Политическая доктрина И. Т. Посошкова
Политическая
доктрина И. Т. Посошкова.
Видным
представителем политической мысли петровского
времени был Иван Тихонович Посошков (1652--1726). Он родился в дворцовом
селе Покровское, что на Яузе. Отец и дед его, значились умельцами серебряного
дела. Ремесленники в этом селе жили
слободой, близкой по организации их труда западноевропейским цеховым
устройствам. Свою карьеру И. Т.
Посошков начал с должности денежного мастера, но уже в 1697 г. он обратился к
Петру с предложением о введении новой модели огнестрельного оружия, что
свидетельствует о его занятиях по оружейному делу (“Записка о ратном
поведении”). Вскоре И. Т. Посошков, по-видимому, увлекся “купеческим делом” и с
братом открыл винокуренный завод, а затем лично “сыскал самородную серу” и бил
челом о помощи в устроении предприятия по серокурению. В 1704 г. Посошков
открыл фабрику игральных карт, затем он некоторое время подвизался на “водочном
сидении” у Каменного моста на Москве, а в 1710 г. получил аналогичное “сидение”
в Новгороде, где в 1711 г. построил еще и аптеку. Приблизительно тогда же он
хлопочет и о постройке полотняной фабрики. Уже в это время Посошков состоит в
переписке с различными влиятельными лицами, высказывая предложения по многим
аспектам экономической, политической, юридической и культурной жизни
государства. В этих письмах он называет себя купцом.
Главной задачей
“Книги” является выяснение причин народной
скудости и существующего в государстве беззакония. Внимание автора
сосредоточено на определении модели развития
народного хозяйства-- сельского и промышленного. В центре всех его
рассуждений-- проекты организации промышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации в стране. Он требовал запрещения занятия
торговлей для всех сословий, кроме купеческого. “Ныне торгуют бояре, дворяне,
офицеры и солдаты и крестьяне”, причем торгуют беспошлинно, нанося ущерб казне.
Дворян, по его мнению, следует полностью отстранить от торговых операций, ибо
торговля отвлекает их от основного дела
-- военной службы. “Един раб не может двум господам служить”, он должен либо
торговать, либо воевать.
Купцам
необходимо предоставить “право свободного торга”, упорядочить внутренние
пошлины, установив их единообразие. Государству, в свою очередь, нужно
оказывать купцам покровительство и
помощь, обесречивая выгодные условия для внутренней и внешней торговли, а также помогать купцам в снабжении купеческих
предприятий рабочей силой. Столкнувшись с полной неподвижностью закрепощенного русского населения, он жаждал
привлечь к наемному труду хотя бы “трюмных сидельцев и бродяг”.
В свою очередь,
в обязанность купцам Посошков вменял неуклонное соблюдение правил “честного
торга”. Продавец обязан правильно определять вес и меру товара, а в случае
обмана нести ответственность за свои действия. Настаивал он также на введении
“уставной цены” на основные виды товаров, полагая, что цену на них необходимо
устанавливать одинаковую как в первой лавке, так и в последней, а также
добиваться равного изобилия товаров в любом месте страны.
Посошков
проявлял заботу не только об экономическом положении купечества, но и об его авторитете как сословия, полагая, что
“...без купечества... ни великое, ни малое царство стояти не могут...
Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им
уготовляет”. “Царство воинством расширяется, а купечеством украшается”.
Однако Посошков
в крестьянском вопросе не был последовательным. С одной стороны, он безусловно боялся открыто требовать отмены
крепостного права, но с другой-- остро понимал всю сложность разрешения
проблемы с наймом рабочей силы для
промышленных предприятий. Он подходил к крестьянской проблеме с разных
аспектов, но неизбежно сталкивался с
тем, что представление о государственном богатстве и наличие крепостного права
-- предметы явно несовместимые. Мысль Посошкова о том, что помещики “не вековые
держатели крестьян, а временные их владельцы”, в то время как российские самодержцы являются собственниками всех своих
подданных, по своей сути была
направлена не на поддержку крепостного
права, а на его юридическое отрицание. И это не единственное
высказывание мыслителя в подобном плане.
В числе мер по
упорядочиванию правового статуса земельных владений в государстве Посошков
настаивал на введении прогрессивного
налога на землю в зависимости от размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является
собственностью государства и поэтому
недопустимо ее бесплатное использование.
Покушался он на
дворянские привилегии и в вопросе организации
государственной службы. В качестве безоговорочного права и одновременно
обязанности он оставлял за дворянами несение военной службы. Административный
чиновничий аппарат он предлагал
укомплектовывать государственными чиновниками,
предоставляя места в нем согласно способностям и знаниям претендентов.
В суде Посошков
предлагал производить протокольную запись “ судоговорения” (“писать все в
книгу”), доход же от суда (“присуд”) направлять прямо в царскую казну.
В обязанности
судей он вменяет также и проверку всех задержаний. Судьи обязаны ежедневно
осведомляться, кто и за что посажен, чтобы никто не сидел напрасно.
Для
осуществления правосудия в стране необходимо “сочинить книгу с подлинным рассуждением на всякие
дела”, а “судить по судебному усмотрению... како кому понравится” строго
запретить. Для создания подобной книги следует провести большую кодификационную работу, которая
позволила бы законодателю уточнить все древние статьи, добавить новые и
расположить весь законодательный материал ясно и четко для удобства пользования
им. При осуществлении такой работы следует рассматривать не только
отечественное законодательство, но и
обращаться к немецким судебным и другим иноземным уставам, привлекая все то, “что к нашему правлению будет
пригодно”. Стоит даже рассмотреть и турецкий судебник, перевести его и проанализировать их политические
порядки и если обнаружится что-либо подходящее, “то и от них принять, ибо
слышно, что в турецком царстве много порядков в судебном деле, да и купечество
у них праведно хранится”.
К составлению
новой Судебной книги следует пригласить специальную комиссию, в составе которой
будут по два-три человека от всех сословий из каждой губернии, в том числе от
крестьян и солдат. По окончании работы все выборные лица подписывают Судебную
книгу и направляют ее на утверждение царю. Таким образом. Посошков предлагал
взаимодействие “народосоветия” и монарха, оставляя за последним решающее слово
-- “кии статьи его величеству угодны, то те тако и будут”.
Высказал
Посошков и целый ряд предложений по реорганизации военного дела. Прежде всего, он требовал серьезного обучения
воинскому искусству всех молодых солдат (“так, чтобы ни одной пули даром не
терял”). Указывал он и на необходимость хорошего содержания армии, ибо “от
бескормицы служба вельми не спора”.
Воины должны быть довольны “пищей и одеждой”, обеспечены годовым жалованьем, и
только тогда государство может требовать от них добросовестной службы в опасном
деле. Он предлагал сократить войско (“не почто пятьдесят тысяч войска конного
держать и кормить напрасно”), восполнив численность высокой боеспособностью,
вооруженностью и обученностью.
В историографии
принято рассматривать И. Т. Посошкова только как представителя купечества,
выражавшего наиболее очевидно сословные интересы этого класса. Действительно,
он много писал о задачах и целях этой социальной группы, рассматривая ее как первейшую опору трона и государства.
Но представляется, что общая
совокупность его предложений выходит за пределы сословных интересов купечества.
Поддерживая идеи “меркантилизма” и желая направить страну по пути промышленного
и торгового развития. Посошков выступил как мыслитель нового времени. Во многих
аспектах его взгляды соответствовали духу западноевропейской мысли.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|