Мусульманское право
Мусульманское право
План.
1. Возникновение и школы мусульманского права.
2. Источники мусульманского права.
3. Основные черты шариата.
Список использованной литературы.
1. Возникновение и школы мусульманского права.
На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского
правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности
именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана
и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового
характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе
выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е.
индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и
всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах
(истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом1.
Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся
от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII – IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне
школы исламского права. Их основаталями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были
названы.
Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа (умер в 767 г.). Система Ханифы,
ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну , наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и иджма, но в значительно меншей
степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других
мусульманских народов – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во
внимание. Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих прежде
всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии.
Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из
всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Африки.
Система Аш-Шафии (умер в 820 г.), шафиизм, использует иджму и кыяс и выступает против
рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии.
Система Ибн-Ханбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь
ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Распространена в Аравии2.
Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного
и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба,
пользоваться учебными пособиями различных школ.
Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат.
2. Источники мусульманского права.
Важнейшими источниками шариата являются Коран и Сунна – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом,
мировоззрение и поведение мусульман.
Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман,
состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более
ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Составление окончательной редакции Корана произошло при халифе Османе (644-656гг.). Коран предписывает арабам покинуть
"обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы
ниспослали его как арабский судебник"1.
Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6204-6236 (по разным вариантам счета) стихов (аятов). Большая часть этих
стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем
80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и
обязанностей2.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком
в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в
них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях 3.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман-суннитов источником права была
Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить
различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IХ
веке, когда были составлены шесть ортодоксальных сборников, которые как раз и составили Сунну . Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,
доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор
наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Здесь также уместно упомянуть и о возможности
изменять некоторые хадисы (истислах). Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) представляет собой свод текстов, описывающих жизнь
Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый суннитами наравне с ним как источник сведений о том,
какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование
ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих4.
Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах. Иджма рассматривается как "общее согласие
мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывается из совпадающих
мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими
теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых
норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу
единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы
как одного из основных источников шариата выводится из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского
халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в
качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам1.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными
направлениями, является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу,
которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал
освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем
в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль
законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность
государственной власти с населением2.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал также и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в
само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в
самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время
влиянию мусульманского права (араты)3.
3. Основные черты шариата.
Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны,
содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права4. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с
его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда
велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате
пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные;
- рекомендуемые;
- дозволенные;
- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;
- запрещенные и подлежащие наказанию1.
Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии.
Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в
отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу),
муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний)2.
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений
человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень
жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).
Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он
регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся
в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд
стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей
и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в
шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм3.
И в заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность
и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.),
нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений
в различных сферах функционирования общества и государства.
Список использованной литературы :
1. Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.
2. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.
3. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.
5. Юридическая энциклопедия. – М.,1997.
Тема: Шариат: возникновение, школы, черты.
Выполнен: Осадчий А.Ю.
Защищался: Кафедра социальных теорий Одесской государственной юридической академии, асс.
Дьяченко, 13.05.98, отлично.
1 Васильев Л.С. История религий востока. – М.,
1983. – С.131.
2 Там же. – С.132-133.
1 Радугин А.А. Введение в религиоведение. –
М.,1997. – С.189.
2 Там же. – С.189.
3 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.420 - 421.
4 Галазны П.Н. История государства и права зарубежных
стран. - М.,1980. – С.526.
1 Жидков О.П. История государства и права
зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.421.
2 Там же. – С.422.
3 Там же. – С.422.
4 Юридическая энциклопедия. – М.,1997. – С.495.
1 Радугин А.А. Введение в религиоведение. –
М.,1997. – С.194.
2 Васильев Л.С. История религий востока. – М.,
1983. – С.134.
3 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996. - С.419.
|