Международно-правовой режим международных проливов
Международно-правовой
режим международных проливов
Контрольная
работа по международному праву
Выполнил:
студент 4 курса 2 года обучения заочного коммерческого отделения Жаров Николай
Борисович
Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации
Ивановский
государственный университет
Юридический
факультет
Кафедра теории
и истории государства и права
Иваново, 1997
1. Понятие
транзитного прохода и его правовой режим
“Проливы, или
естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или, что
гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом, образуя тем самым систему
морских путей в пределах всего мирового океана.
При
установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два
связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива
и его значение для международного судоходства”[1]
[1].
В настоящее
время режим международных проливов регулируется нормами Конвенции ООН по
морскому праву 1982 года.
Конвенция
устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства[2]
[2]:
1) проливы
между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью
открытого моря или экономической зоны, в которых военные корабли, любые
невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Ширина
этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального
моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский,
Ормузский и др.);
2) проливы,
образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его
континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, а
применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется столь же
удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом
море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную ширину
территориального моря;
3) проливы
между одним районом открытого моря и территориальным морем иностранного
государства, к которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и
др.);
4) проливы,
режим которых регулируется специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и
др.).
Таким образом,
к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и
транзитный проход.
“Под проходом
понимается плавание через территориальные воды без захода во внутренние воды,
на рейды или в порты прибрежного государства или для вхождения в эти морские
пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным
и быстрым”[3]
[3].
Принцип мирного
прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2
Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым
для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными
водами припроливных государств[4]
[4].
Какая-то часть
вод, образующих пролив, может быть внутренними водами прибрежного государства и
иметь режим, предусматривающий право мирного прохода иностранных судов[5]
[5].
“Проход
считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в
территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он
совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами
международного права”[6]
[6].
В основу
понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы
мореплавания[7]
[7].
Пункт 2 ст. 38
ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение транзитного прохода:
“Транзитный
проход представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета
летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого транзита
через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой
частью открытого моря или экономической зоны”[8]
[8].
Однако по
конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в
открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения,
уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими
интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах
не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход)[9]
[9].
Требование о
непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей
входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при
соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его внутренние
морские воды и порты[10]
[10].
Государство,
граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный
проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых
для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или
экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже
если такой пролив перекрывается его территориальным морем[11]
[11].
“В конвенции
содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с
проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением,
соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил
. Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода
воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного
права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной
непрерывному и быстрому транзиту”[12]
[12].
“Конвенция не
затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые
регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе
международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти
конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение,
прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы
(Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских
стран”[13]
[13].
2. Правовой
режим черноморских проливов
Режим
Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией, заключенной в
Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция,
Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.
Статья 1
Конвенции[14]
[14] провозглашает принцип права свободы прохода и
мореплавания в Проливах.
В мирное время
торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах
(перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью) (ст. 2 Конвенции), но с
обязательной санитарной остановкой при входе в Проливы (ст. 3).
Во время войны,
когда Турция не является воюющей стороной, право свободы сохраняется (ст. 4), а
если Турция является воюющей стороной, то только торговые суда, не
принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне, пользуются правом свободы
и причем только днем и только по пути, указанному турецкими властями. При этом
такие суда не должны оказывать содействия противнику Турции (ст. 5).
Аналогичный порядок устанавливается для случаев, когда Турция не находится в
состоянии войны, но считает себя поставленной в состояние военной опасности
(ст.6).
Особый порядок
установлен для прохода через проливы военных судов нечерноморских держав.
В мирное время
легкие надводные корабли, небольшие боевые суда пользуются правом свободы, но
только днем (ст. 10).
Общий тоннаж
военных кораблей всех держав в транзите через проливы не должен превышать 15
тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся в Проливах, - девять (ст.
14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав при их пребывании в
Черном море не должен превышать 30 тыс. т с возможностью увеличения его до 45
тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
Пункт 2 ст. 18
устанавливает предельный срок пребывания военных кораблей нечерноморских держав
в Черном море - 21 день.
Статья 11
Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить Проливы в
надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в сопровождении не более
двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа линейных кораблей не
установлено.
Статья 13
устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через Проливы военных
кораблей. О таком проходе турецкому правительству дипломатическим путем должно
быть сделано уведомление по крайней мере за 8 дней, если речь идет о кораблях
прибрежных к Черному морю государств, и за 15 дней - в отношении прохода
кораблей нечерноморских стран.
Другие гарантии
безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. В случае участия Турции в
войне ей предоставляется право разрешать или запрещать проход через Проливы
любых военных судов (ст. 19), а во время войны, в которой Турция не участвует,
Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы
(ст. 20).
Таким образом,
в случае участия России в войне, нормы Конвенции сковывают военную активность
Российского Черноморского флота.
Статья 23
Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного судоходства при условии
уведомления Турции и только после такого уведомления по маршруту, указанному
Турцией.
“В 1982 г.
Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который предусматривает право турецких
властей на временное приостановление прохода судов через пролив Босфор и
обязательную лоцманскую проводку судов через пролив”, что противоречит ст. 1
Конвенции[15]
[15].
Список
литературы
Конвенция о
режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное право в документах. - М.:
Международные отношения, 1982
Международное
морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.: Воениздат, 1985
Международное
право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М.:
Международные отношения, 1987
Молодцов С.В.
Международное морское право. - М.: Международные отношения, 1987
[1]
[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд.,
перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения,
1987, с. 207-208
[2]
[2] См.: Международное морское право:
Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право. -
М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228
[3]
[3] Международное морское право, с. 86
[4]
[4] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220
[5]
[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221
[6]
[6] Международное морское право, с. 86
[7]
[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224
[8]
[8] Международное морское право, с. 151
[9]
[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225
[10]
[10] См.: Международное морское право, с. 151
[11]
[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228
[12]
[12] Международное право. Учебник, с.208-209
[13]
[13] Международное право. Учебник, с. 209
[14]
[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции
даются по: Конвенция о режиме Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В
кн.: Международное право в документах. - М.: Международные отношения, 1982, с.
508-514
[15]
[15] Международное право в документах, с. 514
|