О некоторых проблемах налогообложения интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса России
О некоторых
проблемах налогообложения интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса
России и возможных способах их решения
Емелин Ю.Н.,
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»
В связи с
необходимостью повышения эффективности научной и хозяйственной деятельности
предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Правительством РФ был взят
курс на их реорганизацию и объединение в специальные интегрированные структуры
холдингового типа (ИС). В рамках таких структур выделяются головные компании,
которые консолидируют в себе функции по осуществлению общего руководства ИС,
выполнению государственного оборонного заказа, ведению внешней торговли,
организации и финансированию единой программы научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ участников ИС.
Интегрированную
структуру можно определить как устойчивую группу кооперационно связанных между
собой юридических лиц (участников), объединенных на основе добровольной
передачи ими части своих прав одному из участников – центральной (головной)
компании интегрированной структуры – и подчинения общим интересам
интегрированной структуры в целом.
Образование
таких интегрированных структур представляется чрезвычайно перспективным,
поскольку позволяет в полной мере использовать преимущества синергетического
эффекта объединения в экономике (включая производственную, научную, торговую и
финансовую сферы) и тем самым повысить конкурентоспособность России в
глобальном масштабе.
Вместе с тем,
действующее законодательство, прежде всего налоговое, не учитывает факт
существования интегрированных структур и не содержит многих специальных норм,
необходимых для реализации интегрированными структурами и их головными
компаниями всего заложенного в них потенциала.
В числе
недостатков действующего налогового законодательства следует отметить,
во-первых, двойное налогообложение целевых фондов ИС. Эти фонды создаются
головной компанией для обеспечения долгосрочного финансирования
научно-технических, инвестиционных, социальных и иных программ ИС в целом.
Однако средства, перечисляемые участниками ИС на формирование целевых фондов,
облагаются НДС и налогом на прибыль, поскольку НК РФ не содержит каких-либо
положений об ИС, их головных компаниях, особых кооперационных отношениях между
участниками ИС и т.д.
Для решения
этой проблемы необходимо внести целый ряд поправок в Налоговый кодекс:
1) в ст.149 НК
РФ (операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения
по НДС) подп.16 п.3 необходимо дополнить словами «выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ участниками
интегрированных структур за счет средств целевых фондов этих структур»;
2) в ст.262 НК
РФ (расходы на НИ и (или) ОКР по налогу на прибыль) п.1 дополнить словами «а
также целевых фондов интегрированных структур». П.3 той же статьи дополнить
перед словами «признаются для целей налогообложения» словами «а также целевых фондов
интегрированных структур»;
3)подп.14 п.1
ст.251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на прибыль) должен быть дополнен абзацем следующего содержания: «в виде
средств, полученных головной компанией интегрированной структуры от участников
этой интегрированной структуры и аккумулируемых в фондах финансирования
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
фондах финансирования инвестиционных проектов и других целевых фондах
интегрированной структуры в пределах 5% от суммарной балансовой прибыли
участников за соответствующий отчетный период»;
4) п.49 ст.270
НК РФ (расходы, не учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль)
следует изложить в следующей редакции: «в виде средств, переданных участником
интегрированной структуры в головную компанию для зачисления в целевые фонды
интегрированной структуры в пределах 5% от общего объема доходов участника», а
пункт 49 считать пунктом 50.
В приведенной
выше редакции статей НК РФ использован один из возможных вариантов определения
лимита суммы, подлежащей освобождению от налогообложения: процент от общего
объема доходов – для участников ИС при перечислении ими средств в целевые
фонды, и процент от суммарной балансовой прибыли всех участников ИС – для ее
головной компании при формировании фондов. В случае введения системы
консолидированного налогового учета для ИС процедура получения головной
компанией отчетной документации участников ИС, конечно же, упростится.
Во-вторых,
чрезвычайно важно распространить действие налоговых льгот, предоставляемых
отдельным участникам ИС, на головную компанию как представителя ИС в целом.
Так, в
настоящее время подп.1 п.1 ст. 162 НК РФ предусматривает возможность
освобождения от обложения НДС авансовых или иных платежей, полученных в счет
предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по
нулевой процентной ставке (в частности, при экспорте), длительность
производственного цикла которых превышает шесть месяцев. При этом указанное
положение НК РФ распространяется на товары по перечню и в порядке, определенным
Правительством РФ (в настоящее время – Постановлением от 21 августа 2001 г.
№602 [1] с изменениями от 30 ноября 2001 г. [2]).
Из текста НК РФ
не вытекает, что освобождение от уплаты НДС на авансовые платежи
предоставляется только производителям товаров. Поэтому лишь как ограничение его
буквального смысла можно расценивать положение абз.2 п.2 Постановления,
согласно которому «действие настоящего Порядка распространяется на российские
юридические лица, получившие авансовые или иные платежи после 1 января 2001 г.
в счет предстоящих поставок на экспорт товаров собственного производства,
включенных в перечень товаров, длительность производственного цикла
изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденный Правительством
Российской Федерации».
В случае
принятия специального закона об интегрированных структурах, необходимость
которого сегодня уже не подвергается сомнению, будет необходимо:
1) дополнить
указанный абзац Постановления Правительства РФ после слов «товаров собственного
производства» словами «(для головных компаний интегрированных структур – также
товаров производства участников этих интегрированных структур)»;
2) дополнить
п.3 подпунктом «г» следующего содержания: «г) копия свидетельства о
государственной регистрации интегрированной структуры – при осуществлении ее
головной компанией экспорта товаров производства участников интегрированной
структуры»;
3) дополнить
п.4 подпунктом «д» такого же содержания.
До принятия
специального закона об интегрированных структурах в указанные пункты
Постановления можно внести следующие поправки:
1) абз.2 п.1
после слов «товаров собственного производства» дополнить словами «(для
интегрированных корпоративных структур и их управляющих компаний при наличии в
их владении пакетов акций (не менее 25% + 1 акция) организаций, входящих в
интегрированную структуру, - товаров производства этих организаций»);
2) п.3
дополнить подпунктом «г» следующего содержания: «г) копии документов на право
владения пакетами акций (не менее 25% + 1 акция) организаций, входящих в
интегрированную структуру, – при осуществлении ее головной компанией экспорта
товаров производства участников интегрированной структуры»;
3) п.4
дополнить подпунктом «д» такого же содержания.
В перспективе
необходимо реформировать налоговое законодательство и систему бухгалтерского
учета, предоставив ИС право перейти на систему консолидированного
налогообложения и отчетности. Только в этом случае станет возможным обеспечить
эффективное взаимодействие между участниками ИС, не являющимися обособленными
подразделениями головной компании, но в отношении которых головная компания
обладает реальной возможностью определять решения их органов управления или
условия ведения ими хозяйственной деятельности.
Список
литературы
[1] Постановление Правительства РФ «Об
утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на
добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным
организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по
налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления
которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность
производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев» от
21.08.01 №602 // Российская газета, 29.08.01, №167.
[2] Постановление Правительства РФ «О Таможенном тарифе РФ и товарной
номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»
от 30.11.01 №830 // Российская газета, 04.12.01, №237-238.
|