Политология  Политология
 Политология РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Политология

Политология Б1 1.Предмет и структура политологии.

Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом.

2 Группы наук:

1 Науки, изучающие непосредственно политику:

Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной политики.

2 Изучает связь политики со всеми остальными сферами жизнедеятельности общества:

Полит социология, Полит психология, Полит антропология, Полит Астрология.

Выделяют 2 уровня исследования:

Теоретический уровень, на котором политика анализируется как целое явление, выводы применимы для многочисленных ситуаций. Прикладная политология – выработка конкретной ситуации с целью определения мер. 2 вопрос. Сущность и основные принципы правового государства.

Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки:

1.верховенство законов, выражающих волю народа

2.суверенитет народа

3.гарантия осн прав и свобод граждан. Осн гарантия – наличие частной собственности

4.разделение властей

5.иерархия юриспруденции.

Условия правового гос:

1.наличие гражданского общества .

с 60-х годов возникает новый тип правового гос – это социальное гос. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции:

1. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч

2. реализует политику занятости и охраны прав

соц сирахование, поддерж семью и материнство доступны для всех образование, культуру, здравоохранение. Б2 Возникновение и развитие политической науки.

Этапы становления:

Религиозно-мифологическая трактовка (власть от бога). Философско-этическая трактовка политики (поиск модели правильного гос-ва). Научно-рациональный. Связан с эпохой возрождения. (Монкиавелли) Он рассматривал политику как практическую деятельность и выработал конкретные рекомендации полит руководства: "Государь должен быть Львом и лисицей".

Гоббс исследовал причину возникновения гос-ва, как политического института, причина этого: Война всех против всех, выход из войны – заключение договора, в результате установление сильной абсолютной власти. Монтескье рассматривал зависимость политики от географических факторов. Кант обосновал идею правового гос-ва (Любое гос-во должно быть само подзаконно)

Выделение полит науки в самостоятельную научную дисциплину. Связывают с именем Лей Бера, который в 1857 г. начал читать курс пол науки в Колумбийском универе. В 1903 в США была учреждена ассоциация политических наук. В 1947 при ООН была создана ассоциация полит науки. Б3 Функции и методы политологии

Ф:

Описательная Аналитическая – выявление законов действующих в пол Прогнозтическая Институциональная – выработка тез решений, действий, технологий, кот помогут достичь поставленной цели. Воспитательная Идеологическая Б4 Роль политического образования в современном мире

Задачи:

Научить человека адекватно ориентироваться в политической обстановке. Научить защищать и предоставлять свои интересы. Научить уважать интересы и права других граждан, сдерживать проявление эгоизма и нетерпимости полит действий.

Принципы:

Деидеологизация – отказ от доминирующей идеологии Департизация – т.е. отказ от руководства образования одной ведущей партии, допуск к образованию оппозиционным партиям Добровольность – всобода выбора убеждений. Б5 Происхождение и сущность политики Деятельность гос-ва, партии, общ организаций и ддвижений. Борьба за власть, обладание властью, удержание её и использование. Деятельность направленная на согласование интересов и управление обществом. Сфера общения взаимодействия, соц. групп и отдельных людей Ввид искусства Деятельность соц групп по артикуляции своих противоречивых, коллективных интересов, выработки обязвтельных для всего об-ва решений и их реализация с помощью гос-в. Б6 1.Структура и функции политики

При характеристике П выделяют: Форму, содержание, процесс.

Форма П – Организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов. Законы, нормативные акты.

Содержание П – цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы.

Процесс П – Отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов.

Элементы П – 1) Полит сознание, кот включает в себя менталитет, ценностные ориентиры, взгляды, теории. 2) нормативные идеи - программа, избирательная платформа партии, правовые акты. 3) Институты власти и борьбы за неё. 4) отношение властвования к господству и подчинению.

Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная – Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия.

2 вопрос. Понятие и основные подходы к правам человека.

Права человека – эт принципы и нормы, которые регулируют отношения между гос и людьми и обеспечивают каждому индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Основные модели взаимодействия гос и личности:

1. тоталитарная.

2.индивидуалистическая

3.партиципаторная

Исторически первой формой осмысления прав человека стала идея естественного права.(право на жизнь, свободу, собственность). Аристотель вводит понятие условного права т.е. нормы, кот устанавливаются в результате действия власти и взаимоотношений людей.

В эпоху просвещения идея естественных прав получила либеральное толкование (дополнено социальными правами). В 1948 году 10.12 декларация прав человека. Кроме нее сущ около 170 документов, в которых речь идет о правах человека. Международный пакт о международных и политических правах принят в 1966 году. Беларусь подписала в 1992.

Б7 1.Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни.

Политика и мораль:

Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает.

Разница:

Политика – конфликтна, в морали конфликт – частный случай. Источник политики – насущная потребность людей, а мораль – общечеловеческие ценности. Требования П носят форму законов конкретных, в морали – абстрактно-нормативных. Мораль – индивидуальна, П носит групповой характер. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. Политика ситуативная (меняется), мораль – универсальна.

П и Культура:

П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры. Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования.

П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

2 вопрос. Типология прав.

Негативные - предохраняют индивида от нарушающих его свободу вмешательств и ограничений и дают ему возможность действовать по своему усмотрению.

Позитивные – фиксируют обязанности государства предоставлять индивиду те или иные блага. К ним относят весь блок социальных благ.

Разделение прав на

1.гражданские, т.е. те которые позволяют сохранить индивидуальность человека (жизнь, свободу, достоинство личности)

2. политические права граждан – свобода мнений, убеждений и их выражение, получение достоверной информации о деятельности гос органов, доступа к любым должностям гос органов

3. социально-экономические. Способности, труд, отдых

4. культурные – доступ к культурным ценностям.

5. экономические

гарантия и реализация прав:

1. юридические

2. социально – экономические

Б8 1.Идеологические трактовки политики. Телеологическая (с точки зрения целей) – Власть рассматривается как способность достижения поставленной цели. Бихевиаристские – Власть рассматривается как тип поведения при котором одни командуют, другие подчиняются. Психологические – Раскрывают истоки власти, кот коренятся в нашем знании и подсознании. Системные – Рассматривают власть как способность системы обеспечивать выполнение её элементами опр функций. Структурно-функциональные – Рассматривают власть как реализацию функций руководства и исполнения. Реляционистские – Власть как отношения агентов, при которых один агент с помощью различных средств контролирует другого. 2 вопрос. Реализация прав человека и обязанностей в совр мире.

Структуры, занимающиеся реализацией прав:

комиссия по правам человека при ООН европейская комиссия по правам человека Европейский суд.

Статус и авторитет прав человека в любом гос определяется трактовкой источников прав. Существует 3 рсновные подхода к трактовке исторических прав:

1.естественно-исторический подход. Фундаментальные права человека имеют вне государственное и вне юридическое происхождение. А значит государство не может давать или отнимать эти права. Оно обязано не только гарантировать (право на жизнь)

2. юридически позицивистский подход. Источники и гарант прав человека – государство.

3. марксистский. Право – воля господствующий класса возведенная в закон и реализуется с помощью государства.

Б9 1.понятие, структура власти.

Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

2 вопрос . Понятие и функции групп интересов.

Группа интересов – добровольные объединения, которые создаются для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с гос. первичная проблема – разрешение своих проблем. Вторичная – вовлечение в политику.

Осн функции групп интересов:

артикулирование интересов, т.е. преобразование различных эмоций в полит требования и активизация процесса принятия решений (низкая пенсия – возмущение-митинги-власть обсуждает проблему поднятия пенсий) агрегирование, т.е. согласование частных потребностей, установление иерархии требований, выработка на этой основе оптимальных целей и результат , интегрирование групп. информирование, т.е. трансляция мнения группы власти формирование полит элиты.

Интересы зависят от способов деятельности:

законные, взаимодействие с кандидатами, обращение в суд,… незаконные, подкуп, сбор компромата , взяточничество. Б10 1.Ресурсы, процесс и виды власти:

Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

2.Типология групп интересов.

По присхождению и степени организованности:

аполитичные, т.е. возникающие стихийно, не имеющие четкой структуры, малоэффективные, зачастую использующие насильственные методы институционные, т.е. имеющие организационную структуру, зафиксированные функции (администрация церкви).

По специализации действий:

неассоциативные, источник их возникновения неформален и под час недобровелен (cекты) ассоциативные, дообровольные объединения, создающиеся для решения оппред задач (профсоюзы)

по характеру деятельности:

одноцелевые – ставят очень конкретизированные цели, затем распадаются многоцелевые – профсоюзы, общество потребителей

по сферам управления:

творческие союзы потребителей борцов за мир Б11 1.Политическое господство легитимность. Эффективность власти.

Отношение господства и подчинения выражается: Полит господство означает структурированное в обществе отношение командования и подчинения (легитимизация). Признание людьми законности, необходимости и оправданности пол власти назыв легитимностью (полностью заложена в сознании). Сущ 3 вида легитимного господства:

1. Традиционное (отец-сын) свойственно монархическим институтам (традиции).

2. Хоризматические – Основано на поклонении личности из-за её особых качеств.

3. Рационально-правовая или легальная – Люди подчиняются законам в рамках, которых избираются пол личности.

Легальность власти – юридическое понятие, обозначающее что происхождение власти, способы её функционирования зафиксированы законом.

2.Способы деятельности групп интересов . общественные движения.

Общественными движениями наз более или менее многочисленные объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели.

Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти.

Динамика их появления:

возникает опред соц проблема, появл группа людей, которая придает целенаправленный характер решению данной проблемы. вырабатывается конкретные цели и задачи, программы вербовка сторонников, агитация развернутая деятельность, которая воплощается а оппеляции к власти или даже в давлении на власть. затухание движения, это либо корректировка цели либо распад движения.

Функции общественных движений.

защита интересов членов данного движения и их представительство объединение граждан мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

Типология общественного движения:

1.политические, экологические, правозащитные

2. неполитические (красный крест, защита памятников)

3.консервативные за сложившийся порядок

4.протеста – выдвижение требований

5. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху

насильственная ненасильственная.

Разделяются по половозрастным признакам:

движение женщин дети в борьбе за мир.

Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений:

постоянное членство устав наличие аппарата управления централизованное руководство.

Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть.

Б12 1.Понятие и структура политической системы.

Система – это то, что отвечает след признакам:

1.Любая система имеет несколько составляющих элементов.

2.Элементы взаимосвязаны между собой.

3. Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:

граждане, соц общности, пол институты власть интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность.

Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

Под системы:

институциональная – различные организации, институты. Нормативная – правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом. Функциональная – способы, методы рабочей системы, полит режим Коммуникативная – формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами. Б13 1.Механизм функционирования пол системы.

Поддержка – Это выражение лояльности по отношению к системе(явная и скрытая).

Требования – Это выражение мнения о том, как должна работать система. Апатия имеет негативный характер, т.к. Свидетельствует о том, что в обществе назревает полит кризис, потому что люди не верят в возможности власти, что может вылиться в экстремальные действия.

Средства коммуникации: формальные(официальные отчеты) и неформальные(стихийно возникающие источники инф.)

Вводные Функции:

1 Полит социализация – это включение ч-ка в полиику, формирование у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к системе(формирование поддержки у населения).

2. Политическое рекрутирование – это заполнение вакантных мест в пс.

3 Артикуляция интересов – это предъявление требований к тем, кто принимает решения.

4. Агрегирование интересов, т.е. выражение требований в виде программ, избирательных платформ

Выводные:

Разработка норм; Применение норм и правил; Контроль за соблюдением норм и правил. 2 вопрос. Происхождение, сущность и функции политических партий.

Партия в переводе – part – часть. Это специализ организ грппа, объед наиболее активных приверженцев той или иной цели и служ для борьбы за завоевание и использование полит власти.отличия партий от других общ образований:

1. наличие цели завоевание власти

2. наличие идеологии, способ полит организации

3. наличие программы действий

4. наличие электората

5. наличие организованной структуры.

Структура партии:

лидеры партийная бюрократия мозговой штаб идеологи партий партийный актив рядовые члены спонсоры электорат

основные способы создания совр партий:

1. партия появляется из обществ движений,

2.создаются на основе полит группы, которая складыв вокруг яркого полит лидера

3. образов партий на парламент основе через объединение группы депутатов

4.деление существующих партий

функции партий:

1. посредническая между массами и властью

2. представительская

3. институализация участия граждан в политике

4. электоральная – отбор и рекрутирование полит лимдеров

5.политическая социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике

6. реализация полит власти

Б14 1.Типология политических систем

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

Плюсы

1. Возможность быстрого принятия решения и их реализации.

2. Возможность быстро про контролировать исполнение решений.

3. Отсутствие конфронтации.

Минусы

1. Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

2. Отсутствие политической конкуренции.

3. Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.

Плюралистическая пс.

3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

Плюсы 1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

Минусы: Способность нарушения целостности общества.

2 вопрос . Типология политических партий.

По идейным основаниям:

1. доктринальная т.е. ориентированая на идеологическую чистоту (коммунисты)

2. прагматическая, ориентированая на практическую целесообразность

3.харизматическия, объединение вокруг конкретного лидера.

Подразделяются на левые и правые.

Левые – выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за твердые соц гарантии трудящимся и за перемены в пользу трудящихся. Правые – выступают за сильное гос, охраняющее частную собственность (БНФ).

По способу формирования:

1. массовые партии. Чаще формируются снизу вверх. Им характерно идеологическое единство членов, централизованное единство руководства и уставное членство.(ком партия)

2. кадровые партии . формируются сверху на основании полит групп и элит. Ей свойственны свободное членство и аморфность. К числу кадров партии относят всех тех, кто голосует за нее на выборах, поддерживает ее материально, выступает на организуемых ей собраниях… такие партии огранич свою деятельность предвыборной борьбой и относительно пассивны в промежутках между выборами. Массовые партии не ограничивают свою деятельность выборами, а проводят активную повседневную идеологическую работу.

Б15 1.Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

Тоталитаризм как система возник в 20ст. и использовался для характеристики пол системы в СССР. К тоталитарным системам относят системы, кот характеризуются полным контролем со стороны гос-ва за личностью, радикальными преобразованиями всей общественной системы в соответствии с революционной социальной утопией, не оставляющей места ни для свободы индивида, ни для соц противоречий.

Первоисточник тоталитаризма ищут в политизации утопии. Утопия представляется в виде идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Эти цели конкретизируются и реализ. С помощью экономического и социального планирования. Планирование нуждается во всесильной власти и массовой поддержке. Поддержка осуществляется гипертрофированным ростом институтом власти, контроля, системной и идеологической обработкой населения, подавлением инакомыслия и применения любых средств, не считая ни средств , ни жертв.

Б16 1.Предпосылки Тоталитаризма

Первой и основной предпосылкой Т явл индустриальная стадия развития общества. ИСРО создала систему массовых коммуникаций, усложнила общественную организацию, сделала технически возможным систематическую идеологическую индоктранацию (т.е насильственное внедрение идеологии). Появление монополий, их взаимосвязь с государством усилило само гос-во и расширила его соц функции.

Вторая предпосылка - коллективистко-механистическое мировоззрение.

Психологическое неудовлетворение человека. Соц эк кризисы Массовая маргинализация. обнищание. Б 17 1.характерные черты и разновидности тоталитарных систем.

1) идеологизация всей общественной жизни.особенности идеологизации:

закономерное движение к определенной цели, приоритетной по отношению к средствам тоталитарной идеологии так же свойственна идея о счастливом завершении истории революционна по своему характеру , обосновывает необходимость формирования нового общества и человека. патерналистский дух (покровительственное отношение вождей к народу)

2) социальная:

основание превосходства одного класса или нации формирование социальной структуры, в которой наличие власти определяет социальный статус формирование номенклатурного господствующего класса наряду с общей люмпенизацией

3)экономические черты:

огосударствление ориентация или полная ликвидация частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Планирование и административно-командные методы управления Монополия государства на общественные и политические ресурсы

4)политические черты:

наличие предельного центрального организованного движения во главе с партией. Срастание партии с государством Запрещение всякой оппозиции Сохранение видимости демократии с помощью использования выборов Массовый террор как средство внутренней политики Наличие мощного аппарата контроля и принуждения Культ вождей
Разновидности:

1.сталинизм. Основная идея и диктатура, опиравшаяся на три структуры – партия, государство и силовые органы. От других сталинизм отличался тем, что покушался на землю и собственность.

2.Нацизм – основная идеология расизм и шовинизм. Превосходство одной нации над другой.

2 вопрос избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право – это система государственно правовых норм регулирующие условия, порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятость выборных государственных должностей. Бывают активные и пассивные( меня выбирают). Принципы избирательного права – всеобщность , равенство и тайна голосования.Б18

1.Особенности и типология авторитарных режимов. Авторитарной считается неограниченная власть одного лица над гражданами при сохранении личности и общества в неполитических сферах. Авторитаризм и его черты:

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, тиран) неограниченность власти и ее неподконтрольность власти гражданам опора на силу реальная или потенциальная монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограничение его во внеполитические силы. Рекрутирование политической элиты путем назначения сверху.

Положительные черты авторитарных режимов:

1.способность обеспечивать полит стабильность и общественный порядок в условиях соц потрясений

2.способность быстро мобилизовать ресурсы общества на решение определ задач

3.способность противостоять политическим противникам.

Недостатки:

1.полная зависимость политики от главы гос или группы лиц у власти.

2.отсутствие у граждан возможности предотвращать полит авантюры.

3.ограниченность политического выражения общ интересов.

Разновидности:

1.по способу организации власти:

псевдодемократические (в этих режимах формально признается разделение властей, многопартийность, реальная власть наход в руках исполнительных структур. Пример – Мексика) конституционноавтортарный (ограничение и запрещение на основе конституции деятельности оппозиции, независимых СМИ) пример – Сингапур, Филипины, Ирак, Иран.

2.по носителям власти :

олигархические (власть группы людей) персоналистские диктатуры (Румыния, Греция, Аргентина) военные хунты (Африка) теократические режимы (власть религиозного клана) абсолютная монархия персонафицированный режим (власть опирается на силу, неи силых институтов власти . пример – Амина-Уганда)

3.по содержанию деятельности:

элитаристские ( организованы на обеспечение власти какой либо элиты, кот проводит реформы, манипулируя волей народа) популистские режимы (ориентированы на заигрывании с народом.) бывают двух видов – нациналполистские (играют на чувствах национаьной справедливости), социалпопулистские (эксплуатируют идею социальной справедливости)

4.по ориентации

прогрессивные ( способствующие развитию рыночных отношений) Консервативные 3 вопрос. Типы избирательных систем.

1. мажоритарные системы :

абслютного большинства. Победившим считается тот, кто набрал более 50% +1голос относительного большинства (большее число голосов) унономинальные (1 депутат от округа) полиноминальные

2. пропорциональные избирательные системы – это порядок определения результатов голосования при котором распределение мандатов между партиями выставляемых на выборах происходит в соответствии с количеством набранных голосов.Б19

1.Демократия как тип политической системы.

Демократия – это форма правления

1.Демократия – форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.

2.Демократия – это идеал общественного развития и отвечающий этому идеалу мировоззрение

3.Демократия – движение за установление социального и политического народовластия

Характерные черты Д как формы правления:

1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)

2.периодическая выборность осн органов власти

3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах)

4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений

Классификация Д:

1.в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на

социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны) охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).
Если народ – совокупн индивидов, то Д – индивидуалистическая. Если народ – совокуп соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская.

2.в зависимости от участия народа в политике:

прямая Д, народ принимает участие в обсуждении , в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия – принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа. плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы) представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей)

3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные, супер президентские, конституционные монархии.

4.по равенству прав граждан:

по мере управления, на политической Д, которая основывается лишь на формальном равноправии граждан соц Д основаны на фактическом равноправии граждан.

5.В зависимости от подчинения меньшинства:

тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства. Б20 1.основные концепции демократии.

Выделяют 3 группы теорий или концепций Д:

1.теории коллективистской Д

2.теории либеральной Д

3.теории плюралистической Д

изначальной формой и теоретической и практической Д явилась коллект Д. Наиболее видные теоретики – Платон, Руссо, Маркс, Шмидт. Общие черты коллект Д:

1.признаки народа единым целым с единой волей и интересами

2.отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии

3.понимание свободы как активного участия в управлении гос-вом (человек под капельницей - голосует)

4.абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом

5.устранение проблем прав чел т.к. гос – выразитель воли каждого человека

6.преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация

7.декларирование соц демократии т.е. обеспечение равных соц условий для управления гос.

Либеральная. основные представители – Диссон, Локк, Монтескье. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:

1.отождествление народа как субъекта власти только собственниками. Недостаток – социальноклассовая ограниченность реальных моделей, построенных на этой теории.

2.признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва. Недостатки – игнорир коллективной природы чео-ка, стимулирование эгоцентризма.

3.понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей. Недост – декларативность Д-ии в реальности углубление соц противоречий и классовых различий

4.парламентаризм. преобладание представительских форм участия в управлении. Нестатки – слабая лигитимация власти, отрыв политич элиты от народы.

5.ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.(протекционизм)

6.разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.

7.ограничение власти большинства над меньшинством.

Плюралистическая . основной чертой плюрилизма явл:

рассмотрение народа как совокупн соц групп, а значит осн субъект власти – соц группа. общая воля рассматрив как результат компромиса интереса разл групп гос рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы наличие ценностного консенсуса в обществе, т.е. признание всеми группами законов общества (не заставить принять, а принять закон)

по форме осуществления народом власти плюралист Д подразделяются : репрезентативные, партиципаторные.

Репрез – реально представлены в парламентаризме, т.е. системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента. Достоинства :

рациональность организ полит системы высокая эффективность в решении задач порядок и полит стабильность

недостатки :

фактическое отстранение народа от власти в период между выборами олигархизация власти широкие возможности для манипулирования обществом.

Партиципаторные – основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений. Достоинства :

участие многих людей способствует расшир интелектуального потенциала в управлении усиление контроля за управленческими структурами Б 21 1.Критерии и механизмы современной демократии.

1.представительство интересов народа через его полномочных посредников

2.признание полит плюрализма. Выражается в наличии альтернативных полит институтов, в свободной конкуренции идей и мнений

3.участие граждан в реализации полит вопросов

предоставление равного права на участие в полит жизни добровольность такого участия реальность, возможность участвовать в политике в самых разных формах (либо поддерживая власть либо нет)

4.осуществление просвященного выбора предполагает

доступность каждому гражданину полной информации для осущ выбора четкую, корректную формулировку предполагаемых альтернатив

5.взаимная ответственность элиты и народа.

Механизмы современной Д. Для реализации Д необходимо:

1.законодатнльное закрепление и юридич гарантии прав человека (права чел должны быть декларированы)

2.институт парламентаризма (орган работающий по принятию решений по принципу большинства)

3.свободные выборы

периодичность, процедура выборов, сроки и форма выборов, выдвижение депутатов, голосование, подсчет голосов – все д.б. четко, закреплено законом. если избиратель голосует независимо необходимо предосталение, обобряет или нет его гос-во беспрепятственное выдвижение кандидатов в соответствии с конституцией обеспечение возможности конкуренции не только отдельных депутатов но и отдельных полит платформ за которыми стоят разл партии, разные обществ движения

4.многопартийность

5.легальная оппозиция (осн цель прийти к власти, а не свести счеты)

6.разделение властей (необх разработать систему сдерживания и противовесов между властями)

7.свобода СМИ

Условия существования Д:

1.наличие рыночных отношений (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках)

2.наличие гражданского общества – сферы внеполит отношений, защищенных от вмешат гос-ва

3.существование среднего класса (этот класс стремится к независ)

4.наличие опред уровня образованности. Он должен включать в себя не только необход уровень грамотности, но и наличие опред полит знаний

Б22 1.Достоинства и недостатки демократии:

достоинства

1.наличие возможности свободного выбора

2.учет мнения большинства

3.отсутствие монополии на власть

4.уважение прав и свобод граждан

5.наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

недостатки

1. опасность тирании большинства

2. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации

3. замедленный процесс принятия решений

4. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)Б 23

1.Предпосылки демократии. Экономические:

1. довольно высокий уровень индустриального и экон развития в целом

2. рыночная конкуренция в экономике, потому что рын экономика претятствует накоплению власти, обеспечивает автономию индивида, стимулирует развитие таких качеств как свобода, предприимчивость, ответственность, без нее не возможно осуществление гражданского общества.

3. высокая степень урбанизации

4.развитость массовых коммуникаций (радио, тв)

Социальные

1. относительно высокий уровень благосостояния граждан, который позволяет смягчать соц конфликты и находить компромисы

2. сглаживание соц неравенства. Поляризация общества на бедных и богатых, а так же уравнительное распределение благ одинаково препятствует развитию демократии

3. система рассеяных соц неравенств. Это есть недопущение сосредоточения дефицитных благ в 1 руках

4. соц плюрализм. Это наличие четкой соц структуры в обществе в виде классов, групп, образующихся на интересах

5. наличие предпринимателей

6. наличие влиятельного среднего класса

7. грамотность населения, его образованность

8. наличие массового гражданского общества.

Культурные и религиозные предпосылки.

1. гражданская полит культура.3 типа политич культуры – патриархальная (неосознанность последствий принимаемыз решений), подданическая (человек ведет себя как исполнитель приказа), активистская (человек самостост участник процесса). Гражданская культура – это активистско – подданическая культура.

2. наличие религии, кот стимулирует развитие Д Внешнеполитические:

1.политическая, экономическая, культурно-информационное воздействие, военное вмешательство, влияние примера Д-государств.

Б 24 1.Общие модели и закономерности Д.

Можно выделить 3 осн модели демократизации

1. линейная демократизация – это однонаправленное постепенное расширение Д пример – Англия.

2. циклическая – суть в чередовании демократической и авторитарной форм правления при позитивном отношении полит элиты к реформам. Этот путь характерен странам , в кот не созрели предпосылки для перехода к демократии, поэтому данный процесс является тяжелым и затяжным с характерными узурпациями власти (лат Америка)

3. деолактическая. Этому типу характерен переход к Д на основании созревших внутренних предпосылок. Часто в таких странах происходит резкое и быстрое крах авторитарных режимов (Чили, Италия)

Б 26 1.Происхождение сущность и функции государства.

В широком смысле гос – это страна ( до 17 столетия). В узком гос – это плит институт, система учреждений, обладающая верховной властью на опред территории и призвана обеспечить безопасность, права граждан, управления страной. Признаки гос:

1.публичность власти, кот выражается в наличии слоя полит управленцев

2. территория с границей

3. суверенитет (власть на данной территории)

4. монополия на использование принуждения (может отнимать жизнь)

5. обязательства членства (каждый родившийся - гражданин)

6. претензия на представительство всего народа.

Причины возникновения:

1. развитие общественного разделения труда и выделение слоя управленцев

2. возникновение частной собственности , эксплуатации

3. завоевание одних народов другими

4. демографические факторы

5. психологич факторы

6. антропологические факторы. Основу выразил Аристотель (человек должен общаться, возникает государство)

2 основных этапа в развитии гос как института:

1. традиционный. Эти гос возникали на основе обычаев, норм, традиций. Монархии – большинство подданых лишают прав, законы издают верхи в свою пользу

2.конституционный. связан с введением законов. 1776 – конституция США.

2 вопрос понятие, теории и функции политической элиты.

Полит элита – это внутренне дифференцированная относительно интегрированная группа лиц, которая в большей или меньшей степени обладпет качествами лидеров и занимает руководящие посты в обществе.

Теоретические концепции, пытающиеся обосновать "элиту":

1. элитные теории Моска. Полагал, что любое общество делится на класс управляемых и управленцев, и главный путь попадания в этот класс – умение управлять. Считал существование элит – неустранимо. Он рассматривал 2 тенденции развития элит – аристократическая (стремление элит стать наследственными), демократическая (обновление элит за счет социума).

2. Парето полагал, что миром должно править меньшинство – элита-, кот должна иметь след качества : психологические, вражденные и социальные, как результат влспитания и образования.

Элита:

правящая (элита Лис) метод их работы переговоры, уговоры, лесть контрэлита(Львов). Люди, обладающие необходимыми качествами, но не имеют доступа к руководству из-за соц препонов.

3.Михельс. изучал соц механизмы, порождающие элитарность. Вывел жизненный закон олигархических тенденций.

Современные теории:

1. теория флюралистических элит. Основные концепции:

элитарность – нормальное явление развития общества гл качество для попадания в элиту – подготовленность к управлению отрицание элиты как единой, сплошной группы

4.отрицание разделения общества на элиту и массу, т.к. между элитой и массой устанавливаются отношения партнерства и масса контролирует элиту

5. гл в полит жизни не деятельность Э а социгруппы и их представители.

Полным антиподом явл леволиберальная элитная концепция. Тезисы:

гл элитообразующий признак – обладание должностью элита предст собой сплошную группу и основа этого сплочения – соц статус глубокое различие между Э и массой рекрутирование элиты из собственной среды гл функция элиты – обеспечить свое господство.

Причины существования Э:

психологич и соц неравенство людей и разное желание принимать участие в полит жизни существование разделения труда, треб управленческого труда полит пасивность широких масс высокая общест значимость управл труда и его стимулирование.

Типология элиты:

наследственная (аристократия) властная (те, кто непоср обладает властью) функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга) по отношению к власти элита правящая и оппозиционная.

По способу рекрутирования – открытая и закрытая

Б 27 1.Устройство современного государства.

С 1-ой половины 14 ст парламент стал двухпалатным. Нац собрание – высший законодательный орган РБ. В большинстве стран – двухпалатные парламенты. Способы формирования верхних палат :

1. всенародное избрание (Франция, Канада)

2. по принципу наследования (Великобрит)

3. путем назначения

4. смешанные формы всех предыдущ.

Верхняя палата как и нижняя имеет опред срок полномочий депутатов. 5 лет – нижняя, 9 лет – верхняя . это во Франции.

Кроме срока сущ различные ограничения: основной – возрастной.

Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решение. Депутаты имеют ряд привелегий:

1.Иммунитет (неприкосновенность)

2. индемнитет (депутат не имеет ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, которые он подержал, отдав свой голос)

фракция – группа депутатов, кот объединяется по полит интересам и выступает на основании единой полит платформы.

Спикер – следит за парламентом . в каждой палате есть собств председатель.

Квеста – следит за порядком в помещении комиссии, которые имеют постоянный, временный характер. Задачи парламента:

1. принятие законов

2. утверждение гос бюджета и отчет о его выполнении

3. участие в формировании правитеьства и др органов власти

4. внешнеплитические полномочия. Высший орган исполнительной власти – правительство. К числу важнейших полномочий правительства относится:

1.разработка программ эконом, соц развития

2. подготовка госбюджета и его исполнение

3. ведение междунар переговоров, заключение договоров.

Большинство совр правительств формир на партийной основе.

Функции президента:

Глава гос, формирует правительство, с согласия парламента назначать судебный корпус, имеет право издавать декреты, имеющие силу закона, имеет право распускать парламент

Б 28 1.Тенденции развития современных государств:

1.деэтотическая. суть в активизации гражданского общества и усиление контроля над властью, и расширении самоуправления

2. этотическая. Суть в повышении роли гос как регулятора

3. сокращение функции принуждения.

2 вопрос понятие , теории политического лидерства.

Лидер – руководящий, ведущий за собой. В совр науке существует несколько трактовок лидерства:

1. лидерство – власть, кот осущ одним или неск людьми

2. лидерство – управленческий статус

3. влияние на др людей, но специфическон, кот заключается в таких показателях как:

данное влияние должно быть постоянным руководящее воздействие лидера на всю группу приоритетное влияние лидера на группу опора лидера на авторитет, а не на силу

4. это особого рода предпринимательство

5. это символ общности и образец поведения.

В небольших организ не требуют структурного обособления лидерства. В политике происходит обязательная формализация позиций. Структурное обособление полит лиднрства содержит 2 аспекта : формальное и неформальное. Первое основывается на положении в общест иерархии, связанное с занятием высоких постов. Вторая основывается на авторитете. В политике ведущее положение занимает формальное лидерство.

Природа полит лидерства.

1.Теория черт суть феномена лидерства данной теории объясняется наличием у отдельных людей качеств.

2. ситуационная теория. Суть лидерства как явления порождается обстоятельствами. А не качествами человека

3. теория последований. Суть – это результат особого рода отношений между руководителями и последователями.

4. психологические концепции лидерства.

Классификация лидерства:

лидеры – традиционные, рационально – легальные, харизматические. лидер- знаменосец, лидер – торговец, лидер – пожарный.

Функции полит лидера:

объединение общества, его интеграция камуникация власти и масс мобилизация масс на решение полит проблем соц патронаж и арбитраж находить и принимать оптим решения в общ проблемах Б 29 Понятие, признаки и структура гражданского общества.

1. гражданское общество составляют различные предприятия не государственной формы собствености.

2.. общественные организации и учреждения

3. разл союзы, фонды, клубы, общ движения, гражданские инициативы

4. органы местного самоуправления

5. полит партии () неправящие

6. независимые СМИ

7. группы давления

Основу соц гражданского общества образует средний класс. Франк писал – важнейшая соц ценность средних слоев заключается в осознании того, что нельзя обогатиться с помощью каких либо мелких или революционных мероприятий, что свойственно только низшим слоям. Суть духовных устоев среднего слоя заключается в следующем : экономическое благосостояние органически зависит от трудолюбия, предприимчивости и образования.

Условия формирования гражданского общества:

1.Наличие многообразных форм собственности

2. существование множества соц групп, интересов, запросов …

3. наличие широкой сети добровольных объединений, движений

4. наличие четкой и непротиворечивой системы законов

5. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готовность взять полит ответственность)





      ©2010