Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"
Политическая
концепция -- "Москва -- третий
Рим".
Автор теории,
вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва--третий Рим”, был
иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и
уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными
и церковной организацией.
О самом авторе,
монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее,
известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижи-
тельной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллин- ских борзостей не
токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”.
Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей
постоянно жил в монастыре (“той старец
неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес
знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его
нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю... боярам и наместникам”,
бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он
сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Муне- хину и великим
князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.
Наиболее
подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для
всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит
династическое родословие русских князей к византийским императорам,
указывая Василию III, что править ему
следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе
которых называются “великий Константин... Блаженный святой Владимир и великий и
Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе”.
Многократно
обращается Филофей к описанию образа держателя
верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто
отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих
подданных, в его обязанности входит
утешать “плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих”.
Высокое
представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного
подчинения ей со стороны подданных. По
мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди
хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское
великое наказание”, то возможно только
выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности
государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях.
Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными
пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и
его предшественники, настаивает на
необходимости законных форм реализации
власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили
по законам.
Сохранившая
верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне
успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и
благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России ФилЕ- фей
сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех
русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не
исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.
Развитая
Филофеем в политическую теорию формула “третьего Рима” была не нова для литературы XV--XVI столетий. Сказания о
наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны
еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условияш политико-
правовой жизни русского общества.
Современники
так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила --ни во время
жизни мыслителя, ни впоследствии --оправданием или обоснованием каких-либо
агрессий.
Теория Филофея
“Москва -- третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно
воспроизводилась средствами живописи,
включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и
литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением.
Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее
доктриной, получившей официальное признание.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|