Планирование семьи и репродуктивное здоровье  Планирование семьи и репродуктивное здоровье
 Планирование семьи и репродуктивное здоровье РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Планирование семьи и репродуктивное здоровье


|1. Что такое планирование семьи. |
| |
|1.1. Дети по желанию, а не по случаю |
|Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это|
|такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой |
|семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости.|
|Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения |
|желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи - это дети по |
|желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и |
|ответственное родительство, является международно признанным правом каждого |
|человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать |
|нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) |
|лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым |
|человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно |
|выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою |
|жизнь, избежать ненужных тревог и волнений. |
|Оптимальный возраст для рождения детей - 20-35 лет. Доказано, что если |
|беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом |
|осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. |
|Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет; это позволяет женщине |
|воccтановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье |
|будущих детей. |
|Аборт не является лучшим методом регулирования рождаемости, его можно |
|избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение |
|нежелательной беременности). |
|Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные |
|волнения и ожидания. |
|Решение об использовании того или иного метода лучше принять после того, как |
|Вы узнаете обо всех контрацептивных средствах и проконсультируетесь со |
|специалистом. |
|Если нежелательная беременность все-таки наступила и Вы решили сделать аборт,|
|необходимо обратиться к врачу как можно раньше - это снизит риск возможных |
|осложнений. |
|После родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, |
|поэтому необходимо подобрать надежный метод контрацепции до возобновления |
|половой жизни. |
|Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у |
|мужчин и женщин. Только презерватив поможет Вам избежать заражения и |
|одновременно предохранит Вас от нежелательной беременности. |
|Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет |
|сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать |
|чувство ответственного родительства. |
|Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут |
|сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в|
|каждый дом. |
| |
| |

|2. Планирование семьи и репродуктивное здоровье |
|В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество|
|в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой |
|семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей |
|имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре |
|увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что |
|сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и |
|квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика |
|государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей |
|государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых |
|детей социально-экономических условий, которые в себя включают: |
|систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при |
|рождении ребенка; |
|охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном |
|плане, а также создание условий для безопасного материнства; |
|создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные |
|права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и |
|репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения |
|бесплодия и др.; |
|обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны |
|репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным |
|средствам контрацепции. |
|Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме |
|здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. |
|Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это |
|такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой |
|семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение |
|рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для |
|рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это|
|дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и |
|ответственное родительство является международно признанным правом каждого |
|человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество |
|детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных |
|тревог и волнений. |
|2.1. Для чего нужно планирование семьи: |
|для рождения желанных здоровых детей; |
|для сохранения здоровья женщины; |
|для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье; |
|для осуществления жизненных планов. |
|Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись |
|желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как |
|сохранить свое репродуктивное здоровье: |
|Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и |
|социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на|
|всех этапах жизни. |
|Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, |
|обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). |
|Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни |
|человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, |
|все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие |
|человека. |
|Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте.|
|Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и |
|полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не |
|так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине |
|мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, |
|влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей |
|среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно |
|доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только |
|будущей женщины, но и мужчины. |
|Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является |
|предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед |
|непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно |
|решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у |
|девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести |
|серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в |
|репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от |
|сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу |
|и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться |
|индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы. |
|Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные лидеры выражают |
|опасение, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию |
|и контрацепции поощрит безответственное поведение и увеличит сексуальную |
|активность молодых людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об |
|обратном. Там, где были разработаны программы в области полового просвещения,|
|сексуальная активность молодежи не увеличилась. Наоборот, программы формируют|
|у подростков ответственное отношение к сексуальности, в связи с этим |
|происходит повышение возраста начала половой жизни, что помогает юношам и |
|девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физическое и |
|нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье потомство. |
|Однако и для взрослых людей проблема нежелательной беременности не менее |
|важна. Именно поэтому в деятельности служб планирования семьи большое место |
|отводится профилактике нежелательной беременности и аборта, а также проблемам|
|медико-социального консультирования, чтобы женщина не принимала решения об |
|аборте под влиянием временных эмоциональных переживаний или жизненных неудач.|
| |
| |
|3. Работа с подростками и молодежью |
|Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, |
|чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают |
|над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, |
|могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и |
|молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта |
|работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных|
|на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и |
|молодежи. |
| |
| |
|3.1. Половое воспитание |
|Обычно половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования |
|личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, |
|правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания |
|должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, |
|подготовки к семейной жизни и ответственного родительства. |
|Задачи полового воспитания: |
|формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том |
|числе репродуктивному; |
|повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, |
|которые происходят с ними в подростковый период; |
|обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; |
|формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, |
|планированию семьи и ответственному родительству; |
|формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения |
|к раннему началу половой жизни. |
|3.2. Концепция полового воспитания подростков, |
|Работа с подростками и молодежью в области полового образования на |
|сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление |
|которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого |
|поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и явится залогом |
|счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. |
|Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать |
|несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать |
|как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только |
|проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, |
|поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов |
|контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего в|
|его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к |
|своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного |
|решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности |
|подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей|
|культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья|
|подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не|
|только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и |
|на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной |
|стороне человеческой жизни. |
|Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация со здоровьем и благополучием |
|подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого |
|положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах |
|межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного |
|родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на|
|вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится |
|признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как |
|следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых |
|половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, |
|исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к |
|отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к |
|семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к|
|большому числу разводов. |
|Принимая во внимание сложившуюся в стране ситуацию с репродуктивным здоровьем|
|и образом жизни подростков, Российская академия планирования семьи (РАПС) |
|разработала программу полового воспитания и образования для подростков и |
|молодежи. |
|Целями программы являются: |
|помощь молодым людям в понимании изменений, происходящих в их организме в |
|подростковый период; |
|обучение основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных |
|решений; |
|формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, |
|планированию семьи и ответственному родительству; |
|обеспечение подростков грамотной и систематизированной информацией, которая |
|даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет |
|адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с |
|наименьшими личными потерями столь непростой период взросления; |
|помощь в осознании подростками своих обязанностей и ответственности по |
|отношению к себе и окружающим. |
|В программу также включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества,|
|а также юридические и законодательные вопросы в этой области. |
|Мы осознаем, что внедрение программ полового воспитания является очень |
|ответственным и, несомненно, вызовет множество дискуссий. Об этом |
|свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где |
|половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного |
|единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе |
|сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и |
|признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с |
|тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть|
|интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к |
|семейной жизни и ответственному родительству. |
|Хотелось бы также отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, |
|внедрение программ полового воспитания не стимулирует сексуальную активность |
|подростков и молодежи. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких |
|программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения в 1993 году, |
|который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не |
|только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к|
|более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости |
|ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения |
|к здоровому образу жизни и семейным ценностям. |
|Можно с уверенностью предположить, что внедрение таких программ в условиях |
|России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить |
|поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников |
|(подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой |
|сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако|
|это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, |
|анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует|
|начать освещать уже 12-14-летним подросткам. |
|Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания |
|считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы |
|с подростками. |
|В процессе внедрения таких программ возможны различные уточнения и |
|корректировки как по форме, так и по содержанию. Кроме того, по-видимому, |
|специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует|
|самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, |
|продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения |
|материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и|
|девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, |
|культурных, национальных, религиозных и других особенностей. |
|Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую |
|продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном |
|развитии ребенка, формировании его личности. Следовательно, именно ей должна |
|принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания. |
|Так же важно отметить участие родителей в половом воспитании своих детей, |
|хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. |
|Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой |
|работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их|
|детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам|
|полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими |
|особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть |
|непременно учтены при разработке и внедрении программ. |
|Вместе с тем, очевидно что принимать участие в этой работе должны не только |
|школа и семья, но и такие организации, как молодежные центры, |
|медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном |
|контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить |
|индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что|
|невозможно сделать в школе. |
|Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в программу должны войти не только |
|основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым |
|историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам |
|семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам|
|здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы |
|полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует |
|интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию |
|здоровой семьи. |

4. Российская академии планирования семьи.
Уже долгое время в России существует организация, которая занимается планированием семьи и изучением репродуктивного здоровья населения. Эта организация – Российская академия планирования семьи. С момента своего создания РАПС сотрудничает со многими государственными структурами по реализации государственной политики и программ в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.
Это сотрудничество включает:
· Участие в разработке законодательства в области обеспечения репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья.

· Участие в выполнении Федеральной программы "Планирование семьи"
(подготовка и издание литературы для специалистов и населения).

· Разработка аналитических, методических материалов и предложений в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи для государственных структур.

· Участие в работе комиссий, комитетов, круглых столов, созданных государственными структурами.
Генеральный директор РАПС И. И. Гребешева является членом:
· Межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам при
Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

· Координационного совета Федеральной целевой программы "Безопасное материнство" · Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Министерстве труда и социального развития
РФ.

· Экспертно-консультативного совета Министерства образования РФ по социальной работе.

· Общественного совета Центра медико-социальных проблем детей подросткового возраста.

5. Условия жизни как главное препятствие повышения уровня рождаемости
В последнее время в российских средствах массовой информации усилилась кампания против развития в стране служб планирования семьи. Главный их вред, по мнению оппонентов, состоит в том, что распространение данных программ способствует уменьшению и без того низкого уровня рождаемости в стране и соответственно ведет к дальнейшему сокращению населения.
Противники планирования семьи исходят из того, что якобы основная цель этого планирования - ограничение рождаемости. Поэтому, дескать, подобные программы если и существуют в мире, то в основном в развивающихся странах, где сложился очень высокий уровень рождаемости. Нам же, в России, такой контроль не нужен, у нас другие демографические тенденции и проблемы.
Однако, как представляется, подобные высказывания не выдерживают даже самой элементарной критики. В этих рассуждениях смешиваются два разных вопроса: во-первых, почему же все-таки в России уменьшается численность населения и, во-вторых, что такое планирование семьи, которое почему-то развивается и в странах с низким уровнем рождаемости, например в Западной Европе?
Каковы же причины снижения численности населения России? Не следует забывать, что снижение уровня рождаемости в России - в 1998 году он составил 8,8 родившихся на 1000 населения, - не обеспечивая простого воспроизводства населения, является одним из важнейших, но не единственным фактором, влияющим на уменьшение численности населения. Другой не менее важный фактор это высокий уровень смертности, в том числе среди трудоспособного населения. Рождаемость снижается потому, что люди не хотят или не могут иметь детей. В современной России существуют три главных фактора, которые влияют на решение населения иметь детей:
- политическая нестабильность;
- экономический кризис, ведущий к снижению уровня жизни;
- изменение положения женщин в обществе и их социальных установок (общая тенденция 90-х годов - снижение числа людей, вступающих в брак, при этом около 60 процентов пар распадаются).
Вывод: если наше государство действительно хочет повысить рождаемость в стране, оно должно направлять свои усилия не на борьбу с программами планирования семьи, а на помощь людям в создании нормальных и стабильных условий жизни как первопричину. Только это может заставить российских граждан принципиально изменить свою позицию по отношению к тому иметь или не иметь детей. С одной стороны, российским оппонентам программ планирования семьи следует помнить, что в демократических странах, в компанию которых стремится попасть Россия, принято уважать и гарантировать репродуктивные права населения. Граждане имеют право решать вопрос о том, иметь или не иметь детей, сколько и с каким интервалом, а также имеют право получать доступ к информации, образованию и средствам, которые дают возможность реализовать это право. С другой стороны, в России недооценивается роль планирования семьи и укрепление здоровья женщин.
Общеизвестно, что в нашей стране очень высок уровень абортов - 57,3 на 1000 женщин детородного возраста в 1998 году. Доля умерших после абортов в структуре материнской смертности значительна и имеет тенденцию к увеличению, достигнув 32% в 1998 году. В странах Европейского союза, например, аборты в основном тоже разрешены, кроме Ирландии. Однако уровень абортов варьируется между 18,3 на 1000 женщин в Швеции и 5,4 - в Испании.
В России высокий уровень материнской смертности - 44 женщины на 100 тыс. родившихся, что в 5-10 раз выше, чем в других развитых странах. Высока и младенческая смертность, причем следует отметить, что основные ее причины связаны со здоровьем матери. Это - заболевания, возникающие во время беременности, и врожденные аномалии. Таким образом, традиционные функции планирования семьи - распространение знаний о современных средствах контрацепции и подготовки к осознанному принятию решения о рождении детей - могут внести существенный вклад в сокращение уровня абортов и соответственно сохранение и укрепление здоровья женщин. В данном контексте службы планирования семьи становятся неотъемлемой частью системы обеспечения безопасного материнства.

Для наглядности вышесказанного в приложении приведены результаты социологических и статистических исследований РАПС.

6. Концепция планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав
Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире в 1994 году, приняла Программу действий, в которой даны концепции репродуктивного здоровья, планирования семьи и репродуктивных прав. Эта Программа действий была принята правительственными делегациями 180 стран – участниц конференции, в том числе правительственной делегацией Российской Федерации.
В соответствии с Программой МКНР, репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов репродуктивной системы, ее функций и процессов, а охрана репродуктивного здоровья – это сочетание методов и услуг, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, позволяющих людям свободно и ответственно принимать решение когда и сколько иметь детей.
Для России, имеющей низкие показатели рождаемости и высокую распространенность бесплодия, охрана репродуктивного здоровья населения, в первую очередь молодежи - это также сохранение репродуктивного и демографического потенциала страны.
Политика и программы по охране репродуктивного здоровья должны включать:

V Консультирование, просвещение и услуги по планированию семьи и ответственному родительству.

V Просвещение и услуги по медицинскому обслуживанию беременных и женщин в послеродовом периоде.

V Обеспечение грудного вскармливания и ухода за новорожденным.

V Профилактику и лечение бесплодия.

V Профилактику абортов, услуги по легальному, безопасному аборту и лечению последствий абортов.

V Профилактику и лечение инфекций, передаваемых половым путем,

ВИЧ/СПИДа, гинекологических и онкологических заболеваний репродуктивной системы.




      ©2010