Международное воздушное право
Международное
воздушное право
Понятие
международного воздушного права.
Международное
воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм,
регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного
пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является
общепризнанным. Более распространено ограниченное понимание международного
воздушного права как регулирующего только отношения, связанные с гражданской
авиацией^ Действительно, международное воздушное право возникло и развивалось
как право гражданской авиации. Однако ПОСТЕПЕННО начали появляться нормы,
-регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы,
относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие
положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации
(ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил
полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности
навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила
полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В
результате формируется понятие международного воздушного права в широком
смысле.
Интересно, что
римское право рассматривало воздух как естественную среду, абсолютно
необходимую для жизни и доступную всем - общее достояние (res communis). Но как
только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих
и военных целях, государства единодушно заявили свое право на суверенитет над
воздушным пространством, включили его в состав территории. Это положение было
закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией 1919 г.: "Каждое
государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным
пространством над его территорией". -Суверенитет над воздушным
пространством был с самого начала положен в основу международного воздушного
права. Он подтвержден и основным актом международного воздушного права - Чикагской
конвенцией о гражданской авиации 1944 г.' Установление суверенитета над
территориальным воздушным пространством означало признание свободы воздушного
пространства над открытым морем. Так оформился второй основной принцип
международного воздушного права. Это право сравнительно новая и активно
развивающаяся отрасль международного права.
Система
источников международного воздушного права довольно сложна. Ими являются
универсальные и региональные конвениии, множество двусторонних соглашений
формируются обычные нормы. Кроме того нормы международного воздушного права
содержатся в конвенциях, посвященных другим вопросам. Как мы видели, Конвенция
по морскому праву 1982 г. подтверждает свободу полетов над открытым морем,
содержит положения о транзитном пролете через проливы и архипелажные воды.
Всемирная почтовая конвенция регулирует перевозку международной авиапочты.
Велико значение_резолюций международных организаций, прежде всего, такой
всемирной_организации, как зданной на основе Чикагской конвенции 1944г Существуют
и региональные организации в этои области, напримёр Европейская организация по
обеспечению безопасности аэронавигации.
Особо отмечу
тесную связь международного воздушного права с национальным воздушным правом,
точнее с той его частью, которая относится к международным полетам.
Национальное право и в данном случае не является источником международного
права. Но без него картина правового регулирования в рассматриваемой области
будет неполной. Попутно замечу, что в этой области влияние международного права
на внутреннее право особенно ощутимо.
Основным актом
внутреннего воздушного права в нашей стране является Воздушный кодекс СССР 1983
г. Немало существенных норм содержат и другие законы, прежде всего Закон о
Государственной границе РФ 1993 г. Прямое отношение к воздушному праву имеют
некоторые нормы гражданского, уголовного, трудового, таможенного и других
отраслей внутреннего «права РФ.
Свобода
полетов в международном воздушном пространстве
В соответствии
с принципом свободы полетов в международном воздушном пространстве воздушные
суда подчинены в этой сфере юрисдикции государства флага, государства
регистрации. Порядок регистрации определяется внутренним правом, а национальная
принадлежность обозначается на самолете. Отмечу, что решения ИКАО носят характер
рекомендаций, за исключением тех, что относятся к полетам в международном
пространстве, которые являются обязательными.
Государства
обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем
воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими
международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к
аэропортам и другим структурам обслуживания.
Особое значение
в наше время приобрела борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность
гражданской -авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей,
относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой
неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем
или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в
международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного
судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).
В отношении
пиратства установлена универсальная уголовная юрисдикция. В международном
пространстве правительственные суда любого государства могут захватить
пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц и предать суду
своего государства (ст. 105).
Монреальская
конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении
перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать
совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние
соглашения о воздушном сообщении, например, в соглашение России с США 1986 г. В
данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве
явление, пересечение двух отраслей - международного воздушного права и
международного уголовного права.
Юрисдикция
государства в своем воздушном пространстве
Юрисдикция
государства определяется его территориальным верховенством. Воздушное
пространство - часть территории государства. Его граница представляет
вертикальную плоскость, начинающуюся от линии границы. В соответствии с Воздушным
кодексом, России принадлежит полный и исключительный суверенитет над ее
воздушным пространством.
Из сказанного
следует, что пользование воздушным пространством государства допустимо только с
его разрешения. В этих целях между государствами заключаются двусторонние
соглашения о воздушном сообщении. Эти соглашения, а также внутренние акты,
определяют правила полетов в воздушном пространстве государства.
В соответствии
с Законом о Государственной границе РФ пересечение границы допустимо в местах,
определяемых международными договорами РФ либо решениями Правительства, которые
также устанавливают порядок следования от границы до пунктов пропуска и в
обратном направлении. Пунктом пропуска является аэропорт, открытый для
международных полетов. При полете в воздушном пространстве РФ, включая транзит,
воздушным судам запрещается посадка в немеждународных аэропортах, залет в
запретные для полетов районы.
Исключение из
общих правил сделано для случаев вынужденного влета в воздушное пространство РФ
в силу чрезвычайных обстоятельств. В таких случаях командир судна обязан
немедленно сообщить о случившемся администрации ближайшего аэропорта и
действовать в соответствии с полученными указаниями.
В целях
обеспечения безопасности границы существенными полномочиями наделены Войска
противовоздушной обороны. Они контролируют соблюдение правил пересечения
границы; пресекают незаконное пересечение границы или нарушение порядка
пользования воздушным пространством; оказывают содействие судам, незаконно
пересекшим границу в случае форс-мажорных обстоятельств.
При
осуществлении своих функций Войска ПВО имеют право использовать имеющиеся в их
распоряжении средства для опознания воздушных судов даже за пределами
территориальных вод РФ, но до границ других государств, при возникновении
угрозы незаконного пересечения границы РФ; принимать меры по предупреждению или
прекращению незаконного пересечения границы; приглашать членов экипажа
незаконно пересекших границу судов для выяснения обстоятельств и передачи их
органам дознания и следствия.
Государства
довольно рано осознали необходимость унификации национальных норм относительно
правил воздушных перевозок. Уже в 1929 г. большое число государств подписали
Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных
воздушных перевозок. В дальнейшем к ней присоединился и СССР.' В последующие
годы в Конвенцию вносились изменения и дополнения.
Конвенция
посвящена унификации правил, относящихся к документам о воздушной перевозке и
ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должны содержать
билет и багажная квитанция. В результате они обрели международный' стандарт.
Одновременно установлено, что утеря документов не влияет на действительность
договора перевозки.
Определена
ответственность перевозчика, который отвечает за всякий ущерб, причиненный
пассажиру или грузу, а также за опоздание. Установлена предельная сумма
ответственности. Всякая оговорка, клонящаяся к ограничению ответственности,
объявлена недействительной. Иск об ответственности может быть предъявлен либо в
стране перевозчика или по месту нахождения его агентства, с которым был
заключен договор, либо перед судом места назначения. Здесь мы видим пример
взаимодействия международного воздушного права и гражданского процессуального
права. Значительное место в системе национального воздушного права занимают
унифицированные международными договорами нормы гражданского права, например,
фрахт и аренда воздушных судов, ответственность за вред, причиненный
иностранным судном третьим лицам на поверхности, страхование.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/
|