Политические идеи в учениях брахманизма и буддизма
Политические
идеи в учениях брахманизма и буддизма.
Политико-правовая
мысль Древней Индии.
Кастовая
структура общества наложила отпечаток на правовую культуру.
Касты 4:
1. Брахманы
2. Кшатрии
3. Вайшья
4. Шудры
Брахманизм
предполагал состояние предопределенности бытия, божественного происхождения
всего мира.
Центральная
(краеугольная) идея - переселение душ.
Жизнь человека
определяется тхармой - кодекс поведения человека тхарма - комплекс
обязанностей, которые человек выполняет в зависимости от происхождения и т.д..
человек является частью общества и пользуется благами не по праву индивида, а в
виде награды за нравственное поведение.
Идеи
брахманизма получили закрепление в законах Ману. Идеалы брахманизма -
божественность и служение богу на земле.
Артхашастры -
наставления о пользе. Порядок и последовательность политической деятельности.
Подчеркивается необходимость создания сильной царской власти, также
божественность правителя. Идеи связаны со взаимными уступками власти жречества
и царской власти. Царь - отец народов. Заботится о своих подданных.
Артхашастра
попыталась расставить акценты с т.. светской и духовной властей.
Постепенно
кастово-родовой строй начинает терпеть больше неудобства в связи со снижением
управляемости процессами. На смену брахманизму приходит буддизм.
Буддизм.
Буддизм
отвергает ритуальность брахманизма и подчеркивает важность личности. Буддизм
отрицает необходимость касты как части строя и утверждает, что каждый равен в
месте в жизни. Но буддизм предполагает такое равенство не в обществе, а в вере.
Люди считаются равными, поскольку живут в мире страданий и все способны к
очищению, совершенству и духовному росту. Человек освобождается от желаний, страстей.
Переходит к созерцательному существованию и путем самосовершенствования
достигает Нирваны. Буддизм призывает к отрешенности от земных страстей и
интересов. Есть четкая грань между мирской и монашеской жизнью. Достичь нирваны
можно, только вступив в монашескую общину. Т.о. монашество - представляет
надварну.
Буддизм был
принят правящими кругами.
В Китае и в
Индии - личность является частью целого. Частью общины.
Политико-правовая
характеристика "Адхашастры"
Заметный отход
от идеологии брахманизма в сторону светских
рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в
трактовке “Адхашастара” (iv--Ill вв. до н. а.), автором которого считается
Каутилья (Чананья), влиятельный
советник Чандрагулты.
Относя к наукам
философию, учение о трех Бедах, учение о хозяйстве и учение о государственном
управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических
доказательств исследует “в учении о
трех Бедах -- законное и незаконное, в учении о хозяйстве -- пользу и вред, в
учении о государственном управлении-- верную и неверную политику”.
В
“Артхашастре”, наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что
“закон основан на истине”, явное предпочтение все же отдается практической
полые (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и
административно-властным установлениям.
Хотя в “Артхашастре” царю и рекомендуется отдаться любви, “не нарушая закона и
пользы”, однако именно полезность выступает в трактате в качестве определяющей
основы и ведущего принципа политических
действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения
системы вари.
Выделение
полезности в качестве самостоятельного начала, наряду и в общем соответствии с
дхармой и морально-религиозно
освященной законностью, означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и
законодательства. Подобное
высвобождение политики из морально-религиозных уз, содержащееся в
“Артхашастре”, дало определенные основания для встречающейся в литературе
характеристики ее автора в качестве индийского Макиавелли.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|