Международное космическое право
Международное
космическое право.
Правовой
режим космического пространства и небесных тел.
Исследование и
использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела,
осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их
экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества[1]
.
Деятельность по исследованию и использования космического пространства, в том
числе Луны и других небесных тел, осуществляется в соответствии с международным
правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и
безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания[2]
.
Космическое
пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному
присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования
или оккупации, ни любыми другими средствами[3]
.
Как отмечает
проф. О.И. Тиунов, "вопрос о границе между воздушным и космическим
пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма,
согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит
искусственных спутников Земли, т.е. на высоте 100-110км над уровнем океана.
Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит
спутников… считается открытым космосом"[4]
.
Международным
правом установлен принцип демилитаризации космического пространства и небесных
тел[5]
.
Правовой
режим космических объектов и космонавтов.
Под
космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком
и запускаются в космос. Обязательна их государственная регистрация[6]
.
В отличие от
естественных небесных тел, на искусственные космические объекты
распространяются право собственности и юрисдикция запустившего государства.
Если космические объекты или их составные части по возвращении на Землю
обнаружены за пределами государства регистрации, то они должны быть возвращены
данному государству, с информированием об этом Генерального секретаря ООН.
Международным
правом устанавливается принцип абсолютной ответственности запускающего
государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли
или воздушному судну в полету; если же ущерб причинен космическому объекту или
имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то
запускающее государство несет ответственность только при наличии вины[7]
.
Международное
право рассматривает "космонавтов как посланцев человечества в
космос", все государства обязаны оказывать им всемерную помощь[8]
.
Если в
результате бедствия, аварии, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж
космического корабля приземлится на территории другого государства, или будет
обнаружен в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под
юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и немедленно
возвращен представителям властей, осуществивших запуск[9]
.
В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти,
осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества
сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над
территорией, где проводятся поисково-спасательная операция.
Список
литературы
Международное
право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я.
Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie
J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1]
Ст.I Конвенции о принципах
деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,
включая Луну и другие небесные тела.
[2]
См.: ст.III Конвенции о принципах
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[3]
Ст.II Конвенции о принципах
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела; ст.I Договора о запрещении испытаний
ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
[4]
1,
с.531.
[5]
См.: ст.IV Конвенции о принципах
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[6]
См.:
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
[7]
См.:
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими
объектами.
[8]
См.: ст.V Конвенции о принципах
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[9]
См.: ст.4
Соглашения о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в
космическое пространство.
|