Множественность лиц в обязательствах по коммерческой поставке электроэнергии
Множественность
лиц в обязательствах по коммерческой поставке электроэнергии
Андрей
Медведев, 2002.
Вопросы
имущественных отношений, возникающих в связи с оборотом электроэнергии, были
предметом рассмотрения многих ученых.
Данная работа
преследует весьма конкретную цель: найти основания защиты прав поставщиков
электроэнергии в условиях, когда с учетом технологических и политических
(безостановочность потребления электроэнергии, приоритет энергоснабжения как
элемент энергетической безопасности государства), исторических (энергосистема
до недавнего времени представляла собой единую управляемую систему) и
организационных (превалирование до настоящего времени административных методов
регулирования) особенностей функционирования федеральной энергосистемы в ней и
по настоящее время отсутствует сформировавшаяся система договорных связей. А
поставка электроэнергии фактически осуществляется. Какие имущественные права
существуют у поставщика в таком случае и чем он может их обосновать? К
сожалению, в настоящее время такой вопрос носит для поставщиков оптового рынка
электроэнергии не только теоретический интерес.
Федеральный
оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) представляет собой, как
это определено в ФЗ "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую электроэнергию в РФ" (Закон) сферу купли-продажи
электрической энергии и мощности, осуществляемой его субъектами в пределах
Единой энергетической системы России (ЕЭС России).
В соответствии
со ст. 2 Закона, тарифы на электрическую энергию подлежат государственному
регулированию. В соответствии со ст. 5 Закона, к компетенции Правительства РФ
отнесено установление основ ценообразования на электрическую и тепловую
электроэнергию и мощность и формирование сводного баланса электрической энергии
и мощности в рамках ЕЭС России. Ст. 6 Закона органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование тарифов определена Федеральная
энергетическая комиссия РФ (ФЭК России).
Постановлением
Правительства РФ № 793 от 12 июля 1996 года были утверждены "Основные
принципы функционирования и развития ФОРЭМ". Постановлением Правительства
РФ № 121 от 4 февраля 1997 года были утверждены "Основные положения
ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ".
В соответствии
с п. 10 "Основных принципов" ФЭК России осуществляет государственное
регулирование на ФОРЭМ и устанавливает тарифы на поставку электрической энергии
(мощности) на указанный оптовый рынок, а также формирует и утверждает баланс
производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по
субъектам указанного оптового рынка.
В соответствии
с п. 3 "Основных принципов" право доступа юридических лиц на ФОРЭМ
реализуется только при условии соблюдении ими требований, устанавливаемых ФЭК
России, то есть ФОРЭМ представляет собой рынок с ограниченным числом субъектов.
Перечень субъектов ФОРЭМ был установлен постановлением Правительства РФ № 1159
от 13 октября 1999 года. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ №
793 ФЭК России было предоставлено право вносить изменения в указанный перечень.
Права и
обязанности субъектов ФОРЭМ по поставке электроэнергии определяются в
соответствии с общими принципами гражданского права с учетом особенностей,
обусловленных спецификой существования электроэнергии как товара и ее оборота.
Отпущенная в
сеть электрическая энергия не обладает индивидуальной определенностью и
смешивается с другой электроэнергией. Таким образом, отпущенная в ЕЭС России
электроэнергия по ее физическим свойствам может быть потреблена любым субъектом
ФОРЭМ, и установить, кто из них фактически потребил электроэнергию, отпущенную
данным лицом, и в каком объеме, не представляется возможным. Отпуск в
электрическую сеть электроэнергии означает возможность ее потребления в любой
точки сети, любым потребителем. Учитывая тот факт, что ЕЭС России состоит из
семи изолированных (ограниченных перетоками) энергозон - Объединенных энергосистем
(ОЭС), отпущенная в одной ОЭС электроэнергия по ее физическим свойствам могла
быть потреблена любым субъектом ФОРЭМ в рамках данной ОЭС.
В соответствии
с п. 10 "Основных принципов", утвержденный ФЭК России баланс
производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России
является основой для заключения договоров на ФОРЭМ, таким образом, на ФОРЭМ
осуществляется государственное регулирование не только тарифов на электрическую
энергию, но и квотирование объемов производства и потребления электрической
энергии субъектами ФОРЭМ, то есть определение существенного условия договора
поставки - количества товара, в соответствии со с п. 4 ст. 421, ст. ст. 454,
455 ГК РФ.
Постановлением
ФЭК России № 15/2 от 03 апреля 1998 года было утверждено "Временное
положение об основах формирования плановых балансов производства и поставок
электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам
оптового рынка".
В соответствии
с. п.6, 8, 9, 10 "Временного положения" основой для составления балансов
электрической энергии по ЕЭС России являются подаваемые всеми субъектами ФОРЭМ
заявки на поставку и потребление электрической энергии в соответствии с
утвержденными формами (приложения №1-5), в которых субъекты ФОРЭМ определяют
свои обязательства по подаче или потреблению электроэнергии с указанием ее
количества, основываясь в своих расчетах на технической возможности ее
производства и намерениях потребителей по ее получению.
Такие заявки
содержат указание на количество электроэнергии, подаются для расчета на
определенный период, и представляют собой предложение купить/продать
электроэнергию у любого лица. Учитывая государственное регулирование цен,
квотирование объемов поставок на ФОРЭМ и ограниченный круг субъектов на ФОРЭМ,
такие заявки содержат все существенные условия договора поставки, зависящие
исключительно от воли лица, и в соответствии со ст. 337, 454 ГК РФ представляют
собой публичную оферту то есть обязательство подать/принять электроэнергию у
любого субъекта ФОРЭМ на утвержденных ФЭК России условиях о цене и количестве
электроэнергии. Акцептом такой оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ будут
являться равным образом содержащие все существенные условия договора поставки
заявки других субъектов ФОРЭМ, содержащие обязательства о приеме предлагаемой
или, соответственно, подаче запрашиваемой электроэнергии в ЕЭС России также от
любого субъекта ФОРЭМ. В соответствии с п. 2 ст. 432 договор заключается
посредством направления оферты одной стороной и ее акцепта другой стороной.
Отсутствие единого документа не означает отсутствие договорных отношений между
сторонами при условии подачи ими в установленном в государственно-регулируемой
сфере порядке предложений, из которых следует их воля на заключение договора и
не освобождает от исполнения принятого на себя обязательств.
Акт утверждения
ФЭК России баланса представляет собой решение уполномоченного государственного
органа, устанавливающее государственно-регулируемые условия договоров поставки
(цену и количество электроэнергии) и подтверждающее соответствие содержащихся в
заявках обязательств субъектов ФОРЭМ по поставке электроэнергии требованиям
экономической обоснованности, и возможность их технической реализации в
соответствии с существующими сетевыми ограничениями ЕЭС России. В п. 16
"Временного положения" установлено обязательное уведомление о
результатах утверждения баланса лиц, подавших для включения в него заявки.
Планирование
поставки электрической энергии ФЭК России осуществляет в соответствии с п. 14
"Временного положения" с учетом потерь в электрической сети и
ограничений по пропускной способности линий. При утверждении баланса ФЭК России
обеспечивает равенство (баланс) электроэнергии, подаваемой в рамках отдельного
региона - энергозоны ЕЭС России всеми избыточными АО-энерго и электростанциями,
выведенными на ФОРЭМ, и принимаемой всеми дефицитными АО-энерго и крупными
потребителями, выведенными на ФОРЭМ (приложение № 9 к "Временному
положению"). Тем самым обеспечивается равенство количества электроэнергии,
отпускаемой всеми поставщиками и количества электроэнергии, принимаемой всеми
покупателями в пределах отдельной энергозоны, в частности, ОЭС Сибири.
Исходя из
рассмотренных выше особенностей электроэнергии как товара, обязательства по
подаче/приему электроэнергии в ЕЭС России не могут иметь одного контрагента.
Действительно, в утверждаемых ФЭК России балансах и заявках, подаваемых
субъектами ФОРЭМ, используется формулировка "покупка с ФОРЭМ" и
"продажа на ФОРЭМ". Указание в заявке субъекта ФОРЭМ о "покупке
на ФОРЭМ" или "продаже с ФОРЭМ" определенного количества
электроэнергии, утвержденное ФЭК России в плановом балансе, представляет собой
ничто иное, как обязательство перед неопределенным кругом лиц - субъектами
ФОРЭМ, и кредитором по возникшему обязательству могут выступать одновременно
несколько лиц, акцептовавших его.
В соответствии
со ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон могут
выступать одновременно несколько лиц (множественность лиц в обязательстве).
Обязательство поставщика на ФОРЭМ, указанное в поданной им заявке, состоит в
отпуске определенного количества электроэнергии в сети РАО "ЕЭС
России", при этом не является существенным, кто будет ее получать,
поскольку в силу обезличенности электроэнергии установить это не представляется
возможным, а в силу государственного регулирования тарифов поставщику
гарантируется оплата отпущенной им электроэнергии по установленному для него
тарифу независимо от лица на стороне покупателя. Каждый из покупателей-
субъектов ФОРЭМ в рамках отдельной ОЭС и в пределах его заявки на покупку,
утвержденной ФЭК России в балансе, вправе принять эту электроэнергию.
Обязательство покупателя на ФОРЭМ, указанное в поданной им заявке, состоит в
приеме определенного количества электроэнергии из сети РАО "ЕЭС
России", при этом также не является существенным, кто будет ее подавать,
поскольку в силу обезличенности электроэнергии установить это не представляется
возможным, а в силу государственного регулирования тарифов поставщику
гарантируется оплата принятой им электроэнергии по установленному для него тарифу
независимо от лица на стороне продавца. Каждый из поставщиков-субъектов ФОРЭМ в
рамках отдельной ОЭС и в пределах его заявки на продажу, утвержденной ФЭК
России в балансе, вправе подать эту электроэнергию.
Таким образом,
в отношениях по поставке электроэнергии на ФОРЭМ, существует множественность
лиц на стороне как продавца, так и покупателя. Вместе с тем, отсутствуют
основания считать возникающие обязательства и права требования по ним
солидарными в соответствии со ст. 322, поскольку по условиям подаваемых заявок
каждый из субъектов ФОРЭМ отпускает/получает определенное количество
электроэнергии и не принимает на себя обязательства по отпуску/подаче
электроэнергии за других лиц.
В соответствии
со ст. 321 ГК РФ в случае, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов
или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать
исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле
с другими, постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий
обязательства не вытекает иное (долевая ответственность).
В отношении
единого объема поставки, продавцами будут являться все поставщики на ФОРЭМ в
рамках отдельной ОЭС, где каждый из них несет в этом обязательстве свою долю
ответственности, ограниченную поданной им заявкой (долевая ответственность).
Кредиторами по такому его обязательству будут являться все покупатели данной
ОЭС, в пределах поданных ими заявок (множественность лиц на стороне кредитора).
В отношении единого объема покупки, равного объему поставки на ФОРЭМ,
рассматриваемого также как одно обязательство, покупателями будут являться все
покупатели на ФОРЭМ в рамках отдельной ОЭС, где каждый из них несет в этом
обязательстве свою долю ответственности, ограниченную поданной им заявкой
(долевая ответственность). Кредиторами по такому его обязательству будут
являться все поставщики данной ОЭС, в пределах поданных ими заявок
(множественность лиц на стороне кредитора).
Таким образом,
мы приходим к выводу, что и в отсутствие заключенных письменных договоров о поставке
электроэнергии, составленных в виде одного документа, складывающиеся между
субъектами гражданского права на этом рынке имущественные отношения по
фактической поставке электроэнергии регулируются в соответствии с общими
положениями гражданского права. При этом, высказанное лицом в заявке
предложение об отпуске/приеме электроэнергии, которое было утверждено
уполномоченным органом, и приобрело в результате этого все существенные условия
поставки, означает заключение договора и влечет ответственность за его
невыполнение, в том числе в случае неоплаты фактически полученной им в
соответствии с утвержденной заявкой электроэнергии.
Конечно, за
пределом статьи остались такие интересные вопросы, как материальная природа
электроэнергии как вещи, институт права собственности на электроэнергию,
особенности реализации правомочий обладателя вещных прав на электроэнергию, и
другие, но, полагаю, с учетом грядущего реформирования электроэнергетики, они
вызовут немалый интерес в самое ближайшее время и предлагаю эту тему для
обсуждения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/
|