Международное морское право  Международное морское право
 Международное морское право РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Международное морское право

Международное морское право.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов).

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда входят во внутренние воды и порты по разрешению. Иностранные невоенным судам по общему правилу разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты; военные корабли иностранных государств обычно заходят во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных на море людей и пр.

Территориальное море и прилежащая зона.

Территориальное море – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Государство устанавливает ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль[1] . Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего отлива[2] . В местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий[3] . Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором.

В отличие от внутренних вод, судам иностранных государств предоставляется право мирного прохода через территориальное море[4] . Проход должен быть непрерывным и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу)[5] .

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем Конвенцией ООН по морскому праву и национальным законодательством прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим[6]   Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море[7] .

В прилежащей к территориальному морю зоне (шириной не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря[8] .

Открытое море.

К открытому морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды[9] .

Международное право провозглашает свободу открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, включая свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря[10] .

На государства в открытом море возложен ряд универсальных обязанностей, в частности, обязанность оказания помощи на море, обязанность предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер[11] .

Для осуществления этих обязанностей военный корабль вправе осмотреть встреченное в открытом море судно, только если это судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим на некоммерческой государственной службе[12] .

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря[13] . Прибрежное государство обладает рядом суверенных прав в своей исключительной экономической зоне, в соответствии с нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды[14] . Например, в отношении искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство обладает исключительным правом на их сооружение, а также разрешает и регулирует их создание, эксплуатацию и использование в своей экономической зоне[15] . В отношении живых ресурсов прибрежное государство определяет их допустимый улов в своей исключительной экономической зоне[16] .

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем[17] .

Континентальный шельф.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты) или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние[18] . Так что обычно континентальный шельф представляет собой дно под такими морскими пространствами как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона, или немного выдается в открытое море.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права целях его разведки и разработки его природных ресурсов[19] , в соответствии с международным правом, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством. В частности, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей[20] . На континентальном шельфе действует свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов[21] .

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем[22] .

Проливы и международные каналы.

Проливы:

Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства, применяется право мирного прохода в порт прибрежного государства (например, Мессинский пролив около Сицилии).

Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого соря (исключительной экономической зоной) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоной), применяется право мирного прохода через территориальное море прибрежного государства (например, Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой).

Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря (исключительной экономической зоны), по которой и осуществляется международное судоходство (например, Мозамбикский пролив между Мозамбиком и африканским побекрежьем).

Международные проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями: Балтийские проливы (Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд)[23] , Магелланов пролив[24] , Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мраморное море)[25] .

Как и в случае с международными проливами, статус и порядок использования международных каналов в целях международного судоходства определяется специальными международными договорами. К международным каналам относятся Панамский (Панама), Суэцкий (Египет) и Кильский (Германия).

Список литературы

Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.

Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/

[1] См.: ст.3 Конвенции ООН по морскому праву. Например, США установили 3-мильную ширину своего территориального моря.

[2] См.: ст.5 Конвенции ООН по морскому праву.

[3] См.: ст.7 Конвенции ООН по морскому праву. Соответствие этого метода международному праву было подтверждено решением Международного Суда ООН от 20 февраля 1969 года по делу о континентальном шельфе в Северном море (Дания и Нидерланды против Германии).

[4] См.: ст.17 Конвенции ООН по морскому праву.

[5] См.: ст.ст.18-19 Конвенции ООН по морскому праву.

[6] См.: ст.21 Конвенции ООН по морскому праву.

[7] См.: ст.22 Конвенции ООН по морскому праву.

[8] См.: ст.33 Конвенции ООН по морскому праву.

[9] См.: ст.86 Конвенции ООН по морскому праву.

[10] См.: ст.87 Конвенции ООН по морскому праву.

[11] См.: ст.ст. 98,99,100,108,109,117 Конвенции ООН по морскому праву

[12] См.: ст.110,95,96 Конвенции ООН по морскому праву.

[13] См.: ст.ст.55,57 Конвенции ООН по морскому праву.

[14] См.: ст.56 Конвенции ООН по морскому праву.

[15] См.: ст.60 Конвенции ООН по морскому праву.

[16] См.: п.1 ст.61 Конвенции ООН по морскому праву.

[17] См.: пп.1,2 ст.74,ст.287 Конвенции ООН по морскому праву. Международный трибунал по морскому праву – международное судебное учреждение, созданное в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

[18] См.: ст.76 Конвенции ООН по морскому праву.

[19] См.: п.1 ст.77 Конвенции ООН по морскому праву.

[20] См.: ст.81 Конвенции ООН по морскому праву.

[21] См.: ст.79 Конвенции ООН по морскому праву.

[22] См.: пп.1,2 ст.83,ст.287 Конвенции ООН по морскому праву.

[23] В территориальных водах Дании и Швеции. Их правовой статус определяется Трактатом об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов.

[24] Правовой статус урегулирован аргентино-чилийским договором 1941 года.

[25] Правовой статус Черноморских проливов определен Конвенцией о режиме проливов 1936 года.





      ©2010