Октябрьский переворот
Октябрьский переворот
Марксизм-ленинизм.
Гл.
вопрос-зачем б-викам это было нужно?.Ответ- в основах чистого марксизма без
мыслей Ленина и Плеханова. ревиционизм -позднее течениее марксизма. На Западе
-это соврем. социал-демократия. В основе марксизма -научное представление об
обществе удущего. Осн. содержание общества -удаление страданий из жизни чел.
Общечел. чувства первоначально не должны подвергнуться вмешательству. Гл.
проблема марксистов -удаление соц. насилия -это классовое насилие, возникающее
из классовой борьбы. Самый гл. стимул к труду-голод. Это марксисты избрали
целью своей критики. Социалисты -утописты (Фурье, Платон, Томас Мор, Давид,
Оун) - нереальность методов в построении светлого будущего -через гос-во они
пытаются создать условия жизни в обществе. Маркс в отличие от соц.-утопистов
впервые критич. осмыслил ситуацию, кт приводит в обществе к насилию. Маркс
“Манифест коммун. партии”. В этой работе М. и Э. пришли к выводу, что чел.
история -история борьбы (применили гегелевскую теорию). Но откуда возникает
классовая борьба? Первая причина-част. соб-сть. Ее критика была развита,
начиная еще с фр. просветителей. М. в принципе ничего нового не создал. А
новое: он связал част. соб-сть с классовой борьбой (=основная детерминанта
классов). Ленин: классы 0люди, кт отличаются отношением к част. соб-сти,
выраженной в средствах произ-ва. Маркс: люди делятся на: 1)обладают част.
соб-стью и запрещают другим ей пользоваться (эксплуататоры). 2)эксплуатируемые.
*Поэтому надо уничтожить част. соб-сть и классовой бортьбы не будет (М.,
1848г-”Эк-ка философских рукописей”, М-”Критики гегелевской философии права”
-рання работа). Част. соб-сть делит общество на классы. Проблема: как
уничтожить част. соб-сть? М. впервые научно предположил, что переход общества в
обществу нового типа без клас. борьбы должен происходить через рев-цию,
восстание угнетенных. Вопрос: в каких формах должна происходить эта рев-ция?
М.: наиб. рев-ный класс, кт может совершить рев-цию не только для себя, но и
для др. классов (понятие М. “класс в себе” и “кдасс для себя” = klass-an-sich,
klass-fur-sich). Рев-ция д. происходить в виде диктатуры пролетариата
(1870г-Париж. коммуна -первое гос-во диктатуры пролетариата). В ходе диктатуры
пролетариата, последний уничтожает част. соб-сть, класс. борьбу и самого себя,
поэтому класс пролетариата =класс могильщиков, хоронит самого себя. Т.е. надо
создать общество без классов. Но Э. не говорил, что гос-во вообще умирает. А
умирает старое и зарождается новое. Появляется широкий выбор развития общества,
т.е. коммунизм -общество всеобщего изобилия. Вот цель, кт преследовали б-вики.
М. предполагал, что рев-ция может свершиться в неск. странах (мировая рев-ция).
Так и произошло, но в Р, а не во Фр или Германии. Наши марксисты взяли тезис:
необходимость перерастания буржуазной рев-ции в социалистическую (“Аперльские
тезисы” Н.Ленина). Возможность такого доказана, исходя из слабости аппарата.
партию заставили (!) взять курс на рев. восстание. Тезис: “соц. рев-ция в Р.
была неизбежна” -врут. В истории нет закономерностей, есть только случайности.
Важная особенность: рус. марксизм специфичен. Б-вики в итоге определили, что
уничтожение част. соб-сти может идти по пути уничтодения класса буржуазии
(носители част. соб-сти). Б-вики сделали соб-сть лишь гос-ной, а соц-кой им ее
сделать не удалось. Старых соб-ков уничтожили как класс. При Ленине -рост
нового класса соб-ков -гос. бюрократия -партийный аппарата, т.к. он
распоряжался судьбой этой соб-сти. ***Первое изобретение -диктатура
пролетариата выражается в форм Советов. Ленин понимал всю важность их
существования. Ленин поставил первую задачу: захват б-ства в Советах (до этого
-социал-демократы и социалисты-революционеры). Поэтому переворот и прошел под
знаменем Советов. Важная детаьл, повлиявшая на тактику б-виков: диктат
пролетариата не только уничтожила класс, но и старое гос-во. Поэтому тезис
”слом старого гос-ва”. Форма гос-ва образуется по типу почтового отделения.
Гос-во отвественно буквально за все. жизнь контролируется и регламентируется.
Плановое развитие эк-ки (это тоже не изобретение бвиков, а Энгельс в своей
работе). Конечная цель б-виков была благой.
Социалистическое право.
В области
источников права б-вики уничтожили дуализм права (в Р. до 17г -обычное и
официальное право). Поначалу б-вики рук-лись: 1)произведениями
марксизма-ленинизма. 2)рев-ное правосознание. 3)нормат. акты сов. власти
(декреты, постановления, узаконения). При Ленине акты партии не явл. еще
источниками. Только с 1936г акты станут источниками. Иерархии в системе
источников права не сущ-вало. Иерархия зависела от положения органа (Съезд
Советов -Съезд Советов РСФСР). Гражд. Кодекс 22г, Угол. Кодекс 26г, Кция 18г,
24г, 36г, Гражд. и Угол. Кодекс 1964г. Вышинский: “Признание -царица док-ва”.
Пошукнис и Стучка (теоретики парва): “Право при социализме-зеркальное отражение
произ-ных отношений”. Принципы соц-кого права: принципы классового расизма,
отмена личных полит. прав состоятельных, приближение права к обычному адм-ному
распоряжению.
Конституция РСФСР 1918г.
3ий Всерос.
съезд Советов поруцчил ВЦИК разработать проеект Кц-ии РФ и внести его на
рассмотрение очередного Всерос. съезда Советов. ВЦИК приступил в разработке
Кции только после заключения Брест. мира. Заседение ВЦИКа 1 апр. 18г , была
создана конст-ная комиссия, в состав ктой вошли Свердлов, Сталин, Покровский,
один эсер максималист, 2 левых эсера, 6 предст-лей от нектх наркомов (по делам
национальностей, нвутр. делам. военным, юстиции, финансов и ВСНК). Пред-ль
комиссии -свердлов. Серкретарь -Аванесов (предль наркома по национальностям).
Подготовка проекта шла 5апр-5июля 18г. Комиссия приняла проект проект общих
положений Кции РФ, ктый исходил из решений 3го Всерос. съезда Советов. В
проекте Кции указывалось, что Кции явл. кцией гос-ва диктатуры пролетариата и
расчитано на переходный от капитализма к социализму период. Провозглашался
принцип всевластия Советов, предусматривалась воз-сть объединения сов. областей,
отличающихся особым бытом и нац-ным составом населения, в автономные областыне
союзы, ктые бы входили на общих началах а вРФ. ЦК партии в июне 18г создал
спец. комиссию под пред-вом Ленина, чтобы окончат. подготовить проект Кции к
съезду Советов. В качестве первого раздела в Кцию была включена Декл-рия прав
трудящегося и эскплуат-го народа. Раздел “Оющие положения Кции РФ” был дополнен
статьями о правах и обязанностях трудящихся, был знасчит. расширен и
конкретизирован раздел проекта о ВЦИКе, заново подготовлена глава 7 “О СНК”,
знасчительные изменения были внесены в раздел Об избират. праве. Окончат.
проект Кции был опубликован в Известиях и внесен на обсуждение 5му Всерос.
съезду Советов. 10 июля 18г Кция РФ была единогласно принята. Она состояла из 6
разделов: 1)Дек-ция прав труд-гося и эксп-мого народа. 2)Общие положения Кции
РФ. 3)Конструкция сов. власти (орг-ция сов. власти в центре и на местах).
4)Активное и пасивное избират. право. 5)Бюджетное право. 6)О гербе и флаге РФ.
**Кция РФ определила сов. гос-во акк гос-во диктатура пролетариата,
законодательно закрепив его основу -Советы рабочих, солдат и кр-ких депутатов.
В ст3. земля, леса, недра, воды, весь живой и мертвый инвентарь, поместья,
с/х-ные предприятия, банки были объявлены национальным достоянием.
Подтверждались декреты сов. гос-ва о рабочем контроле и ВСНХ (Высший Совет
нар.хоз-ва). Кция определяла срок своего действия -переходный период от кап-зма
к соц-му и гл.задачи сов. гос-ва в этот период: уничтожение эскплуатации
человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное
подавление эксплуататоров, соц-ская орг-ция общества и победа социализма.
Определялись осн. начала гос. устройства. Устанавливался принцип сов.
федерации: добровольность и равноправие сов. объединяющихся республик. Раздел
3ий установил систему органов гос. власти в центре и на местах, порядок их
деят-сти и компетенции. Органами гос. власти в стране был Всерос. съезд советов
рабочмих, кр-ян и казачих депутатов. В период между съездами- ВЦИК, избираемый
на съезде и ответственный перед ним. Их ведению подлежали все вопросы общегос.
значения (утверждение, измен. и дополн. Кции РФ, общее рук-во во внеш. и внутр.
политике, становление и измене. гражд-ва РФ, принятие в состав РФ новых нац-ый
республик и признанеи их выхода, сношение с ин. гос-вами. объявление войны и
мира, установление основ и общего плана всего нар. хоз-ва и отд. его отралсей,
установление общегос. налогов и повинностей, установление основ орг-ции воор.
сил, общегос. зак-во, судойстройство, судопроиз-во, гражд, угол. зак-во,
объявление амнистии). Исключительному ведению Всерос. съезда Советов подлежали
дополнения, изменения ачала сов. Кции и ратификация мир. договоров. Зак-ая
власть осущ-лась Всерос. съездом Советом, ВЦИКом и СНК. Прав-во РФ - СНК
-образовывалось ВЦИКом и был ответственен перед ним и Всерос. съездом. СНК
давалось парво издавать декреты, распор. инструкции и принимать меры,
необходимые для управления страной. Наиболее важные постановления СНК, имеющие
крупное значение, представлялись на утверждение ВЦИКу. Рук-во отельными
отраслями управления осуществлялось наркоматами, во гл. ктх стояли наркомы,
входящие в состав СНК. Органами гос. власти на местах -областыне, губерн. и
волостыне съезды советов, а в период между съездами областные, губерн, уездные,
волостные исполкомы советов. В городах создавалдиь гор. советы. **Кция РФ 18г
закрепляла след. основы избират. права: все трудящиеся, достигшие 18 лет
независимо от пола, вероисп, нац-сти имели право избирать и быит избранными в советы.
Однако сов. власть лишила избират. прав эксплуататоров, умалишенных, лиц,
состоящих под опекой, осужденных. Кция не устанавливала способа голосования.
Кция РФ устанавила свободу совести, печати, митингов, союзов. Обязанность
граждан на труд. и защищать социал-кое отечество. **Неск. положений в Кции
посвящены вопросам гражд-ва: 1)принцип крови (принцип почвы, т.е. место
рождения). Признавался лишь для лиц, род-тели ктх неизвестны. ст20 -свободный
доступ труд-хся др. стран к рос. гражд-ву, если им грозит тюрьма за их рев-ные
выступления (совмещение гражд-ва и полит. убежища). Гражд-во приобреталось при
рождении. С развитиме сво. гос-сти усложнялись нормы: 1)право гражд-ва -если он
имеет права сов. республики. 2)по согласию между род-лями, если один -граждании
республики. 3)по 18 лет ребенок мог сам попросить сов. прав-во о даровании
гражд-ва (если род-тели разные). 4)ЦИК решал о вступлении в брак с ин-цами.
Потеря гражд-ва: 1)выезд за границу и нежелание вернуться. 2) приговор суда.
3)оптация. 4) выход из граж-ва по постановлениям ЦИК. Понятие беженец появилось
после 2 мир. войны. Апатрид -оицл без гражд-ва (Президиум Верх. Совета Союза
ССР решал о гражд-ве 1936-91г).
Законодательство периода военного коммунизма и гражд.анской войны.
2 сент 11918
ВЦИК объявил Сов. республику военным лагерем. Гражд. война и ин. интеревенция
ускорили национализацию пром-сти. Летом 1918г была завершена националищация
крупных пром предприятий. В июне 18г -Декрет ВЦИКа об орг-ции комитетов
деревенской бедноты. Рдной из важнейших особенностей политики военю коммунизма
было запрещение часмтной торговли хлебом и иными предметами первой
необходимости. декретом СНК от 21 нояб. 18г об Орг-ции снабжения населения
всеми продуктами и предметами личного потребления и дом. хоз-ва. Т.о. по
декрету все торг. предприятия были национализированы, дело заготовок и
снабжения продов-вия и предметами первой необходимости сосредроточило в руках
наркомпродата, ктый использовал в этих целях кооперацию. 4ый чрезвыч. съезд
-ноябрь 18г принял постановления по важнейшим вопросам внеш. и внутр. политики.
В постановлении съезда “о револ-ной законности” содержалось требование
строжайшего соблюдения законов РФ всеми гражданами, органами, предприятиями.В
октябре 1918 декретом СНК на транспорте было введено военное
положение.УПРавление промышленностью было сосредоточенно в руках ВСНХ.Чтобы
снабдить раб. силой предприятия и транспорт во время войны была введена
всеобщая труд. повинность. В окт. 18г был принят Декрет о Продовольственном наолге.
Гос-ная хлебная монополия и запрещение частной торговлей и др. продуктами было
дополнено продразверсткой, введенной декретом ВЦИК от 11янв.19г. По предложению
ЦК РКПБ гос. комиссией по электрификации был разработан план электрификации
России (ГОЭЛРО). Б. значение имел состоявшийся в дек. 18г первый всероссийский
съезд зем. отделов, комитетов бедноты, коммун, обсудивший весьма насущие
вопросы. Делегаты съезды участвовали в разработке проекта положения о
социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к соц-скому земледелию, кт
было принято ВЦИКом в фев. 19г. Была проведена реформа школного образования в
окт. 18г. Принято положение о единой совет. трудовой школе. Обучение было на
родном языке и бесплатно. Н асонве декрета СНК от 11окт. 20г об Отмене нектх
денеж. расчетов была отменена плата за топливо, жилищные помещения, воду,
электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном. Проходивший в то
время 7ой Всерос. съезд Советов (дек. 19г), 9ый съезд РКПБ (март-апр.20г) и 8ой
Всесоюзный съезд Советов (дек. 20г) сосредоточили гл. внимание на перспективах
соц. строительства, вопросах восстановления народного хоз-ва страны. 29нояб.
20г было объявлено национализированным все чатсные пром. предприятия с числом
рабочиз >5чел при наличии механ. двигателя или 10 чел, если такового не
было. **Кодекс законов от актах гражд-го брачно-семейных, опекунских прав
(16сент.18г). Акты гражд-го состояния: рождение фиксируется в 3х дневный срок,
тоже со смертью. Брак признается только гражданский, брач. возраст: 18 лет для
м. и 16 лет для ж. Запрет вступать в брак с сумасшедшими, необходимость
взаимного согласия, нельзя вступать в брак с лицами, уже состоявш. в браке, с
род-ками. Прекращение брака-смерть, развод. лица, состоящие вбраке, носят одну
фамилию, имущ-во раздельное. Опека -законное представительство, охрана личных и
имущ-ых прав. Совершеннолетние-18-16лет, опека -над несоверш-ми и
душевнобольными. 11 янв. 19г- Декрет о развертке зерновых хлебо и фуража,
подлежащих отчуждению в распоряжение гос-ва между производящими губерниями.
Отчуждение излишков. Разверстка устанавливается наркомами и комиссариатом по
продовольствию. С/хоз-ва, сдавшие неободимый хлеб, освобождались от облажения
натур. налогом. Несдавшие подвергаются принуждению и конфискация обнаруженных у
них излишков. 12дек. 19г принято руководящее начало по угол. праву РФ. **Право
-основа общественных отношений, соответствующее интересам господ. класса. Сов.
угол. право осущ-ся нар. судом и рев. трибуналами. Преступление -нарушение
порядка общ. отношений (дейстьвие, бездействие). Задача наказания -охрана общ.
порядка. При определении наказяни учитывается состав преступелния и личность
преступника (классовая принадлежность контррев. цели; бессознательность или
сознание вреда; рецидив иди в первый раз; соучастие, степень участия; против
личности или имущ-ва; умушленное или неумышленное). До 14 лет неподсудимы и
ненаказуемы+ душевно-больные. Наказываются сооучастники, пособники,
подстрекатели. Виды наказания: внушение, выражение общ. порицания, принуждение
к действию, объявление байкота, исключение из объединения, возмещение
причиненного ущерба, отрешение от должности, запрет занимать должность,
конф-ция имущ-ва, лишение полит. прав, объявление врагом рев-ции или народа,
принудит. работы, расстрел.
ГК РСФСР 1922.
В революциооном
преобразовании общества, в строительстве социализма Ленин б. значение придавал
рев-ной законности, законод-ой деят-сти Сов. гос-ва, равитию и систематизации
права. Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы
перехода к нэпу. В 1921-22г развернулась широкая кодифик. работа.**ГК состоял
из 4х разделов: общей части, вещного права. обязат. права и наслед-ного. Он
установил одно из важнейших положений: гражд. права охраняются законом лишь
тогда, когда они исользуются в соот-вии с их соц-хоз-ным предназначением.
закреплены права независ. от пола, расы, нац-сти, вер-ния: свободное передвиж.
по РСФСР, избрание невоспрещенных законом занятий,приобретение и отчуждение
имущ-ва, орг-ция пром. т торг. предприятий. Основные имущ. права
предоставлялись гражданам в целях установления точных взаимоотношений гос.
органов с объединениями и частными лицами, а также взаимоотношений между собой.
Ленин о ГК: мы и здесь старались соблюдать грань между тем, что является
законным удовлетворением любого гражданина, связанным с эк-ким оборотом, и тем,
что предсатвляет собой злоупотребления нэпом, ктые вов сех гос-вах легальны и
ктые мы легализовать не хотим. **Искл. соб-сть гос-ва: земля, ее недра, вода,
ж/д, вагоны, летат. аппараты. Эти объекты, а также обобществленные предприятия
и их оборудование, суда, строения, взрывч. вещ-ва, воинское снаряжение,
средства связи и нект др -искл. из гражд. оборота (ст21-23). Ст.30: недейств.
сделки, совершаемые с целью, противной закону, или в обход закона, или направ.
к щербу гос-ва (Курский -”боевая статья кодекса”). Ст.147: недец. сделки, закл.
под влиянием обмана, угроз, под влиян. нужды, сделки мнимые, притворные.
**Охраняя гос. и коопер-ую соб-сть, ГК допускал сущ-ние и част. соб-сти,
предметом кт могло быть лишь имущ-во, не изъятое из част. оборота
(немуниципализированные строения, торг. предприятия, пром. предприятия с числом
раб, не б. устан. законом). Гарант-лась только та част. соб-сть, кт исп. в
соот-вии с законом. Закон огранич. воз-сть ее роста. Размер имущ-ва по наслед.
огранич. 10тыс. руб. ВЫВОД: ГК, с од. стороны, закреплял незыблемость соц.
системы произ-ва и соц. соб-сти, охранял и укреплял интересы социализма и труд.
масс в области имущ. отношений. С др. стороны, предоставляя дост. широкие
влз-сти проявления хоз-ной инициативы, в т.ч. частной, в целях развития
производ. сил, что в конечном счете способствовало строит-ву социализма. Но:
частнопредприним-кая деят-сть разрешалась в строго определенных Сов. гос-вом
рамках, отступление от ктх влекло за собой применение санкций, предусмотренных
ГК (недей-сть сделки, возврат имущ-ва и пр), а также адм-ные меры или угол.
наказание.
Конституция СССР 1924.
1 июня 19г ВЦИК
РФ постановил потребность в сущ-нии единого союзного гос-ва. Объяединение
усилий: 1)воен.орг-ция 2)нар. хоз-во. 3) жел-дор. хоз-во. 4)финансы.
5)комиссары труда. 6)необх-сть создания комиссии для выработки декларации об
объединнии (Литва, Латвия присоединились). 1921г-объед. закавказ. республик
(ЗСФСР= Азерб, Грузия, Армения). 30 дек. 1922г съезд полномочных пред-лей
Белоруссии, Укр, Закавк. федерации приянл декларацию и договор об образовании
СССР и избрал Центр. Исп. Комитет. 1922-образование СССР. Сущ-вало 2 плана
объединения -Ленин и Сталин. Ленин: конфедеративные начала -рев-ция будет
двигаться на Запад и любому гос-ву будет легче присоед-ся к конфедерации.
Сталин: легче будет противостоять другим, если гос-во унитарное. 31 дек.1922
-первый съезд Союзс ССР. Четаре республики: РФ, Укр, Белор, Закавк. республика.
6 июня присоед-лся Узбекистан и Туркменистан. ПринЯли Союзную
декларацию+договор об образю СССР. Декларация СССР: в ней указывалось на особый
хар-р национ. политики, на причины объединения осв. республик, принципы их
объединения (добровольность и равноправие). Тер-рия республики могла быть
изменена только с ее согласия. Договор об образ. СССР (11 глав). (условия
объединения). 1)О предметах ведения верх. органов. 2)О сувереннных правах
республик и союзное гр-во.3)О съезде советов СССР. 4) О ЦИКе 5)О Президиуме
ЦИКа 6)О Нар. комиссарах 7)О Верх. суде. В исклчит. ведении союза: 1)внеш.
сношения и торговля. 2)решения о войне и мире. 3)оргция рук-ва воор.силами.
4)общее рук-во и планирование эк-ки и бюджета. 5)разработка основ за-ва. Высший
орган власти СССР -Съезд Советов СССР. Между съездами -ЦИК СССР, состоявший из
союзного совета и совета национальностей. Сущ-вало 2 редакции декларации и
договора. В первой редакции-конфедеративное гос-во. Сталин-федеративные начала
единой гос-сти. В 1 редакции-право республик на выход из СССР. Обозначался
механизм такого вызода: нужно согласие всех др. республик. Нуджен новый союзный
договор. тер-рия м.б. изменена только с согласия. 1923г -2 поправки Сталина:
1)оставил право выхода, но убралл согласие др. респубоик на выход одной
(механизм исчез). 2)вопрос о расширении СССР передан самому СССР. 1924г-первая
союзная Кции = Кция РФ 18г+ Декларация об образ. СССР +Договор об образ. ***
Союзный совет (пред-тели республик, пропор-но населению). Совет национальностей
(пред-тели союзных, автономных республик) избирался по 15 депутатов от каждой и
автономных областей по 1 деп. от каждой. ***Между ЦИК высшим законод. органом и
исп. органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании
палат. Президиум мог приостанавливать действия, постановления съездов советов
союзных респулик и отменять постанвоения СНК. наркоматов, ЦИК и СНК союзных
республик. ЦИК формировал высшй исп. и распоряд. орган -Совет нар. комиссаров
СНК. В него входили: пред-ль СНК, его заместители и 10 наркомов. Наркомы
рук-дили отдельными отраслями гос. управления. 5 наркомов были общесоюзными
(ин. дел, военных, морских, внеш. торговли, путей сообщения. почты и
телеграфов). 5 наркоматов были объединенными (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов,
РКИ). В ведении союзных республик внутр. дела, земледелие, просвещение,
юстиция, соц. обеспечение и здравоохранение. По Кции, СССР представлял
федерацию суверенных республик, обладающих правом своб. выхода из союза. Но в
действительности СССР сразу приобрел хар-р унитарного гос-ва. Это сказалось на
взаимоотношениях между центром и составными частями гос-ва. Сохранились
центробежные силы, ктые впоследствии привели к распаду СССР (91г). Особую
трещину в СССР как в образовании имперского типа внесла сталинская нац.
политика (департация народа). Эта тенденция возрастала и центробежные силы во
всей своей полноте проявились во 2ой пол. 80х годов. В результате чего СССР
распался.
Конституция СССР 1936.
С момента
принятия Кции 1924г произошли существенные изменения: 1_страна из
аграрно-индустриальной стала мощной пром. державой. 2)соц-кий сектор в
товарообороте вытеснил кап. торговлю. 3)соц. соб-сть на орудия и средства
произ-ва полностью утвердилась. 4)исчезли эскплуат. классы. 5)кр-янство в своем
б-стве стало колхозным. Пленум ЦК ВКПБ 1 фев. 35г принял решение внести от
своего имени на 7 създ Советов СССР предложение об изменении Кции 24г в
направлении: 1)дальнейшая демократизация избират. системы. 2)уточнение
соц-эк-кой основы в соот-вии со сложившемся соотношением классовых сил в СССР.
**7ой Съезд Советов СССР поручил ЦИКу избрать конст-ную комиссию. К сер. мая
36г проект был подготовлен. 12 июня 36г опубликован. 25 нояб 36г в Москве начал
свою работу чрезвычайный 8ой съезд советов СССР. По своему содержанию Кция 36г
была значит. шире, чем Кция 24г. В ней содержался ряд глав, ктх ранее не было:
1)об общественном утсройстве. 2)о мест. органах гос. власти. 3)о суде и
прокуратуре. 4)об основных правах и обяз-стях граждан. 5) об избират. системе.
Более детально регулировалось гос. утсройство СССР. Кция ССР 36г состояла из 13
глав. 1глава1-12 статьи. -общественное устройство. наличин в обществе 2х
дружественных классов: рабочих и кр-ян. Гос. рук-во осуществляет раб. класс.
ст.2-полит. основа СССР-Советы деп. труд-хся. Эк. основа- соц-кая система
хоз-ва и соц. соб-сть на орудия и средства произ-ва (гос-ая,
кооперативно-колхозная). Гос. соб-сть: земля, воды, заволы, шахты, транспорт,
средства связи. Общественная соб-сть: общ-ые предприятия в колхозах и
кооперативных орг-циях с их инвентарем, продукцией. общественные постройки.
Каждый колх. двор имеет в личном пользовании приусад. участок и в лич. соб-сти:
подсобное хоз-во (дом, скот, мелкий инвентарь). земля давалсь колхозам в
бесплат. и бессрочное пользование. Хоз. жизнь страны определялась и
направлялась гос-ным народно-хоз-ым планом в интересах увеличения общественного
богатства. Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к
труду каждого гражд. СССР. Глава2: Гос. устройство: закрепляла принципы
сов-кого, соц-кого федерализма, добровольность, объединение республик, их
равноправие и суверенитет. Компетенция центра: 1)представительство на межд.
арене, заключение, ратификация договор. 2)вопросы войны и мира. 3)принятие в состав
СССР новых республик. 4) контроль за соблюдением Кции и соот-вие ей Кций
союзных республик. 5)утверждение изменния границ между союзными республиками.
6)утверждение образования новых краев, областей. 7)оборона и рук-во воор.
силами. 8)внеш. торговля. 9)гос. безопасность. 10)народно-хоз-ые планы СССР
11)осн. начала просвещения, здравоохранения. 12)основы законод-ва о труде,
судоустройстве судопроиз-ве, угол, гражд. кодексы. 13)гражданство. **Орг-ция
системы и порядок деят-сти высших органов власти и управления СССР и союз.
республик (с главы 3). Высший орган власти -Верх. Совет (на основании введения
всеобщего избират. права и прямого тайного голосования -на 4 года).
Осуществляет все права, присвоенные СССР, посокльку они не входят в компетенцию
подотчетных Верх. Совету органов -Президиум, СНК, наркомат. Исключительное
осуществлние зак. власти. Врех. Совет избирает на совместном заседании обеих
палат Президиум Верх. Совета
Состоит из
Совета Союза и Совета Национальстей (равная законд-ая инициатива), неприк-сть
депутатов. Верх. Совет в сессионом порядке 2 раза в год. Заокн считается
утвержденным, если он приянт обеими палатами простым б- ством в каждой. Сессии
Верх. Совета созываются Президиумом СССР (есть право созыва внеочер. сесии по
желанию одной из республик или Президиума Верх. Совета). Президиум Верх. Совета
(пред-ль +11 замов, секретарь, 24 члена президиума) - высший орган в Верх.
Совете. Президиум дает толкование законов, издает указы, распускает Верх.
Совет. назначате выбор, отменяет постановления и распоряжения СНК при их
нессот-вии закону. В период между сессиями Верх. Совет Президиум освоб. от
должности и назначает отдельных наркомов, с последующим внесением на
утверждение Верх. Совета, награждает орденами и присв. почет. звания,
осуществляет парво помилования, назначает и сменяет высшее командование.
**Глава 5 -СНК (высший исп. и распоряд орган). Его организует Верх. Совет на
совместном заседаниии обеих палат. СНК издает постанвоения и распоряжения на
основе и во исполнение действующих законов и проверяет их исполнение. **Глава9
-Суд и прокуратура. Правосудие осущ. Верх. судом СССР, верховными судами
союзных республик, краевыми, областными, окружными судами. нар. суды избирались
гражданами района на 3 года. **Избират. право -с 18лет. Кандидатов выставляли
общ. орг-ции, общества трудящихся. Кандидат отчитывался о своей работе перед
ними. Мог быть в любое время отозван по решению б-ства избирателей. Но
нововведение сводилось на нет распространеной практикой выдвижения
единственного кандидата в депутаты, подобранного парт. органами. В составе СССР
уже было не 4, а 11 республик: Казахстан, Киргизия, Закавк. респубилка =Арм,
Азерб, Грузия +Узбекистан, Туркменистан. В самый разгар творимого в стране
беззакония новые статьи Кции объявили о введении в стране принципа открытого
суд. процесса, подтверждались права обвиняемых на защиту, провозглаша свободу
печати и собраний, неприкос-сть личности и жилища. Глава 13: Порядок измен.
Кции: только 2/3 голосов в каждой из палат Верх. Совета. **Наркомы руководят
отраслями гос. управления, входящими в компетенцию СССР. Права граждан. 1)Право
соб-сти на труд. доходы и сбережения (на жилой дом и подсобное дом. хоз-во).
2)Право наследования личной соб-сти. 3)Труд-обяз-сть. 4)Право на отдых, на
матер. обеспечение в старости, болезни, при потери трудоспособности. 5)на
образование. 6)свобода совести... объединения. неприк-сть личности. Права союз.
республик.. 1)равноправие. 2)суверенитет ограничен лишь в пределах Кции. 3)Своя
Кция, учитывающай особенности республики. 4)Право своб. выхода из СССР.
5)Тер-рия республики не м.б. изменена без ее согласия.
Развитие социал. права (ГК и УК РСФСР 1964).
1961г-утверждены
единые общесоюзные основы гражд. закондат-ва СССР и союзных республик.
1963-64гг в соотв-ии с ними в союзных республиках приянты гражд. кодексы.
Гражд. законод-во должено способствовать укреплению эк-кой системы СССР, росту
соц. соб-сти, дальнейшему укреплению законности в области имущ. отношений и
охране прав социал-кой орг-ции и граждан. основы ГК 61г четко определяют круг
общественных отношений, регулируемых гражд. правом (имущ. отношения,
обусловленные использованием товаро-ден. формы в коммунистическом строит-ве и
применением таких важных инструментов развития эк-ки, как хозрасчет, деньги, цена,
себестоимтость, прибыль, торговля, кредит. Кроме того, гражд. парво регулирует
личные неимущественные отношения, напр, право на авторство). Основы допускают
регулирование гражд. правом и др. личные неимущ. отношения (защита чести,
дост-ва гражданина и орг-ций). Выделяют условия возникновения гражд. прав и
обяз-стей. Они возникают из оснований, предусмотренных законод-вом СССР и
союзных республик, также из действий граждан и орг-ций, кт хотя и не
предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражд. законод-ва
порождают гражд. права и обяз-сти. **Защита гражд. прав осущ-ся судом
(арбитражный, третейский, товарищеский). Определяется круг объектов,
находящихмя в исключит. соб-сти гос-ва, колхозов и др. орг-ций и их объединений
Имущ-во профсоюзных и иных общ-ых орг-ций - особый вид соц-кой соб-сти. Имущ-во
колхозов, кооперативов и общ-ых орг-ций защищается законом наравне с гос.
имуществом. Законод-вом охраняется личная соб-сть граждан, ктые занимаются
кустарно-ремесл. промыслами, с/хоз-вом, бытовым обслуживанием, а также др. виды
деят-сти, основанные на личном труде. **Наслед. право: только первая очередь
наследников по закону (нисходящая, восходящая, супруг). Основы расширяли
свободу завещания (но обязательна доля несоверш-их, нетруд-ых детей или супруга,
род-лей и иждевенцев умершего). Угол. кодекс. Смягчение за деяние, не
представляющие большой общ. опасности, замена ее в нект случаях мерами адм-ного
и общ-ного воздействия. В УК сущ-вали главы о прест-ях против соц. соб-сти,
участия общественности в борьбе с преступностью.-
Конституция СССР 1977.
1)СССР-соц-ское
общенар. гос-во, выражающее волю и интересы рабочих, крян, интеллегенции и
трудящихмя всех стран и народнойстей страны. 2)Вся власть принад. народу, она
осущ-ся через советы нар. депутатов (полит. основа СССР). 3)Принцип демокр.
централизации (выборность всех органов снизу доверху, подотчетность их народу,
обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.) Сочетание единого
рук-ва с инициативой на местах и ответ-стью каждого гос. органа и долж. лица за
порученное дело. 4)Социалистическая законность -основа деят-сти органов сов.
гос-ва. 5) Руководящая и направляющая сила сов. общества -КПСС. Она сущ-ет для
народа и служит народу 6)Труд. коллективы участвуют в решении и обсуждении
общественных и гос. дел. 7)Направление развития полит. системы сов. общества
-развертывание социалистич. демократии (участие граждан в управлении делами
гос-ва и общества, совершенствование гос. апарата, усиление нар. контроля, учет
общественного мнения, гласность, укрепление правовой основы гос-ва и общества).
Кция закрепляет новые формы непосред-ной демократии (всенар. обсуждение и
референдум). 8) Эк-кая основа -соц-кая собс-ть (гос-ая,
колхозно-кооперативная). Зелмя- заколхозами бесплатно и бессрочно. 9)Соц-ная
основа -нерушимый союз рабочих, кр-ян, интеллигенции. 10)Новые гражд. права -на
обжалование действие долж. лиц, на суд. защиту на честь и достоинство, правона
критику действий гос-ва и общ. гос-ва. 11)Подчеркивалась неразрывная связь прав
и обяз-стей. 12)Закреплялась право законод. инициативы высших органов власти
союза и право выхода республик.
Система гос.
органов. Вся власть в СССР принад народу. Советы нар. депутатов ссоставляют
единую систему органов гос. власти. Срок полномочий Верх. Совета, Союзного
совета, автон. республик-5лет. местные советы нар. депутатов -2.5 года. Верх.
Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Кцией к ведению Союза ССР.
Совет Союза и Совет Нац-стей. Право законод. инициативы в Верх. Совете
принадлежит Совету Союза Нац-стей, союзным республикам в лице их высших органов
гос. власти, комиссиям верх. совета и постоянным комиссиям его палат, депутатам
Верх. Совета и Верх. Суду, ген. прокурору, общ-ым орг-циям в лице их
общесоюзных органов. Верх. Совет избирает Президиум. Высший исполнительно-расп.
орган -Совет Министров СССР.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|