О проблемах защиты деловой репутации  О проблемах защиты деловой репутации
 О проблемах защиты деловой репутации РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




О проблемах защиты деловой репутации

О проблемах защиты деловой репутации

Килинкаров Владимир

В настоящее время с развитием информационных технологий, когда массовая информация нередко становится орудием борьбы за финансовое господство, совершенствование методов правового регулирования не поспевает за динамично развивающимися формами общественных отношений. Многочисленные пробелы современного гражданского законодательства неизбежно влекут усиление влияния средств массовой информации на общественное сознание, одновременно с этим уменьшается эффективность средств защиты от произвола информационных властей. В первую очередь от этого страдают коммерческие организации, благосостояние которых целиком и полностью зависит от их деловой репутации.

Целью представленного доклада является последовательное выявление проблем защиты деловой репутации от распространения в СМИ не соответствующих действительности порочащих сведений, а также попытка решения наиболее остро стоящих проблем.

В большинстве случаев нанесение вреда деловой репутации происходит со стороны средств массовой информации, под которыми понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (статья 2 Закона “О средствах массовой информации”). При этом к СМИ следует приравнять интернет-сайты, материалы которых, несомненно, предназначены для неограниченного круга лиц.

Под деловой репутацией организации обычно понимается нематериальное благо, выражающееся в приобретаемой в процессе профессиональной или предпринимательской деятельности общественной оценке, общем или широко распространённом мнении о деловых качествах, достоинствах физического или юридического лица.

Правом на защиту деловой репутации должны обладать все организации независимо от их регистрации в качестве юридических лиц.

Содержание права на защиту деловой репутации, согласно статье 152 Гражданского кодекса РФ, выражается в трёх правомочиях (общие и специальные способы защиты нематериальных прав): праве на опровержение распространённых сведений, которые не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию (специальный способ), праве требовать возмещения убытков, возникших вследствие такого распространения, а также праве требовать компенсации причинённого морального вреда (общие способы, указанные в статье 12 ГК РФ). Право на компенсацию морального вреда является “привилегией” физических лиц, а потому не входит в содержание права на защиту деловой репутации организации. Закон “О средствах массовой информации” устанавливает четвёртое правомочие – право на ответ в том же средстве массовой информации, в котором были распространены порочащие сведения.

Для возникновения права на защиту деловой репутации необходимо наличие ряда оснований. Для наличия права на опровержение в СМИ необходимо, чтобы сведения были им распространены, не соответствовали действительности и порочили деловую репутацию юридического лица, причём в данном случае имеет место презумпция несоответствия указанных сведений действительности – бремя доказывания обратного лежит на ответчике. Для возникновения права на ответ достаточно двух условий: во-первых, сведения должны быть распространены, во-вторых – должны не соответствовать действительности или ущемлять права и законные интересы организации. Что понимать под распространением, каковы критерии порочности и несоответствия сведений действительности? Все эти вопросы на законодательном уровне не решены.

В случае предъявления требования о возмещении убытков необходимо также доказать наличие причинной связи между распространением информации и убытками.

Право на защиту деловой репутации может быть реализовано как в судебном, так и во внесудебном порядке. При этом обязательный претензионный порядок такой защиты отсутствует.

Внесудебный порядок> защиты регламентирован статьями 43-46 Закона “О СМИ”. В случае отказа со стороны средства массовой информации в удовлетворении требований юридического лица, оно может обратиться в суд с исковым заявлением. Согласно статье 208 ГК РФ, исковая давность на требование об опровержении не распространяется. Однако это не относится к возмещению убытков: требование о возмещении убытков имеет перспективы быть удовлетворённым лишь в случае его предъявления в пределах общего срока исковой давности.

Судебный порядок защиты деловой репутации помимо материальных проблем, сопряжён с множеством проблем процессуального характера. Наиболее крупными из них являются проблемы, связанные с определением подведомственности, выявлением надлежащего ответчика, проблемы доказывания и т.д. Целый ряд вопросов касается судебной защиты деловой репутации вследствие распространения порочащей информации в среде Internet.

Вследствие всего вышеизложенного проявляется потребность в совершенствовании методов правового регулирования в сфере защиты деловой репутации и области виртуальных технологий, выявляется необходимость заполнения законодательных пробелов и принятия нормативно-правового акта, регулирующего указанные взаимоотношения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/





      ©2010