Политические идеи А. Курбского
Политические
идеи А. Курбского.
Период
политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского
(1528--1583) совпал с интенсификацией
государственного строительства в России. Сословно- представительная
монархия, сформировавшаяся в основных чертах в середине XVIв., предусматривала
необходимость соборного решения всех
общегосударственных дел.
Князь Андрей
Михайлович Курбский, принимавший активное
участие в деятельности правительства (Избранной Рады), был сторонником
сословного представительства в центральных и местных органах власти.
Курбский
традиционно считал источником власти в государстве божественную волю -- “цари и князи от Всевышнего помазуются на
правление...”, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее
подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонилась от
выполнения задач, возложенных на нее высшей волей, поэтому он считает ее лишенной божественного
покровительства, называя безбожной и беззаконной. На царском престоле
оказался человек, не подготовленный к
управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Он груб, неучен и
воспитан “во злострастиях и самодовольстве”, такому человеку “неудобно бывает
императором быта”. В первую половину царствования, когда власть была ограничена
мудрым Советом, управление государством осуществлялось успешно как во внешней
сфере, так и во внутренних делах. При участии правительства (Избранной Рады) совместно с царем в делах государства
во всем чувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные и храбрые люди, в войсках учреждался
порядок, верное служение отечеству щедро вознаграждалось. Напротив, нора- девшие
отечеству “паразиты и тунеядцы” не только не жаловались, но и прогонялись. Такая политика подвигала
“человеков на мужество... и на храбрость”, “ее таков был наш царь, пони любил
около себя добрых и правдусоветующих”.
В
правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только
справедливое может быть названо
правовым, так как насилие -- источник беззакония, а не права. Здесь рассуждения
Курбского во многом восходят к основным постулатам политической теории
Аристотеля и особенно Цицерона. Излагая
свои требования к право- творчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен
содержать реально выполнимые
требования, ибо беззаконие --это не только не соблюдение, но и создание
жестоких и неисполнимых законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского,
преступно. В его политико*правовых
воззрениях намечаются элементы
естественно-правовой концепции, с которой связаны учения о государстве и
праве уже в Новое время. Представления о праве и правде, добре и справедливости
воспринимаются как составные компоненты естественных законов, посредством
которых божественная воля сохраняет на
земле свое высшее творение -- человека.
Правоприменительная
практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и во
внесудебном ее варианте. Современное состояние суда вызывает глубокое
неодобрение у Курбского. Суд
совершается в государстве неправосудно
и немилостиво. “А что по истине подобает и что достойно царского сана, а
именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло” в государстве, где
давно “опровергохом законы и уставы святые”.
Возражает князь
Андрей и против участиршегося применения
жестоких наказаний, особо выделяя среди них смертную казнь, которая, по
его представлениям, должна назначаться в исключительных случаях и только по
отношению к нераскаяв- шимся преступникам.
Характеризуя
произвол и беззаконие, Курбский критически отмечает распространение жестоких и
позорящих наказаний, а также практику их исполнения не государственными
чиновниками ( палачами), а обычными людьми, не имеющими никакого отношения к
судебным ведомствам. Заставляют людей обычных,
свидетельствует он, “самим руки кровавить и резать человеков”.
Наилучшим
вариантом организации формы государственной власти ему представляется монархия
с выборным сословно- представительным органом, участвующим в разрешении всех
наиважнейших дел в государстве. “Царь аще почтен царством- должен искать
доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек”,
при этом “самому царю достоит яко главе были и любити мудрых советников своих”.
Ивану III сопутствовали большие воинские и политические удачи именно потому,
что он часто и помногу советовался с “мудрыми и мужественными сигклиты его*. и
ничто же начинати без глубочайшего и
многого совета”. Курбский был не только за создание представительного органа
(Совет всенародных человек), но и различных “сителитов”, состоящих из
советников “разумных и совершенных во старости мастите-, во среднем веку, тако
же предобрых и храбрых и тех и онех в военных и земских вещах по всему
искушенных”, т. е. специалистов самых различных профилей, без совета которых
“ничесоже устроити или мысли- ти” в государстве не следует.
Форма
государственного устройства в виде единой централизованной государственной системы не вызывала у него
никаких нареканий и вполне им одобрялась.
Таким образом,
князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде
сословно-представительной монархии, в
которой все властные и управленческие полномочия могли бы быть реализованы
только на основании надлежащим образом принятых законов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|