Парламент в зарубежных странах
Волгоградская академия государственной службы Реферат Парламент в зарубежных странах Подготовила студентка группы ЮВ-303 Пенкина Н.В. Волгоград 1997 год Парламент – общенациональное представительное учреждение
демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как
носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное
положение в системе высших органов государственной власти. По
демократическим конституциям парламент является верховным законодательным
органом государства, однако в действительности его реальные полномочия
иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию
со стороны правительства. В президентских республиках парламент более
независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств
воздействия на него. Парламентаризм – особая система государственного руководства
обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и
исполнительного, при привилегированном положении парламента. Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и
взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может
существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент
может существовать без существенных элементов парламентаризма, что
характерно для авторитарных режимов. Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за
деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в
парламентарных странах и президентских республиках. Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости
от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты.
Почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается
формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные
способы: - формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или
косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания); - формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с
некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих
странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония); - чисто феодальный способ формирования верхней палаты
(Великобритания); - формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ); - формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются
элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их
компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс
формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем
их компетенции. Правовое положение депутата парламента определяется конституциями,
конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата
парламента как представителя всей нации, а не соответствующего
избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и
права отзыва. Однако это не делает депутата парламента полностью
независимым по следующим причинам: - депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине; - депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его
избирательную компанию; - депутат в известной степени зависит от своего избирательного округа,
поскольку судьба мандата решается голосованием. Депутат в демократическом государстве – профессиональный
парламентарий. Содержание депутатского мандата: - индемнитет – вознаграждение за деятельность депутата, включая
покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.; - иммунитет – целый ряд прав и привилегий депутата, которые должны
гарантировать его независимость (свобода слова и голосования, депутатская
неприкосновенность). Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока
полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат,
вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания
выборов недействительными. Парламент обычно является верховным судом в
отношении полномочий своих депутатов. В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый
из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат
структура парламента и объем компетенции. По структуре парламенты подразделяют на: - двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.); - однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания,
Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.). По объему компетенции: - парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых
конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их
законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции); - парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые
юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать
законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии); - парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых
характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они
осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии,
бундестаг ФРГ). Полномочия парламента. 1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все
более повышается роль исполнительной власти: - современный зарубежный парламент почти целиком утратил право
законодательной инициативы; - непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов
административного нормотворчества; - парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени
лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров
(Великобритания). 2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления
исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах
почти полностью перешли в руки правительства. Парламенту принадлежит
большей частью пассивная роль. 3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь
демократическому политическому режиму. Методы осуществления контроля в
современной парламентской практике: - постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных
странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою
деятельность; - резолюция порицания, которая вносится не по инициативе
правительства, а по предложению палаты; - интерпелляция – обращенное к правительству требование дать
объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по
какому-либо конкретному вопросу; - вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных
странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его
критики; - деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые
парламентами всех стран для ревизии деятельности административного
аппарата, а также распространяющие свою активность на работу политических
партий, профсоюзов, общественных организаций; - институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных
широкими контрольными полномочиями. 4. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными,
и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской
деятельности.
|