Организация центрального управления империи  Организация центрального управления империи
 Организация центрального управления империи РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Организация центрального управления империи

Организация центрального управления империи

Эпоха Петра Великого.

История создания.

В 1711 году Петром Великим было задумано заменит приказы коллегиями по примеру Швеции. Но президенты коллегий были назначены лишь в 1717 году. 1719 - начало действия коллегий. С изданием в 1720 году нового регламента организация коллегий была завершена.

Система коллегий.

Всего было организовано 12 коллегий. В 1717-1718 годах были учреждены девять коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (для заведования государственными. доходами), ревизион коллегия (судебная), штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия (торговля), берг-коллегия и мануфактур коллегия. Ревизион-коллегия впоследствии слилась с Сенатом. Впоследствии была образована вотчинная коллегия для земельных дел, а в 1721 году был учрежден главный магистрат для управления городами.

Лейбниц проектировал ученую коллегию, но Петр имел в виду учредить Академию наук и придал ей функции министерства просвещения. Почти все они преобразованы из бывших приказов. Кстати приказы остались, так как оставалось несколько ведомств, не вошедших в систему коллегий (ямской, аптекарский, каменный, разбойный). Каждая коллегия имела специальный регламент с обозначением круга своего ведомства. Тем не менее проблемы с разграничением компетенции существовали: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Суд и администрация по-прежнему смешиваются почти в каждом ведомстве.

Организация.

Коллегиальное начало - обсуждение дел в многочисленном собрании и решение по большинству голосов.

Присутствие коллегии составлялось из 11 членов: президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров (при Е2 - 2 советника и 2 асессора - всего 6), которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев; из 2 секретарей коллежской канцелярии один назначался из иностранцев. Президентами коллегий были назначены русские, вице-президенты- в большинстве коллегий были иностранцы. При трехчленном составе коллегии голос президента решал дело. С введением коллегиальной системы Петр Первый надеялся устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления присущие единоличным порядкам. Вместе с тем противники коллегий считали что административные меры выигрывают в быстроте при единоличном начале и лишь суд требует коллегиальности.

 Эпоха Екатерины II.

Екатерина, установив суд в провинциях (1775), обрекла центральные коллегии на уничтожение. Все они были закрыты (1771-1796) за исключением двух военных и иностранных дел. Император Павел I восстановил было коллегии, но ненадолго.

Организация центрального управления империи после 1802 года.

 Министерства Александра I.

В 1802 году с учреждением министерств коллегии были упразднены. Было учреждено 8 министерств:

1. военное сухопутное;

2. морских сил;

3. иностранных дел;

4. юстиции;

5. внутренних дел;

6. финансов;

7. коммерции;

8. народного образования.

Причина появления - потребность в улучшении организации высших административных учреждений. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств, собирался “комитет министров”. Сенат становился “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией. Министры должны были предоставлять Сенату годовые отчеты. На деле же эта ответственность министерств не осуществлялась с самого начало своего установления (порядок предоставления отчетов соблюдался выборочно и потов вообще был забыт). Сперанский отмечал, что министерства не могут нести ответственности перед Сенатом, который также зависел от “произвола власти” и был исполнительным органом”. К тому же министр выбирался самими лицом, и тот ему докладывал непосредственно, поэтому критика сената относилась бы не к министру, а к императору.

Система министерства.

Министры и товарищи министров (замы) назначались императором., высшие чиновники министерств императором по представлению министра, низшие - министром.

Министерство делилось на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи и директора департаментов.

Число министерств росло: Государственное. казначейство, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции. Созданная Александром Первым центральная система управления просуществовала с некоторыми изменениями до 1917 года.

 Период Александра Второго.

Аппарат министерств при Александре Втором был значительно перестроен. Многие их министерств стали создавать свои местные органы. В связи с развитием капитализма повышается роль отраслевых министерств: путей сообщения, государственных имуществ, финансов, Главный комитет железных дорог.

 Состав министерств и их органы, компетенция.

Министерство финансов состояло из казенных палат губерний, заведующих отделами по приходу и расходу государственных средств, податных присутствий, отделений банков, акцизных управлений. Казенные палаты ведали прямыми налогами, фабричные инспекции. Следует упомянуть деятельность государственных банков. Бюджет, выросший в связи с проводимыми реформами и возросшими расходами на содержание Министерства двора, Военного министерства, флота, внутренних дел, калькулировался в Минфине, а утверждался Государственный. советом.

Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и т.д.

Министерство юстиции заведовало тюремной частью гражданского ведомства. Министр юстиции контролировал вся судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Министру также присваивалось звание генерального прокурора. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого сената.

Военное сухопутное министерство состояло из управлений округами (военные штабы, военные окружные советы, военные суды, военные заведения). Следует отметить законосовещательную деятельность министерства по вопросам компетенции (кроме вопроса о бюджете).

Министерство народного образования состояло из университетов, высших специальных школ, средних и низших учебных заведений. Следует упомянуть об автономии университетов по указу от 1805 года, 1867, об ее отмене в период николаевской реакции и контрреформ Александра Вторго.

Минусы министерской системы управления государством.

кресло министра должен занимать человек весьма компетентный в государственных делах, с незаурядными умственными способностями, физически здоровый, способный принимать сложнейшие решения и руководить единоначально этим государственным органом. Такого человека было найти довольно сложно.

Министерсткая реформа способствовала централизации государства и развитию бюрократии. В этой связи коллегии представляются альтернатиным варинатом развития публичного права. Такие минусы как сращивание судебной и административной валсти в руах коллегий можно было избежать путем их реформирования (сращивание двух ветвей власти в лице одного ведомственного органа не было принициальным замыслом Петра Великого). Медленность в решении государственных, за которую так часто упрекают коллегии, на самом деле преувеличена.

Законосовещательные органы после 1802 года.

I. Александр I.

1801 - Непременный Государственный Совет. Он состоял из 12 членов.

1810 - Государственный совет. Это был законосовещательный орган, разрабатывавший законопроекты, позже утверждаемые императором. Председатель совета - император. В его отсутствие на заседаниях председательствовал назначенный им член совета. Численность совета колебалась от 40 до 80 человек. Члены назначались императором и входили в него по должности (министры).

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Цель его деятельности - приведение всей правовой системы к единообразию. Совет состоял из 5 департаментов: департамент. законов, дел военных, дел гражданских и духовных, дел Царства Польского (создан после 1831) и государственной экономии. Работа осуществлялась либо в форме собраний, либо в форме департаментских заседаний. Делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.

II. Николай Первый.

В 1826 году появляется еще один законосовещательный орган - Собственная канцелярия его Величества. Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Канцелярия состояла из 6 отделений.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье было создано для борьбы с государственными преступлениями.

Четвертое занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое было специально создано для подготовки реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

III. Эпоха Александра Второго.

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе.

При Государственном совете образовались различные комитеты (Западный, Кавказский) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов позже превратился в Комитет министров.

Накануне реформ был учрежден государственный орган - Совет министров, в который вошли председатели Государственного. совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председатель - император.

Список литературы

Вдадимирский-Буданов В.Ф. Обзор истории русского права. М., 1995.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.

Лекции Исаева М.А.

Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Ивановский А.В. Учебник государственного права России. К., 1913.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/





      ©2010