Политико-правовые воззрения Ивана IV
Политико-правовые
воззрения Ивана IV.
Противоположная
тенденция в политической идеологии была наиболее полно сформулирована царем
Иваном IV. Ее содержание заключалось в
утверждении правомерности неограниченной
верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего “ самовластья” ее
носителем.
Политическая
доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила
перед собой задачу оправдания наиболее
жестоких методов деспотического правления. В этот период развития русской
государственности не наблюдалось
реальных причин и поводов для возврата к удельной раздробленности, ибо
завершение объединительной политики стало уже очевидным фактом. Введение новых
форм управления страной в виде опричных
мероприятий (1564г.) реформаторских
целей не преследовало, а разделение государства на две части (опричнину
и земщину) не подрывало основы могущества феодальной аристократии. Иван IV
отказался от преобразований и ввел в
стране при помощи опричных мероприятий террористический политический режим.
В области
политических воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности
происхождения правящей династии.
Единственным законным основанием занятия царского престола он считал право
наследования. “Самодержав- ство Российского царства началось по Божьему
изволению от великого князя Владимира.- великого Владимира Мономаха... и от
храброго великого государя Дмитрия, одержавшего великую победу над безбожными
агарянами... великого князя Ивана... отца нашего великого государя Василия и до
нас смиренных скипет- родержателей Российского царства”. Престол “не похищен”,
не захвачен чрез войну и кровопролитие, а унаследован волей провидения, мирным
путем без гражданских войн (“десница наша не обагрялась кровью
соотечественников”).
Такое понимание
царской власти предоставляло идейную базу для определения объема ее полномочий.
В отличие от Иосифа Волоцкого, Филофея, М. Грека, 3. Отенского и И. Пе-
ресветова, связывавших действия царя “заповедями и законами”, Иван не признает никаких ограничений своей
власти. По его мысли, подданный безраздельно должен находиться во власти царя.
“По Божьему изволению Бог отдал их души (подданных. -- Н. 3.) во власть нашему деду, великому
государю, и они, отдав свои души, служили царю до самой смерти и завещали Вам,
своим детям, служить детям и внукам нашего дела ”.
Весьма
своеобразную интерпретацию получило в теории Ивана IV традиционное для русской
политической мысли положение об
ответственности властителя перед подданными. Царь не может быть преступен по
самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха --прерогативы
Высшего суда. Если царь “заблудахом
душевно и телесно и ста согрешником перед Богом и человеки всяким законопреступле-
нием еже не мочно писанием исписати и человеческим языком изглаголати”, то все
это будет определяться только как грех и наказывается исключительно Всевышним,
причем тяжесть наказания ложится на
подданных. Законы должны исполняться подданными, а не властителями. Царь
утверждал свое право “жаловать своих холопов”, равно как и казнить по своему
собственному усмотрению, смешав здесь неравнозначные категории, ибо для казни (наказания) нужен закон и суд,
а для пожалования действительно достаточно одной царской воли.
Нетрадиционно
разрешает он и вопрос о взаимодействии властей: духовной и светской. Теорию
симфонии властей он полностью отрицает, выступая сторонником четкого
разграничения сфер их действия. “Одно
дело,-- заявляет он,-- священническая
власть, иное дело--царское правление”, ибо “одно дело спасать свою душу,
а другое -- заботиться о телах и душах многих людей”. Такая постановка вопроса
вытекает из последовательно проводимого
Иваном IV принципа безграничности царской власти: ее он не хотел делить ни с
кем, даже с наместниками бога.
Большое
значение в суждениях Ивана Грозного придается методам и способам реализации
власти. Здесь он обращается к традициям, употребляя термины “страх” и “гроза”.
Понятие “гроза” у него полностью освобождается от внешне-политических характеристик, оно более не касается
иноземных государств, а в сфере
внутренних отношений обходится вопрос о восстановлении нарушенной
справедливости. “Царской власти дозволено действовать страхом и запрещением,
чтобы строжай- ше обуздать безумие злейших и коварных людей”. Демагогичес- ки
ссылаясь на апостола Павла, Грозный утверждал, что царь обязан “спасать” своих
людей “страхом”.
Вся доктрина
Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя
интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание
легитимности опричным грабежам и
насилиям.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|