтов:
-верховный
руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их
представители были независимы от своих правительств);
-специальный
совет министров;
-парламентская
ассамблея;
-суд.
Ведущее место в
этой системе занимал верховный руководящий орган, он инициировал и принимал
юридически обязательные решения. Совмин обеспечивал связь верховного
руководящего органа с национальными правительствами. Парламентская ассамблея
состояла из делегаций национальных парламентов и обладала консультативными
функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением нормативно-правовых актов
объединения.
Акты,
принимаемые верховным руководящим органом, имели обязательную юридическую силу
и прямое действие:
-решения - акт
общего характера;
-рекомендации -
рамочного характера.
Сейчас -
совершенно другая терминология. Кроме того, полномочия, записанные за верховным
руководящим органом в 1991 году автоматически перейдут к Европейской комиссии.
Римские
договоры 1957 года и образование европейских сообществ
Сторонники
федерализации Западной Европы потерпели неудачу; идея создания Союза была
оставлена до 80ых годов. Но у сторонников федерализма был успех на пути к
экономической интеграции. В 1956 году состоялась встреча руководителей
государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались
переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году
2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были
готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура
подписания:
1)Договора о
создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем
рынке);
2)Договора о
создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Оба договора
вступили в силу с 1го января 1958 года.
2 подписанных
акта имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе.
Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал
сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного
сотрудничества.
-Даже
проселочные дороги освещены у них лучше, чем наша Тверская. Ездить там ночью -
одно удовольствие..
Почему через 5 минут
после начала лекции начали ходить?! Не ходили бы вообще. А ладно, пусть
ходят!..
В отличие от
Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно
важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о
создании интеграционного объединения универсального характера. Выдвигалась
задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была
быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для
будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для
управления интеграционными процессами .
Договор
предусматривал поэтапное строительство общего рынка. Реализация 3 последующих
этапов, в ходе которых создается единая внешняя таможенная граница,
ликвидируются внешние торговые границы. Сообщества наделялись необходимыми
институтами и материальными средствами.
Были
предусмотрены 4 главных института:
1)Совет
(состоял из официальных представителей правительств государств-членов на уровне
министров). Он мог существовать в различных "эпостасиях" в
зависимости от рассматриваемых вопросов;
2)Комиссия (в
отличие от Совета, состояла из международных чиновников, правда они назначались
только при условии единогласного решения) состояла из независимых формальных
(?) комиссаров. Т.о., Комиссия выступала в роли наднационального органа.
Что же
изменилось по сравнению с ЕОУС? Резко изменился статус этих 2ух институтов.
Институтом, принимающим обязывающие решения стал Совет, а за Комиссией остается
право законодательной инициативы. Разделение властей в этих институтах явно
отличается от такового на национальном уровне. Совет выносит решение на основе
предложений, вносимых Комиссией. Комиссия также осуществляет функции
административного управления.
Договором о
создании ЕЭС также предусмотрено учреждение:
3)Парламентской
ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;
4)Суда
Европейских сообществ.
Одновременно с
подписанием римских договоров там же в Риме подписана Конвенция об объединении
парламентов и судов всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).
В 1965 году был
подписан договор о слиянии советов и комиссий 3х сообществ. Он вступил в силу
только в 1967 году, но была сделана одна очень важная оговорка: это слияние не
означает замену компетенции верховного законодательного органа другой
компетенцией. Это одна из причин того, что несмотря на предложения об
интеграции, эти предложения приняли не сразу.
Вспомогательно-консультативный
орган включал социальный комитет, позже - комитет по региональной политике (?).
В рамках новой
системы институтов произошло некоторое перераспределение начал межнационального
и национального сотрудничества. Говоря о ЕЭС и Евратоме, ярко выраженных тенденций
предпочтения национальному не было.
Также следует
отметить то, что органом наднационального характера остается Суд Европейских
сообществ. Хотя судьи назначаются с единодушного согласия всех членов, условие
их назначения - их независимость. Суд европейских сообществ следил за
исполнением учредительных договоров и правовых предписаний сообществ. Он
рассматривал:
-иски о
компетенции;
-иски о
нарушении законности;
-вопросы
толкования актов в рамках Европейских сообществ.
Основные
признаки ЕП были определены Судом в деле "Франкович и другие". Именно
в судебных решениях были определены очень важные моменты: соотношение ЕП и
национального права, ЕП и международного права, источники ЕП и т.д. Суд выносит
свои решения не абстрактно, а в связи с решением конкретных дел.
Договор о ЕЭС
также предусматривал:
-создание
материальных ресурсов, необходимых для функционирования сообществ;
-а равно и
права членов сообществ, т.е. создание правового инструментария.
1)Бюджет
Европейских сообществ начинает формироваться за счет единого таможенного
тарифа; в него отчисляются налоги на импортируемую с/х продукцию. В бюджет
также поступают определенные отчисления от НДС (вначале - 1% от всего
собираемого НДС). Т.е. бюджет формируется независимо от воли государств-членов,
он формируется автоматически.
2)Наличие
соответствующего инструментария сообществ в деле формирования ЕП. По ст.189
предусмотрена возможность издания институтами ЕЭС нормативно-правовых актов:
-регламентов;
-директив;
-решений.
Регламенты
представляли собой нормативно-правовые акты общего характера и прямого
действия.
Директивы
устанавливали рамки и конечные цели, достигаемые при помощи данного
нормативно-правового акта, но выработка необходимых мер на национальном уровне
остается на усмотрении национальных правительств.
Решения - это
нормативно-правовые акты индивидуального применения, т.е. они имеют конкретного
адресата, обязательны для тех физических и юридических лиц, коим адресованы.
Регламенты
публиковались в официальной газете Европейских сообществ, директивы
публиковались, как правило, лишь самые важные, а решения обычно только
нотифицировались. Регламенты и директивы вступают в силу через 20 дней после
опубликования.
Также издаются
рекомендации и заявления, но они не являются обязательными с правовой точки
зрения, но запрос заключений обязателен (?).
В договорах о
ЕЭС и Евратоме предусмотрено. Что оба объединения являются юридическими лицами,
они обладают юридической правосубъектностью.
Т.о., в лице
ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая
приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|