Основы управления в органах внутренних дел
Основы
управления в органах внутренних дел
Галина Глызина
Общая характеристика Государственной инспекции безопасности
дорожного движения МВД РФ. Совершенствование деятельности ГИБДД МВД
РФ. Нормативное правовое обеспечение. Анализ оперативной деятельности ОГИБДД Железнодорожного РУВД г.
Красноярска
Введение
В настоящее
время основное внимание Министерства внутренних дел по
организационно-структурному совершенствованию системы управления направлено на
повсеместное создание специализированных подразделений криминальной милиции и
милиции общественной безопасности, то есть отраслевых подразделений,
обеспечивающих выполнение основных задач, функций, возложенных на систему. Реорганизуется
управление следственными подразделениями. С 1996 года совершенствуется
структурное построение штабных подразделений всех уровней управления.
Не обошли
процессы реформирования и подразделения Государственной инспекции безопасности
дорожного движения. К совершенствованию деятельности данных подразделений
структуры МВД РФ прилагаются большие усилия начиная с 1998 года, когда Решением
коллегии МВД России от 26 августа 1997 г. N 5км/2 были одобрены основные
положения проекта Концепции развития и совершенствования деятельности
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации на период 1998 - 2005 гг.
Перед нами
стоит задача дать общую характеристику деятельности Инспекции, раскрыть
основные направления совершенствования ее деятельности в свете законодательных
и нормативных ведомственных актов, а также постараться оценить степень
реализации отдельных положений к настоящему моменту.
Кроме того, в
рамках данной курсовой работы нам предстоит проанализировать оперативную
деятельность конкретного подразделения ГИБДД, а именно – ОГИБДД
Железнодорожного РУВД г. Красноярска.
Для решения
поставленных задач нами будут использованы теоретические положения дисциплины
«Основы управления в ОВД», нормативно-правовые акты РФ, а также практические
материалы.
1.Общая характеристика Государственной
инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ
Государственная
инспекция безопасности дорожного движения в структуре органов внутренних дел Российской Федерации занимает важное
место. Так, данная инспекция входит в структуру милиции общественной
безопасности.
При этом органы
управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции,
в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции,
территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской
Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах
в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и
на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения
Госавтоинспекции, научно - исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их
филиалы.
Возглавляет
систему Госавтоинспекции - Федеральный орган управления Госавтоинспекции,
который праве осуществлять в пределах своей компетенции функции
государственного заказчика, в том числе по изготовлению бланков водительских
удостоверений, справок - счетов и другой специальной продукции, а также по
изготовлению оперативно - технических средств Госавтоинспекции.
В свою очередь,
подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах
являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел,
обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят
деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений
Госавтоинспекции[1].
Согласно
Положению о государственной инспекции безопасности дорожного движения -
Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и
разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В частности,
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от
формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами
законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил,
стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного
движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных
происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и
имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов
общества и государства[2].
При этом под
безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса,
отражающее степень защищенности его участников от дорожно - транспортных
происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного
движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения
дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий[3].
Следует
учитывать, что контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил
дорожного движения РФ в системе органов внутренних дел РФ является
исключительной компетенцией сотрудников Государственной инспекции безопасности
дорожного движения и участковых инспекторов милиции[4].
В целях обеспечения
безопасности дорожного движения на Госавтоинспекцию в соответствии с указанным
Положением возложены следующие обязанности:
а)
осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением
законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и
других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного
движения, которыми устанавливаются требования:
- к
проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений,
железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
- к
эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений,
железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических
средств организации дорожного движения;
- к конструкции
и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных
средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
- к изменению
конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств
и прицепов к ним;
б) принятие
квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными
средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а
также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;
в) регистрация
и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для
движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных
документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные
автомототранспортные средства и прицепы к ним;
г) организация
и проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,
государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к
ним;
д)
регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических
средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения
транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно - спасательных
работ и массовых мероприятий;
е) участие в
мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной
безопасности;
ж) организация
и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской
Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных
средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения,
скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
з)
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации
производства по делам об административных правонарушениях;
и)
осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия,
в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной
медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных
транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
к) проведение в
соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о
преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных
с эксплуатацией транспортных средств;
л)
осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,
государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
н) изучение
условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации
движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке
проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах,
программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного
движения;
о)
осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
п) участие в
работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в
эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий
городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и выдача
соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения
общественного транспорта;
р) разъяснение
законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с
использованием средств массовой информации, а также собственных изданий,
проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие
соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан
правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного
движения;
т) выявление
причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий,
нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих
угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению и др[5].
При этом
основными обязанностями сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного
движения по предупреждению преступлений является то, что они:
1. Осуществляют
разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими Правил дорожного
движения, принимают меры предупредительного воздействия в случаях попытки
совершения с их стороны нарушений данных Правил.
2. Обеспечивают
постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, общественными
объединениями правоохранительной направленности по предупреждению нарушений
Правил дорожного движения, формированию правовой культуры участников дорожного
движения.
3.
Устанавливают в ходе выполнения служебных обязанностей автотранспортные
средства с измененными или уничтоженными идентификационными номерами кузовов,
шасси, двигателей, поддельными правоустанавливающими документами либо государственными
регистрационными знаками, а также автотранспортные средства, находящиеся в
розыске.
4. Выявляют
нарушения Правил дорожного движения, иных нормативных правовых актов,
устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения, и принимают
меры к их устранению.
5. Выявляют
условия, способствующие совершению дорожно - транспортных происшествий и
нарушений Правил дорожного движения. Вносят руководству органов и подразделений
ГИБДД предложения по принятию совместных с соответствующими органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления мер по созданию условий дорожного
движения, направленных на предупреждение дорожно - транспортных происшествий.
6. Проводят, в
том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу
по предупреждению угонов и хищения автомототранспортных средств, незаконного
провоза оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных и взрывчатых
веществ.
7. Осуществляют
работу по вовлечению несовершеннолетних граждан в отряды юных инспекторов
движения, различные секции, кружки по изучению Правил дорожного движения[6].
Госавтоинспекция
для выполнения возложенных на нее обязанностей наделена властными полномочиями,
среди которых следующие:
а) запрашивать
и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы
собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых
актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения
по фактам их нарушения;
б) давать
должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности
дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер
привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации.
в) участвовать
в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в
области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном
порядке предложения по их совершенствованию;
г) предписывать
или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических
средств организации дорожного движения;
д) временно
ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на
отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в
целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных
средств и пешеходов;
е) запрещать
при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения
безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или
опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным
маршрутам;
ж) запрещать
эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других
самоходных машин при наличии неисправностей и условий, а также эксплуатацию
транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с
заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза),
рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), транспортных
средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов
либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии
маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах,
в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин,
послуживших основанием для такого запрещения;
з) не допускать
к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче
соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к
ним:
- изготовленные
в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть
месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов,
удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного
движения;
- имеющие
скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные
регистрационные знаки;
и)
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования
и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый
груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
к) отстранять
от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются
достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а
равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования
транспортными средствами;
л) направлять в
пределах своей компетенции на медицинское освидетельствование на состояние
опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в
совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в
состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в
совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации
транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
м) использовать
в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для
выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за
техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки
транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
н) осуществлять
в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное
задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное
правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или
граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при
подозрении, что они используются в противоправных целях;
о) вызывать в
Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам
и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их
копии);
п) составлять
протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей
компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан,
совершивших административное правонарушение, применять иные меры,
предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях;
х) осуществлять
в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных
правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально
отведенные места до устранения причин задержания;
ч) осуществлять
в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного
самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах)
городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами - в полосе отвода и
придорожной зоне автомобильных дорог;
ш) осуществлять
в соответствии с законодательством Российской Федерации задержание транспортных
средств, находящихся в розыске[7].
Как мы видим,
инспекция наделена довольно обширными властными полномочиями в отношении
участников дорожного движения, в связи с чем большое значение приобретает
наличие определенных гарантий прав граждан, организаций.
В этой связи
можно отметить следующее.
Во-первых,
согласно нормативным актам, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции, -
деятельность данного органа строится на принципах законности, гуманизма,
уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.
Во-вторых, за
деятельностью Госавтоинспекции осуществляется надзор и контроль в соответствии
с законодательством РФ.
В-третьих,
гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника Госавтоинспекции
привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия либо
бездействие вышестоящему должностному лицу Госавтоинспекции, прокурору и (или)
в суд.
В-четвертых, за
противоправные действия или бездействие сотрудники Госавтоинспекции несут
ответственность, установленную законодательством РФ. Кроме того, подлежит
возмещению вред, причиненный сотрудником Госавтоинспекции юридическим лицам и
гражданам.
2.
Совершенствование деятельности ГИБДД МВД РФ
Решением
коллегии МВД России от 26 августа 1997 г. N 5км/2 были одобрены основные
положения проекта Концепции развития и совершенствования деятельности
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации на период 1998 - 2005 гг.
Указанная
концепция была утверждена Приказом МВД РФ от 30.03.1998г. №194. Как отмечается
в данном Приказе, обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения
остается сложной. Происходящее на протяжении 5 лет снижение основных
показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей
многолетней тенденции роста количества дорожно-транспортных происшествий и
числа пострадавших в них людей. Прогнозируя развитие ситуации, есть основания
предполагать в ближайшие годы увеличение количества ДТП и числа пострадавших.
Дальнейшее
развитие ГАИ (ныне – ГиБДД), совершенствование механизмов ее деятельности
диктуются необходимостью усиления государственного контроля в сфере обеспечения
БДД. В связи с этим в период до 2005 г. предполагается в полном объеме
сохранить компетенцию ГАИ.
Главной целью
развития ГАИ является повышение уровня защищенности участников дорожного
движения от ДТП и их последствий при одновременном завоевании уважения и
доверия населения к Госавтоинспекции[8].
Согласно данной
концепции развитие инспекции разделено на два этапа.
Первый этап -
до 2000 г. - предусматривал достижение позитивных сдвигов до социально
одобряемого уровня в функционировании системы ГАИ и прежде всего в сфере
государственного контроля за соблюдением действующих в Российской Федерации
законодательных и иных нормативных правовых актов, деятельности дорожно -
патрульной службы, укреплении связей с населением.
На втором этапе
(до 2005 г.) планировалось достижение главной цели, определенной настоящей
Концепцией, в связи с чем ставились следующие задачи:
-
усовершенствовать систему нормативного правового регулирования деятельности ГАИ
как органа государственного контроля в сфере обеспечения БДД;
- повысить
уровень организационно - управленческой деятельности; разработать методики и
тактику действий всех категорий сотрудников ГАИ с учетом передового
отечественного и зарубежного опыта;
- довести
ресурсное обеспечение службы, в первую очередь, техническими средствами,
компьютерной техникой и системами информационной безопасности до установленных
норм;
- укрепить и
развить деловое сотрудничество со всеми субъектами, уполномоченными формировать
и проводить на территории Российской Федерации государственную политику в
области обеспечения БДД, расширить взаимовыгодное международное сотрудничество;
- повысить
уровень подготовки кадров, обеспечить высокий профессионализм и воспитание
сотрудников ГАИ в духе непримиримости к правонарушителям, умышленно создающим
угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, внимательное отношение к
гражданам, оказание им всесторонней помощи[9].
При этом согласно
названной Концепции были выделены определенные направления развития инспекции:
в сфере нормативно-правового обеспечения деятельности инспекции,
совершенствование организационно-управленческой сферы, контрольно - надзорная
деятельность, разъяснительно - пропагандистская деятельность и работа с
общественностью, развитие дорожно - патрульной службы и совершенствование
деятельности ГАИ по охране общественного порядка и борьбе с преступностью,
административно - правовая деятельность, развитие научно - методического
обеспечения и зарубежных связей и т.д.
Нам
представляется необходимым рассмотреть в нашей работе некоторые из данных
направлений.
2.1.
Нормативное правовое обеспечение.
Совершенствование
правового статуса ГАИ как органа государственного контроля в сфере обеспечения
БДД невозможно без нормативно-правового обеспечения деятельности
Госавтоинспекции.
В этих целях
предполагается:
- подготовить
предложения по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность ГАИ, в соответствие с документами о государственных органах,
принимающих участие в обеспечении БДД;
-
активизировать участие в подготовке и проработке законопроектов "Об
обязательном страховании гражданской ответственности водителей автотранспортных
средств", "О дорожных фондах", "О правилах дорожного
движения", проектов иных государственных, межведомственных и ведомственных
нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом "О
безопасности дорожного движения";
- принять
участие в подготовке предложений в проект Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в части, касающейся сферы дорожного движения,
предложений по изменению и дополнению Гражданского кодекса Российской Федерации
в части урегулирования права владения, пользования и распоряжения автотранспортными
средствами;
- разработать
детализированные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность
Госавтоинспекции, конкретно определяющие цели, задачи, полномочия, структуру.
На их базе переработать должностные инструкции основных категорий сотрудников
ГАИ;
- провести
сравнительно - правовой анализ нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации по вопросам обеспечения БДД на предмет их соответствия федеральному
законодательству;
- создать
ведомственную автоматизированную базу данных о нормативных правовых актах,
регламентирующих деятельность ГАИ[10].
По состоянию
законодательных, ведомственных нормативных актов в настоящий момент, можно
увидеть, что уже сейчас большое число из пунктов развития в данном направлении
выполнено. Так, приняты ФЗ "Об обязательном страховании гражданской
ответственности водителей автотранспортных средств" и др. законы, Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях и ведомственные
нормативные правовые акты.
Кроме того, как
отмечается в Приказе МВД РФ от 12.06.2000 №751, в рамках реформирования
деятельности ГиБДД уже к 2000 году проведена переаттестация личного состава и
переработаны должностные инструкции сотрудников[11].
2.2.
Совершенствование организационно-управленческой сферы.
Повышение
эффективности деятельности инспекции, прежде всего, требует совершенствования
сферы управления. В связи с изучением дисциплины «Основы управления в органах
внутренних дел» данное направление развития деятельности инспекции интересует
нас больше всего.
Представляется,
что одним из главных требований к содержанию совершенствования деятельности
ГиБДД в данном направлении является – научность.
В этой связи
уместно привести основные принципы построения организационных структур
управления, выработанных наукой управления:
1. Сокращение
ступеней иерархической системы управления и их упрощение, что сокращает
возникновение промежуточных элементов управления, улучшает оперативность
управления, сокращает сроки прохождения команд, приводит к сокращению
управленческого персонала.
2.
Соответствующее организационное обеспечение функций, что означает выделение
создаваемым и существующим оргструктурам необходимых кадровых, финансовых и
материально-технических ресурсов, необходимых им для выполнения возложенных на
них задач и функций.
3. Оптимальное
сочетание централизации и децентрализации управления, что позволяет эффективно
маневрировать силами и средствами.
4. Проведение
единой кадровой и технической политики в отрасли, обеспечение сопрягаемости
используемой в системе информации создает условия для оперативного управления.
5. Исключение
дублирующих функций в организационных структурах управления повышает
ответственность исполнителей, персонифицирует их ответственность.
6. Обеспечение
относительной равномерности нагрузок по каждому структурному подразделению
исключает постоянный пересмотр штатной численности, исключает текучесть кадров
и неравномерные психологические, умственные, физические и эмоциональные
нагрузки[12].
В свою очередь,
в названной Концепции мы можем увидеть реализацию данных научных принципов.
Так, в соответствии с Концепцией основными направлениями совершенствования
организационно-управленческой сферы инспекции являются следующие.
Усиление
значимости аналитической работы на всех уровнях управления в системе ГАИ по
углубленному изучению причин ДТП, влияния правоприменительной деятельности и
других мер на предупреждение ДТП.
Дальнейшее
укрепление подразделений ГАИ горрайорганов, передача им дополнительных функций.
Предполагается отработать эффективный механизм взаимодействия при решении задач
обеспечения правопорядка в сфере дорожного движения с подразделениями милиции
общественной безопасности, а также муниципальных органов охраны общественного
порядка.
Реализация
курса на обеспечение организационного единства всех подразделений ГАИ,
расположенных на одной территории, путем подчинения сил и средств Главному
государственному автомобильному инспектору соответствующего административно -
территориального образования. Упорядочение организационных структур подразделений
ГАИ с учетом региональных особенностей и реально выполняемых объемов работы.
Усиление
субординационной вертикали подчиненности главных государственных автомобильных
инспекторов по вопросам контроля и надзора в области обеспечения БДД.
Разработка на
научной основе нормативов штатной численности Госавтоинспекции основных
должностных категорий, внесение предложений о введении таких нормативов
решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Определение критериев оценки деятельности по уровням управления. Особое
внимание предполагается уделить критериям оценки деятельности инспекторского
состава ДПС ГАИ с учетом выявления нарушений, создающих реальную угрозу БДД.
Подготовка
предложений по совершенствованию механизма взаимодействия ГАИ с другими
подразделениями органов внутренних дел, участвующими в обеспечении БДД,
изучение вопроса о нормировании времени прибытия на места ДТП[13].
2.3.
Развитие дорожно - патрульной службы и совершенствование деятельности ГАИ по
охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Данное
направление имеет очень большое значение, для его развития в Концепции
предусмотрено, что деятельность ДПС будет ориентирована на достижение более
высокого уровня контроля за соблюдением Правил дорожного движения и иных
нормативных правовых актов с целью сохранения жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, повышение эффективности работы по раскрытию и
предупреждению преступлений и административных правонарушений, связанных с
использованием автомототранспорта.
Приоритетными
направлениями являются:
-
переориентирование службы на обеспечение безопасного и бесперебойного процесса
дорожного движения, оказание помощи участникам движения, исключение бесцельных
остановок автотранспорта;
- переход от
преимущественно визуального наблюдения к использованию специальных технических
средств, исключающих субъективные оценки, конфликтные ситуации с участниками
движения; внедрение новых, более эффективных методов надзора;
- организация
ДПС, как правило, только в строевых подразделениях; создание при управлениях
(отделах) ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации подразделений
быстрого реагирования, а также специальных подразделений по обеспечению
безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей спецназначения;
- упорядочение
строительства и применения действующих стационарных постов ГАИ, модернизация их
оснащения техническими средствами, совершенствование тактики использования сил
и средств, задействованных на этих постах;
- поэтапное
создание специальных подразделений на основных магистральных федеральных
автомобильных дорогах;
- разработка и
внедрение эффективного механизма действий в местах ДТП; упрощение и унификация
первичных документов и учетных форм, применяемых в Госавтоинспекции;
- завершение
создания межрегиональной оперативно - поисковой заградительной системы
контрольных постов милиции, межрегиональных и региональных центров
автоматизированной информационно - поисковой системы розыска автотранспортных
средств. Обеспечение каждого контрольного поста компьютерной техникой,
средствами связи, позволяющими наряду с решением задач по обнаружению
разыскиваемого транспорта, использовать информационные базы данных о
разыскиваемых лицах и оружии; сосредоточение усилий Госавтоинспекции и
контрольных постов милиции на выявлении разыскиваемого автомототранспорта,
поддельных и похищенных документов, государственных регистрационных знаков, а
также лиц, находящихся в розыске[14].
В Приказе МВД
РФ от 01.06.1998г. №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД
России», принятом в целях реализации положений Концепции, предусмотрено, что
основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение
правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие
данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению
дорожно - транспортного происшествия, административного правонарушения,
преступления;
- нахождение
транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании
транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость
опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно -
транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления,
очевидцами которого они являются;
- выполнение
решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об
ограничении или запрещении движения;
- необходимость
привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим
участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка
документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также
документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных
постах дорожно - патрульной службы Госавтоинспекции МВД России, контрольных
постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
Остановку
транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной
дисциплины.
При этом при
обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен
представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность,
специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного
средства. В случае обращения гражданина сотрудник, выполнив те же требования,
обязан принять меры по оказанию непосредственной помощи, а в необходимых
случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного
вопроса[15].
Указанные
нововведения были обусловлены тем, что использование методов и форм влияния на
обстановку с аварийностью, ориентированных на широкое применение мер
административного воздействия, к кардинальным изменениям не привело.
Сложившаяся практика не находит понимания у участников дорожного движения и
приводит к обострению отношений между ними и сотрудниками милиции, порождает
жалобы и негативные публикации в средствах массовой информации.
Однако, несмотря
на запрет остановки транспортных средств без достаточных к тому оснований,
данная проблема, наряду с другими негативными тенденциями, - не изжиты до сих
пор.
Так, как
отмечается в решении Коллегии МВД РФ от 26.06.2000 №3 км/1, к 2000 году масштаб
и глубина реформирования деятельности Государственной инспекции на первом этапе
реализации Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной
инспекции безопасности дорожного движения МВД России на период 1998 - 2005 гг.
оказались недостаточными. Явно отстает психологическая адаптация личного
состава к работе в новых условиях. Медленно проходит переориентация надзора на
обеспечение безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения, выявление
и пресечение грубых нарушений правил дорожного движения, применение современной
кино-, фото-, видеотехники. Не изжита практика привлечем участников дорожного
движения к административной ответственности за незначительные правонарушения.
Остаются распространенными филы беспричинных остановок транспортных средств и
мздоимства[16].
3. Анализ
оперативной деятельности ОГИБДД Железнодорожного РУВД г. Красноярска
Предметом
анализа оперативной деятельности данного подразделения ГиБДД выступают сведения
о результатах оперативно - служебной деятельности, использовании сил и средств.
Согласно
положениям Наставления по работе ДПС ГиБДД деятельность строевого подразделения
оценивается по следующим направлениям:
43.1.1.
Характеристика обстановки с безопасностью дорожного движения на обслуживаемой
территории.
43.1.2.
Контроль за соблюдением установленных требований участниками дорожного
движения.
43.1.3.
Исполнение решений о наложении административных взысканий.
43.1.4. Участие
в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
43.1.5.
Состояние дисциплины и соблюдение законности сотрудниками строевого
подразделения.
43.1.6.
Готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных
ситуациях.
43.1.9.
Направленность административно - правовой деятельности на предупреждение ДТП[17].
Сведения о
деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ОГИБДД
Железнодорожного РУВД за 7 месяцев 2002 года представлены в таблице.
Табл. №1.
Анализ деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ОГИБДД
Железнодорожного РУВД за 7 месяцев 2002 года с использованием показателей
динамики.
№ п/п
|
Позиция
|
2001 г.
|
2002 г.
|
Абс. прирост (ед.)
|
Темп роста (%)
|
1
|
Выявлено нарушений правил дорожного
движения, всего
|
11359,0
|
12072,0
|
713,0
|
106,2
|
2
|
в том числе водителями
|
6922,0
|
7577,0
|
655,0
|
109,5
|
3
|
превышение скорости
|
4185,0
|
3895,0
|
- 290,0
|
93,1
|
4
|
нарушение правил обгона
|
330,0
|
382,0
|
52,0
|
103,8
|
5
|
управление в нетрезвом состоянии
|
368,0
|
403,0
|
35,0
|
109,5
|
6
|
управление лицами, не имеющими
водительских удостоверений
|
57,0
|
80,0
|
23,0
|
140,4
|
7
|
иные нарушения правил
|
0,0
|
0,0
|
-
|
-
|
Исходя из
данных таблицы, можно сделать вывод о том, что общее количество выявленных
нарушений правил дорожного движения, выявленных сотрудниками ОГИБДД
Железнодорожного РУВД в 2002 году, выросло по сравнению с 2001 годом (темп
роста составил 106,2 %). При этом в общей картине меньшие темпы роста
наблюдаются нарушений ПДД, связанных с нарушением правил обгона (темп роста -
103,8 %), и с превышением скорости (темп роста - 93,1 %). Вызывает тревогу
особенно заметный при использовании показателей динамики рост нарушений,
связанных с управлением транспортными средствами лицами, не имеющими
водительских удостоверений (темп роста -140,4 %).
Представляет
также интерес расчет нагрузки на сотрудника ОГИБДД, для которого нами будут
использованы данные из отчета о работе данного подразделения.
Таблица №2.
Отчет о работе ОГИБДД Железнодорожного РУВД за 7 месяцев 2002 года
(извлечение).
№
|
Наименование позиции
|
Количество (ед.)
|
1
|
Количество ИДПС + Ст. ИДПС (по штату)
|
12,0
|
2
|
Количество ИДПС + Ст. ИДПС (фактически)
|
12,0
|
3
|
Количество выявленных фактов управления
транспортом водителями в состоянии опьянения
|
403,0
|
4
|
Количество выявленных фактов управления
транспортом лицами, не имеющими права управления транспортом
|
80,0
|
5
|
Количество выявленных нарушений правил
обгона
|
382,0
|
6
|
Количество выявленных фактов превышения
установленной скорости движения
|
3895,0
|
7
|
Количество выявленных нарушений Правил
дорожного движения пешеходами
|
4495,0
|
Используя
данные отчета, мы можем получить следующие показатели нагрузки на сотрудника
ОГИБДД Железнодорожного РУВД за 7 месяцев 2002 года:
Одним
сотрудником данного подразделения выявляется 771,3 нарушения правил дорожного
движения, из которых: 374,6 нарушения – совершены пешеходами; 396,6 нарушения –
совершены водителями транспортных средств.
Следует
учитывать, что сотрудники ОГИБДД также участвуют в раскрытии преступлений и
охране общественного порядка, сведения о данной деятельности приведены в
следующей таблице.
Табл. №3. Отчет
о результатах работы по участию сотрудников ГИБДД в раскрытии преступлений и
охране общественного порядка ОГИБДД Железнодорожного РУВД за 7 месяцев 2002г.
№
|
Позиция
|
За истекший период
|
1
|
Раскрыто преступлений работниками ГИБДД
|
77
|
2
|
Раскрыто преступлений с участием
работников ГИБДД
|
76
|
3
|
В том числе разбойные нападения на
водителей
|
|
4
|
Задержано АМТ, находящихся в розыске, в
том числе:
|
|
5
|
Угнанных и похищенных
|
9
|
6
|
Скрывшихся с мест ДТП
|
126
|
7
|
Причастных к другим преступлениям
|
|
8
|
Объявленных в розыск другими ОВД
|
|
9
|
При введении плана "ПЕРЕХВАТ"
|
30
|
10
|
При надзоре за дорожным движением
|
30
|
11
|
При регистрации и снятии с учета
|
|
12
|
При прохождении технического осмотра
|
|
13
|
При использовании автоматизированных
учетов
|
3
|
14
|
Выявлено бесхозных транспортных средств
|
13
|
15
|
Выявлено АМТ с измененной маркировкой
|
|
16
|
Из них поставлено на учет (разрешена
эксплуатация)
|
|
17
|
Задержано лиц за адм. правонарушения
кроме ПДД, в том числе
|
339
|
18
|
За хулиганство
|
|
19
|
Из них несовершеннолетние
|
|
20
|
Доставлено в мед. вытрезвитель в том
числе
|
237
|
21
|
Ст. 162 КоАП РФ
|
295
|
22
|
Количество фактов применения и
использования оружия работниками ГИБДД, в том числе
|
|
23
|
Не правомерно
|
|
24
|
Пострадало работников ГИБДД при
исполнении служебных обязанностей
|
2
|
25
|
в результате преступных посягательств
|
|
26
|
Погибло работников ГИБДД при исполнении
служебных обязанностей
|
|
27
|
в том числе преступных посягательств
|
|
28
|
Задержано лиц по ст. 318 УК РФ
|
2
|
29
|
Задержано лиц по ст. 222 УК РФ
|
11
|
Таким образом,
оценивая деятельность ОГИБДД Железнодорожного РУВД на основе имеющихся данных,
следует отметить, что в данном подразделении направления работы не
ограничиваются выявлением нарушений Правил дорожного движения, но активно
участвуют в раскрытии преступлений и охране общественного порядка. Кроме того,
довольно высокой остается нагрузка на одного сотрудника подразделения.
Следует
отметить, что произошедшие за последнее время в стране социально - политические
изменения выдвигают качественно иные требования к определению приоритетов
оперативно - служебной деятельности органов внутренних дел, выбору критериев
оценки ее состояния и конечных результатов.
Как отмечается
в Приказе МВД РФ от 29.11.2001 №1047 «О мерах по совершенствованию системы
оценки деятельности органов внутренних дел», без преодоления существенных изъянов
в системе критериев оценки становится невозможным и бесперспективным дальнейшее
продвижение в сторону реформирования органов внутренних дел. Данным Приказом
утверждена Временная инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел и
Программа эксперимента по апробации новой системы оценки.
Согласно
Временной Инструкции в отношении дорожно-транспортных происшествий предлагается
такая расчетная динамика показателя: количество ДТП на 10000 транспортных
средств, в отношении тяжести последствий ДТП: количество погибших на 100
человек пострадавших.
Совершенно
очевидно, что новые предлагаемые показатели могут дать более достоверную
картину, чем применяемые в настоящее время.
Также следует
отметить, что, реформируя деятельность органов внутренних дел нельзя забывать о
совершенствовании системы оценки ее результатов.
Заключение
Организационно-структурное
совершенствование системы управления органами внутренних дел является
постоянным, непрекращающимся процессом, что объясняется меняющейся оперативной
обстановкой в нашей стране и видоизменением задач, ставящимися перед органами
внутренних дел. Такой процесс является объективным не только для органов
внутренних дел, но и для всех социальных систем, испытывающих воздействие со
стороны объективных факторов, постоянно меняющихся как по содержанию, так и по
своему влиянию на системы.
В свете
Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на
1998-2005 гг. можно отметить, что отдельные направления совершенствования
деятельности инспекции уже к настоящему моменту значительно изменены. Такой
вывод можно сделать, в частности, о нормативно-правовом обеспечении,
совершенствованию организационно-управленческой сферы, а также о развитии
дорожно-патрульной службы.
К числу
несравненных достоинств названной Концепции следует отнести то, что в ней
содержатся положения о повышении эффективности деятельности инспекции, которая
требует совершенствования сферы управления. При этом в Концепции выполнено одно
из главных требований к содержанию совершенствования деятельности ГИБДД в
данном направлении – научность.
Оперативная
деятельность ОГИБДД Железнодорожного РУВД г. Красноярска в целом заслуживает
положительной оценки. Однако, как представляется, - реформируя деятельность
органов внутренних дел, нельзя забывать о совершенствовании системы оценки ее
результатов.
В связи с чем,
очевидно, что настала пора для применения новых показателей деятельности
органов внутренних дел, которые могут дать более достоверную картину, чем
применяемые в настоящее время.
Список
литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях.
2. ФЗ от
10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 02.03.1999).
3. Закон РФ от
18.04.1991 №1026-1 «О милиции» (ред. от 30.06.2002).
4. «Положение о
государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации»/ Утв.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 (в ред. Указа Президента РФ от
02.07.2002 №679).
5. Наставление
о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений:
Приложение 1 к Приказу МВД РФ от 11.08.1998 №490 «Об утверждении нормативных
актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
6. Приказ МВД
РФ от 30.03.1998 №194 «О концепции развития и совершенствования деятельности
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации на период 1998 - 2005 гг.».
7. Приказ МВД
РФ от 12.06.2000 №751 «Об объявлении решения коллегии ИВД России от 26 июня
2000г. №3км/1».
8. Приказ МВД
РФ от 01.06.1998г. №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД
России».
9. Приказ МВД
РФ от 29.11.2001 №1047 «О мерах по совершенствованию системы оценки
деятельности органов внутренних дел».
10. Основы
управления в органах внутренних дел. Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. – М.:
Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2000.
|