Политические права российских граждан
ПЛАН РЕФЕРАТА 1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г. 2. Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. 3. Система политических прав и свобод. 4. Политические конституционные права и свободы человека и гражданина : а) право на участие в управлении делами государства; право на референдум ; б) право на доступ к государственной службе; в) право на объединение; г) свобода манифестаций; д) свобода слова ипечати; е) право на петиции. 5. Значение политических прав и свобод для человека. 6. Конституционный статус личности в России в настоя- щее время. Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права . Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рож- дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за- щищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личнотсти .”[1] Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отри- цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че- ловека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон- ституции Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина , включает 48 статей (с 17 по 64). Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические пра- ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука , используя классификационные основы , предложенные М.П.Каревой , выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли : 1)социально-экономические права и свободы граждан ; 2) политические права и свободы граждан ; 3) личные права и свободы граждан. Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование элементов системы конституцищнных прав и обязаннос- тей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан- ностей : 1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо- мической и культурной жизни ; 2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни ; 3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы .[3] Однако систему основных прав и свобод характери- зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко- торых придерживается Конституция в их последователь- ном расположении . Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придер- живается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности . В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек- ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж- данина, принятой Верховным Советом Российской Федера- ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года . В отличие от основных личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам” . В соответствии с Конституцией гражданин Рос- сийской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и свобод . Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомо- чия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра- во на референдум; право петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входя- щих в систему политических, состоит из правомочий , представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие ин- дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний . Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти- туции Российской Федерации). Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления . Право на референдум включает в себя не только пра- во на участие во всенародном (местном) голосовании , но и право требовать выставления любого вопроса на голосо- вание, а также право требовать, чтобы результаты обще- народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи- тывались при принятии окончательного решения по дан- ному вопросу(если решение принимается не путем рефе- рендума). Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количест- ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выра- зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об- щественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления об- щественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца 17 века . Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ). Это право является новой для российской Конституции нормой . Право на равный доступ к государственной служ- бе означает равенство исходных возможностей и отсут- ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире су- ществует система конкурсов,тестирования,собеседований. Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт 22) , а также регулярные аттестации государственных служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ- лении правосудия долгое время имело форму выборов на- родных судей и народных заседателей либо участия в рабо- те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас- тоящее время в России осуществляется поэтапное введе- ние института присяжных заседателей, назначаемых пу- тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”) как основы приговора суда. Важным правом , имеющим тесное отношение к учас- тию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое- либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу- ции РФ). Это право дает гражданам возможность использо- вать в указанных целях различные формы совместной ор- ганизованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граж- дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России. Право на объединение не является абсолютным пра- вом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение уста- навливаются Конституцией и федеральными законами. На- пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель- ные ограничения права на обьединения могут устанавлива- ться в условиях чрезвычайного положения. Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституцион- ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон- страций. Что понимается под этими терминами .. Еще в начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал, что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди- видуальную свободу слова”[4] . Свобода манифестаций как важный элемент правово- го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан- ное с другими правами, свободами и обязанностями граж- дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласова- ния и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных воп- росов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри- рует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к обьективно-реалис- тическому. Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу- ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли- вали каких-либо ограничений на способы реализации назван- ной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов- ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой- ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас- тей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон- страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель- ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз- никло противоречие между нормой Конституции и поло- жениями указанных актов. 25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд- ке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декла- рации прав и свобод человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво- бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Этот Указ определил, что до принятия соответ- ствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не про- тиворечащей указанной Декларации. Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти- рует проведение следующих видов публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в зара- нее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного выражения общес- твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова- ний и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ; демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ; шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршру- ту ; пикетирования - формы публичного выражения кол- лективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран- спорантов и иных средств наглядной агитации. В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста- тье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распрост- ронять информацию. Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу- ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегу- лирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина- ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв- ляется частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна- родно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе спосо- бов выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.[5] Рассмотрим право на петиции. Это право на участие также не лучшим образом урегулировано действующим за- конодательством . Достаточно отметить, что Консти- туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме- няя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным ли- цам"(ст.33). Что же касается текущего законодатель- ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар- та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле- ний, жалоб граждан ".[6] При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль- ных положений он не содержит. Стоит отметить, что в России действует доста- точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст- вий и решений, нарушающих права и свободы граждан".[7] Однако им регулируется только судебный порядок рассмо- трения петиций, и проблема остается не решенной. Таким образом, политические права и свободы граж- дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возмож- ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятель- ность государства и его органов, иных субьектов полити- ческой системы, то есть политическую область обществе- нных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества. Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общес- тва. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма , строит правовое государство. Многое сделано в сфере политичес- ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, дея- тельности общественных организаций. Однако в целом кон- ституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове- ка, несомненно, отражает переходный характер современ- ного этапа развития российского общества.Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно . Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не- преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от- сутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страда- ющего от декларативности, а также от слабости соот- ветствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в облас- ти прав человека. Это скоординированный план государс- твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог- рессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский "Гражданин и власть" , Москва, 1994 ,стр. 19-42. 2. Конституция Российской Федерации. Коммента- рий. Москва, "Юридич. литература",1994. 3. Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт",1991, стр. 24-41. 4. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин "Конституционное право России", Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214. -----------------------
[1] См. : Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России.
Юристъ,Москва,1995,с.196. [2] Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148.
[3] Воеводин Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-
во и право, 1982, N.4, с.210-258 .
[4] Дайси А.В. Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.
[5] Права человека. Сборник международных документов. М.,1986. с.56.
[6] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ,1993,номер19,ст.685.
|