Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства
Донецкий институт внутренних дел МВД Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства Курсовая робота по курсу «Конституционное право» слушателя 5-го факультета Коваль Юлии Николаевны Зачётная книжка № 2148 Домашний адрес: Донецкая область, 86124 г.Макеевка, ул. Верхоянская, д.48, кв.1 Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства План: Введение 3 - 4 1. Верховная Рада Украины – единый орган законодательной власти Украины 5 - 12 2. Полномочие Верховной Рады 13 - 17 3. Функции Верховной Рады 18 - 29 3.1 Законодательная функция 18 - 22 3.2 Учредительная функция 22 – 26 3.3 Парламентський контроль 26 – 29
4. Основные формы деятельности Верховной Рады Украины 30 -
32 Выводы 32 - 33 Список использованной литературы 34 Введение Каждое государство для полноценного осуществления своих задач и
реализации функций должна создавать разнообразные государственные
организации, которые в юридической науке называются механизмом государства. Механизм государства – это система всех государственных организаций,
которые выполняют задачи и реализуют функции. С этой точки зрения
социальное назначение государства осуществляется механизмом, который
состоит из органов государства, государственных предприятий и
государственных учреждений, которые являются разновидностью государственных
организаций. Часть государственных организаций (именно органы государства)
наделяются властными полномочиями, с помощью которых осуществляется
управление в обществе с целью реализации задач и функций государства. Эта
часть отображается отдельным специальным понятиями, которые и есть понятия
аппарата государства. Аппарат государства – это система всех государственных органов, которые
организуют осуществления задач, выполнение соответствующих функций в
границах своей компетенции. Аппарат демократического правового государства
должен отвечать некоторым общим чертам и принципам, в частности: -организация практического осуществления принципа народовластия; -суверенитет государственной власти; -неуклонное соблюдения принципа законности; -ориентация всей деятельности на интересы человека, личности, -охрана прав человека и гражданина, реализация принципа гуманизма; -обеспечение баланса интересов разных социальных прослоек, наций
этнических групп, защита согласия и консенсуса в обществе (принцип
социальной справедливости); -организация осуществления государственной власти в соответствии с
принципом деления властей, то есть деления на законодательной,
исполнительную, судебную ветви власти; -систематическое привлечение к выполнению государственных функций
разнообразных общественных объединений, сотрудничество с ними; -обеспечение приоритета в механизме реализации власти методов
убеждение и воспитание. Государственный аппарат это система государственных органов, а
государственный орган в свою очередь, есть началом зарождения
государственного аппарата. Орган государства – это структурированный и
организованный государством ли непосредственно народом коллектив
государственных служащих (или депутатов Советов), что (орган) наделенный
государственными властными полномочиями, осуществляет государственно-
организаторские, распорядительные, суду и прочие функции соответственно
своему назначению. Что касается вышестоящих органов государственной власти Украины то к
ним относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров
Украины, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший
Арбитражный Суд Украины. Именно о месте и роли Верховной Рады Украины я
попытаюсь рассказать в этой курсовой работе. 1. Верховная Рада Украины — единственный орган законодательной власти Украины Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организацию
государственной власти. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы
организации государственной власти, которая существовала в Украине к
обретению независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации
государственной власти — принцип деления ее на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы государственной власти Украины стали равноправными и независимыми
один от другого. Верховная Рада, за Конституцией, окончательно утратила бывший статус
высочайшего органа государственной власти и впервые приобрела всех основных
черт парламента Украины — единого, общенационального, коллегиального,
выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательной
власти Украины. Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательной
власти есть единственность, исключительность, универсальность в системе
органов государственной власти, которая обусловлена прежде всего унитарным
характером нашего государства, то есть государственным устройством, уже
упомянутым делением государственной власти, его внутренней структурой и др. Ныне в Украине не существует других органов законодательной власти —
общенациональных или местных — кроме Верховной Рады. До 1992 г. в период
между сессиями Верховной Рады законодательную власть осуществлял ее
Президиум путем внесения изменений и дополнений к действующим
законодательным актам, Верховная Рада и есть общенациональным
представительным органом государственной власти, поскольку она представляет
весь украинский народ — граждан Украины всех национальностей и выступает от
лица всего народа. Это вытекает как из Преамбулы Конституции и ее
содержания, так и из названия парламента — "Верховная Рада Украины". Коллегиальный характер Верховной Рады как парламента Украины состоит в
ее составе и порядке работы. Верховная Рада состоит из 450 народных
депутатов (ст. 76 Конституции) и есть полномочной при условии избрания не
менее чем двух третей от ее конституционного состава (ст. 82 Конституции).
Решение Верховной Рады принимаются на ее пленарных заседаниях путем
голосования (ст. 84 Конституции). Законы и прочие акты Верховная Рада
принимает большинством от ее конституционного состава, кроме случаев,
предусмотренных Конституцией (ст. 91). Выборный характер украинского парламента, как и парламентов других
стран, состоит в том, что он формируется исключительно путем выборов
народных депутатов. Эти выборы есть, как правило, свободными и
демократическими. Они проводятся на основе общего, равного и прямого
избирательного права путем тайного голосования. Одной из важных особенностей украинского парламента и есть его
однопалатность. Такая структура которая не является типичной для больших и
средних государств, но в Украине на это являются весомые причины
объективного и субъективного характера. Однопалатная структура украинского
парламента обусловленная прежде всего тем, что Украина унитарное
государство (ст. 2 Конституции), становление парламентаризма в Украине (в
его классическом понимании) находится на начальном этапе, украинское
общество и, как следствие этого, украинский парламент есть лишь
относительно структурированными, а организация государственной власти по
принципу его деления на законодательной, исполнительную и судебную
утвердилась в Украине далеко еще не во всех отношениях и другими
обстоятельствами. Конечно, однопалатный характер парламента порождает и может порождать со
временем определенные проблемы, в частности, относительно темпов
законотворчества и качества законодательных актов, места законодательной
функции в системе функций парламента, относительно его отношений с другими
органами государственной власти, связей парламентариев с избирателями и с
парламентами других стран и т.п. Но при отсутствии достаточных внешних предпосылок для двухпалатной
структуры наш парламент на этом пути может пройти определенное расстояние
своего внутреннего развития, вызревание, структуризации. Поскольку в ближайшие 5-10 лет предполагается выполнение парламентом
значительного объема работ, практически создание новой системы
законодательства и права, то вероятно, что на протяжении этого времени
будет происходить интенсивное развитие инфраструктуры парламента, широкое
привлечение к законопроектным работам органов исполнительной и судебной
власти, научных учреждений и учебных заведений, важное укрепление
законодательных, информационных, научных и других основ деятельности
парламента. Постоянно действующий характер украинского парламента состоит, в
частности, в том, что народные депутаты избираются к Верховной Раде сроком
на четырех года и осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Верховная Рада, за Конституцией (ст. 82), работает по сессии. Очередные
сессии Верховной Рады начинаются первого вторника злого и первого вторника
сентября каждого года (ст. 83). Новоизбранная Верховная Рада собирается на
первую сессию не более поздний как на тридцатый день после официального
объявления результатов выборов. Если на протяжении тридцати дней любой
очередной сессии пленарные заседания не могут начаться, то Президент может
досрочно прекратить полномочие Верховной Рады. Постоянно действующий характер Верховной Рады и есть одним из живых
результатов реформирования государства, государственной власти, в том числе
законодательной, которое осуществляется от времени провозглашения
независимости Украины. Благодаря этим и многим другим сдвигом Верховная
Рада как органу законодательной власти окончательно превратилась на
парламент, который стал реальным органом законодательной власти. Эти и прочие черты парламента предопределяют присущий лишь нему место в
системе органов государственной власти. Парламент Украины есть приоритетным
органом в системе органов государственной власти Украины, первым среди
равных. Он осуществляет законодательную власть, принимает участие в
формировании органов исполнительной и судебной власти, есть общим
представителем народа и выразителем его воли. Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органами
государственной власти и с субъектами политической системы: политическими
партиями и т.п. Наиболее тесные и многогранные отношения парламента с Президентом. Это
обусловлен их функциями и полномочиями, предусмотренными Конституцией и
законами, системой получений и противовесов один относительно одного и
другими обстоятельствами. Исходным полномочием Верховной Рады в взаимоотношениях с Президентом
есть право парламента назначать выборы Президента в сроки, определенные
Конституцией (ст. 85). Новоизбранный Президент, заслоняя на свой пост,
составляет присягу народу Украины на торжественном заседании Верховной Рады
(ст. 104 Конституции), проявляя тем самым уважение как непосредственно к
народу, так и в парламент Украины. Но главным содержанием взаимоотношений парламента и Президента это сам
ход осуществления своих функций и полномочий. В частности, Верховная Рада заслушивает ежегодные и внеочередные
послания Президента про внутреннее и внешнее положение Украины (ст. 85
Конституции), направляет ново принятые законы Президенту (ст. 94
Конституции); предоставляет в установленному законом сроки согласие на
обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных
договоров Украины, которые укладывает, как правило, Президент. Парламент утверждает указы Президента о введении военного или
чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его регионах, про общую
или частичную мобилизацию, об объявлении отдельных местностей зонами
чрезвычайной экологической ситуации. Видное место в взаимоотношениях Президента с парламентом сядет вопрос
формирования органов государственной власти. Так, парламент предоставляет
согласие на назначение Президентом Премьер-министра, Головы
Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного
имущества, Головы государственного комитета телевидения и радиовещание,
Генерального прокурора Украины, высказывает недоверие Генеральному
прокурору, который имеет следствием его отставку из должности и т.п. Являются случаи, когда роль парламента относительно назначений и других
действий относительно должностных лиц значительно весомая, хотя это
происходит также по представлению Президента, а иногда и без него, как от
назначения или избрание части состава коллегиальных органов государственной
власти и т.п.. В частности, по представлению Президента парламент назначает
на должность и освобождает от должности председателя Национального банка
Украины, назначает на должность и прекращает полномочие Центральной
избирательной комиссии. Широко предусмотренная Конституцией участие парламента в формировании
органов государственной власти на паритетных началах с Президентом и
другими органами государственной власти. В частности, Верховная Рада
назначает треть состава Конституционного Суда; назначает и освобождает
половину состава Совета Национального банка, назначает половину состава
Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещание (ст. 85
Конституции) и т.п. Кроме того, Верховная Рада принимает решение о направлении запроса
к Президенту на требование народного депутата, группы народных депутатов
или комитета Верховной Рады, предварительно поддержанную не менее, как
третью конституционного состава Верховной Рады; имеет право устранить
Президента из поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленному
Конституцией (ст. 111). Многофункциональные отношения Верховной Рады — парламента — с Кабинетом
Министров, которые подконтрольный и подотчетный Верховной Раде (ст. 113
Конституции). Верховная Рада дает согласие на назначение Премьер-министра,
рассматривает и принимает решение относительно одобрения (не одобрение)
программы деятельности Кабинета Министров, осуществляет контроль за его
деятельностью. По предложению не менее чем трети народных депутатов от ее
конституционного состава Верховная Рада может рассмотреть вопрос об
ответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия нему
большинством от конституционного состава Верховной Рады, следствием которой
и есть отставка Кабинета Министров. Важнейшими полномочиями Верховной Рады относительно Кабинета Министров и
других органов исполнительной власти и принятие ею законов об организации и
деятельности органов исполнительной власти, основы государственной службы и
др. Многогранными отношениями Верховной Рады с органами судебной власти. В
частности, Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда,
избирает судий судов общей юрисдикции, предоставляет согласие на назначение
Президентом на должность Генерального прокурора, может высказать недоверие
Генеральному прокурору, который имеет следствием его отставку из должности,
назначает трех представителей к Высшему совету юстиции. Парламент как орган законодательной власти определяет законами Украины
судоустройство, судопроизводство, статус судий, основы судебной экспертизы,
организацию и деятельность прокуратуры. Многогранные взаимодействия парламента с органами правосудия и
прокуратуры в процессе осуществления парламентского контроля, избираются,
назначаются ли утверждаются Верховной Радой, заслушивание и подготовка для
рассмотрения Верховной Радой соответствующих выводов относительно этих
кандидатур; обсуждение кандидатур должностных лиц, назначение которых
соответственно законодательству соглашается с комитетами, подготовка
соответствующих выводов относительно этих лиц; предшествующее рассмотрение
и подготовка выводов и предложений относительно ратификации или денонсации
международных договоров и соглашений, проектов государственных программ
экономического и социально-культурного развития Украины, отчетов про их
выполнение и других вопросов, которые рассматриваются Верховной Радой;
осуществление контроля за соблюдением и реализацией Конституции и законов
Украины, других нормативных актов Верховной Рады, за соответствием
подзаконных актов Конституции, законам Украины, а также изучение
эффективности их применение. При осуществлении законопроектных работ комитет, определенный главным
разработчиком с определенного законопроекта или проекта другого акта
Верховной Рады, обобщает и систематизирует предложения, поправки и выводы
других комитетов и готовит их на рассмотрение Верховной Рады. Комитеты, как и постоянные комиссии, имеют определенные обязанности
прежде всего относительно качественной и своевременной подготовки
законопроектов, выводов и рекомендаций, а также выполнение поручений
Верховной Рады. Верховная Рада в границах своих полномочий может создавать и временные
специальные комиссии для подготовки и предшествующего рассмотрения
вопросов. Для проведения расследования по вопросам, которые представляют
общественный интерес, Верховная Рада может создавать временные следственные
комиссии, если за это проголосовало не меньше трети от конституционного
состава Верховной Рады Украины. Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады, ее
временных специальных и следственных комиссий устанавливается законом. Уполномоченный Верховной Рады из прав человека назначается Верховной
Рада для осуществления парламентского контроля за соблюдением
конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101 Конституции). Счетная палата создается для контроля за использованием средства
Государственного бюджета от лица Верховной Рады (ст.98 Конституции). Для успешного функционирования новых и обновленных структур Верховной
Рады первоочередным есть важное укрепление их правовой базы, в частности:
принятие законов о регламенте, комитетах Верховной Рады, о статусе
народного депутата и других; создание относительно целостной системы
инфраструктуры парламента; широкое привлечение к осуществлению
законодательных, учредительных и контрольных функций Верховной Рады всех
субъектов законодательного, бюджетного, контрольного и учредительного
процесса; обеспечение тесного взаимодействия Верховной Рады и органов с
другими органами государственной власти, органами местного самоуправления и
объединениями граждан. 2. Полномочия Верховной Рады Украины Конституция закрепляет широкие полномочия Верховной Рады Украины,
которые определяют ее место и роль в государстве. Эти полномочия за
сущностью и назначением можно поделить на несколько групп. К важнейшими
полномочиям относится: внесения изменений в Конституцию Украины; принятие
законов; определение основ политики государства и программ общественного
развития; взаимоотношений Верховной Рады и Президента Украины;
формирование других государственных органов; организации административно-
территориального устройства нашей страны; осуществление внешних функций
государства, а также бюджетные и контрольные полномочия. Верховная Рада может рассматривать вопрос о соответствии Кабинета
Министров Украины и принять резолюцию недоверия, которое определяет его
отставку. Вопрос об ответственности Кабинета Министров может быть
рассмотрен по предложению не менее чем 150 народных депутатов Украины
(одной трети от конституционного состава Верховной Рады). Резолюция
недоверия Кабинета Министров Украины считается принятой, если за нее
проголосовало не менее чем 226 народных депутатов, то есть большинство от
конституционного состава Верховной Рады. С целью обеспечения определенной стабильности в работе Кабинета
Министров возможности Верховной Рады относительно рассмотрения вопроса
про его ответственность ограничиваются. Конституция запрещает
рассматривать этот вопрос большее однажды на протяжении одной очередной
сессии, а также на протяжении года после одобрения Программы деятельности
Кабинета Министров. Эти правила являются, в сущности, одним из проявлений
принципа деления власти. Ведь в них наравне с закреплением определенной
формы контроля одной ветви власти над другой (полномочие Верховной Рады
Украины рассматривать вопрос об ответственности Кабинета Министров)
гарантированы ограничения влияния одной ветви власти на другую
(установление определенных условий, за которые этот вопрос может
рассматриваться). К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1) внесение изменений в Конституцию Украины в границах и порядке,
предусмотренных разделом ХІІІ этой Конституции; 2) назначение всеукраинского референдума по вопросам,
определенных статьей 73 Конституции Украины; 3) принятие законов; 4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений
в него; контроль за выполнением Государственного бюджета Украины,
принятие решения относительно отчета про его выполнение; 5) определение основ внутренней и внешней политики; 6)утверждение общегосударственных программ экономического, научно-
технического, социального, национально-культурного развития, охраны
окружающей среды; 7) назначение выборов Президента Украины в сроки,
предусмотренные этой Конституцией; 8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины
про внутреннее и внешнее положение Украины; 9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и
заключение мира, одобрение решения Президента Украины об
использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в
случае вооруженной агрессии против Украины; 10) устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленному статьей 111 Конституции Украины; 11) рассмотрение и принятие решения относительно одобрения
Программы деятельности Кабинета Министров Украины; 12) предоставление согласия на назначение Президентом Украины
Премьер-министра Украины; 13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров
Украины соответственно этой Конституции; 14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов и
экономической помощи иностранным государствам и международным
организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств,
банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных
Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их
использованием; 15) назначение или избрание на должности, увольнение с должности,
предоставление согласия на назначение и увольнение из должностей лиц в
случаях, предусмотренных этой Конституцией; 16) назначение на должности и увольнение с должности Председателя и
других членов Счетной палаты; 17) назначение на должность и освобождение от должности
Уполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека;
заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты
прав и свобод человека в Украине; 18) назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Национального банка Украины по представлению Президента
Украины; 19) назначение и увольнение половины состава Совета
Национального банка Украины; 20) назначение половины состава Национального совета Украины по
вопросам телевидения и радиовещание; 21) назначение на посада и прекращение полномочий членов
Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины; 22) утверждение общей структуры, численности, определение функций
Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других
образованных соответственно законам Украины воинских формирований, а
также Министерства внутренних дел Украины; 23) одобрение решения о предоставлении воинской помощи другим
государствам, о направлении подразделов Вооруженных Сил Украины к
другому государству ли о допуске подразделов вооруженных сил других
государств на территорию Украины; 24) предоставление согласия на назначение на должности и увольнение
из должностей Президентом Украины Головы Антимонопольного комитета
Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Головы
Государственного комитета телевидения и радиовещание Украины; 25) предоставление согласия на назначение Президентом Украины на
должность Генерального прокурора Украины; высказывание недоверия
Генеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку из
должности; 26) назначение трети состава Конституционного Суда Украины; 27) избрание судий бессрочно; 28) досрочное прекращение полномочий Верховной Рады
Автономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного Суда
Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины;
назначение внеочередных выборов в Верховной Рады Автономно Республики
Крым; 29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границ
районов и мост, отнесение населенных пунктов к категории городов,
наименование и переименование населенных пунктов и районов; 30) назначение очередных и внеочередных выборов в органов местного
самоуправления; 31) утверждение на протяжении двух дней из момента обращения
Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного состояния
в Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичную
мобилизацию, об объявлении отдельных местностей зонами на обычной
экологической ситуации; 32) предоставление в установленный законом срок согласия
на обязательность международных договоров Украины и денонсация
международных договоров Украины; 33) осуществление парламентского контроля в границах, определенных
этой Конституцией; 34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины на
требование народного депутата Украины, группы народных депутатов или
комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не
менее чем одной третью от конституционного состава Верховной Рады
Украины; 35) назначение на посада и освобождение от должности руководителя
аппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украины
и структуры ее аппарата; 36) утверждение перечня объектов права государственной собственности, что не подлежат приватизации; определение правовых основ изъятия объектов
права частной собственности. Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, которые
соответственно Конституции Украины отнесенные к ее ведению. 3. Функции Верховной Рады Украины Верховная Рада осуществляет немало функций и имеет для их реализации
соответствующие полномочия, предусмотренные Конституцией. Определение
парламента как органа законодательной власти обусловленное прежде всего
названием одной из его функций (законодательной функции), которое есть
приоритетной, ведущей, но далеко не единой. Множественность функций парламента не противоречит его природе как
органа законодательной власти. Она обусловленная тем, что парламент, как и
другие органы государственной власти, в присущий ей формах принимает
участие в осуществимые многих функций государства, как объектных,
обусловленных содержанием деятельности государства (политических,
экономических, социальных, культурной, экологической), так и других
функций, в частности "технологических", властных функций (законодательной,
учредительной и т.п.). Главными функциями Верховной Рады есть: 1) законодательная; 2) учредительная (организационная); 3) функция парламентского контроля. 3.1 Законодательная функция К функциям Верховной Рады временами зачисляют также бюджетно-финансовую
и внешнеполитическую функции. Верховная Рада, как правило, осуществляет эти
функции, но они не считаются ее главными функциями. Приоритетной функцией Верховной Рады есть, природная, законодательная. В
общих чертах она состоит в принятии законов, внесении к ним изменений,
признании их такими, что утратили юридическую силу, отмене или в
приостановлении их действия. Составной частью этой функции есть также законо-проектна работа,
внесение законопроектов на рассмотрение Верховной Рады и их обсуждение, а
также издание законов, проведение соответствующих научных исследований, в
частности, из проблем эффективности и развития законодательства, научной
экспертизы законопроектов и т.п. Продолжительное время к законодательной функции Верховной Рады належали
и другие виды законодательной деятельности: принятие Конституции,
официальное толкование законов, их оповещение. Ныне принятие Конституции признанное приоритетным правом народа,
официальное толкование Конституции и законов Украины, соответственно ст.
150 Конституции, осуществляет Конституционный Суд, а подписание законов и
их официальное оповещение — Президент (ст. 94). Приоритетным направлением законодательной функции Верховной Рады есть
внесение изменений в Конституцию в границах и порядке, предусмотренных
разделом XIII Конституции, и принятие законов (ст. 85). Законопроект о внесении изменений в Конституцию может быть
представленный в Верховную Раду Президентом или не менее чем третью
народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады (ст.
154 Конституции). Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины,
кроме раздела І "Общие основы", раздела III "Выборы. Референдумы" и раздела
XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный
большинством от конституционного состава Верховной Рады, считается
принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады за него
проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава Верховной
Рады. Порядок внесения изменений в разделы І, III и XIII Конституции
значительно более сложный, поскольку эти разделы касаются основ
конституционного порядка и стабильности самой Конституции. Соответственно
ст. 156 Конституции, законопроект о внесении изменений в разделы І, III и
XIII подается в Верховную Раду Президентом или не менее чем двумя третями
от конституционного состава Верховной Рады и, при условии его принятия не
менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады,
утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом. Законопроект о внесении изменений в Конституцию, что рассматривался
Верховной Радой и не был принятый, может быть представленный в Верховную
Раду не менее чем через год от дня принятия такого решения относительно
данного законопроекта. С целью обеспечения стабильности Конституции Верховная Рада на
протяжении срока своих полномочий не может дважды изменять одни и одни и те
же положения Конституции (ст. 158). Основным содержанием законодательной функции Верховной Рады есть,
конечно, принятие законов. Из содержания Конституции вытекает, что Верховная Рада может принимать
закон по любому вопросу за исключением тех, которые решаются исключительно
всеукраинским референдумом. Тем не менее Конституцией предполагается круг
вопросов, которые решаются исключительно законами Украины. Согласно с ст.
92 Конституции, исключительно законами Украины определяются, в частности:
права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод;
основные обязанности гражданина; гражданство; правосубъектность граждан,
статус иностранцев и лиц без гражданства; права коренных народов и
национальных меньшинств; порядок применения языков. Основную группу
вопросов исключительно законодательного регулирования составляют
экологические, социальные, культурные и экономические вопросы. Так,
исключительно законами Украины определяются: основы использование
естественных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны,
континентального шельфа, освоение космического просторную, организации и
эксплуатации энергосистем, транспорта и связи; основы социальной защиты,
формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирование правд и
занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства;
воспитание, образования, культуры и здравоохранения; экологической
безопасности; правовой режим собственности; правовые основы и гарантии
предпринимательства;
правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; основы внешнего
сношения, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; основы
регулирование демографических и миграционных процессов. Исключительно законами определяются основы политической системы,
организация и деятельность органов государственной власти и местного
самоуправления, в частности; основы образование и деятельности политических
партий, других объединений граждан, средств информации; организация и
порядок проведения выборов и референдумов; организация и порядок
деятельности Верховной Рады, статус народных депутатов; организация и
деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы,
организации государственной статистики и информатики; судоустройство,
судопроизводство, статус судий, основы судебной экспертизы, организация и
деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, органов и
учреждений выполнения наказаний; основы организации и деятельности
адвокатуры. Исключительно законами определяются также территориальное устройство
Украины; основы местного самоуправления; статус столицы Украины;
специальный статус других мост; правовой режим государственной границы;
основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил и обеспечения
общественного порядка; правовой режим военного и чрезвычайного состояния,
зон чрезвычайной экологической ситуации. Традиционным есть законодательное определение основ гражданско-правовой
ответственности; действий, которые являются преступлениями,
административными или дисциплинарными правонарушениями и ответственность за
них.
Кроме него, исключительно законами устанавливаются:
Государственный бюджет и бюджетная система Украины; система
налогообложения, налоги и сборы; основы создание и функционирование
финансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, статус
национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории
Украины; порядок образования и погашение внутреннего и внешнего долга;
порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и т.п..
Законами устанавливаются также порядок использования и защиты
государственных символов; воинские звания, дипломатические ранги и прочие
специальные звания; государственные награды; государственные праздники;
единицы веса, меры и времени, порядок установления государственных
стандартов; порядок образования и функционирование свободных и других
специальных зон, которые имеют экономический или миграционный режим,
отличный от общего, и объявляется амнистия (ст. 92 Конституции). 3.2 Учредительная функция Другой, не менее важной, функцией Верховной Рады среди ее главных
функций и есть учредительная (организационная) функция. Приоритетными
направлениями деятельности парламента по осуществлению этой функции есть,
конечно, формирование или участие в формировании органов исполнительной и
судебной власти, а также формирование собственных, парламентских структур;
назначение или избрание на должности, увольнение с должностей,
предоставление согласия на назначение и увольнение с должностей лиц других
органов государственной власти и государственных организаций, содействие
формированию органов местного самоуправления; решение вопросов, которые
касаются других элементов (атрибутов) механизма государства:
территориального устройства, Вооруженных Сил и других составных механизма
государства. Таким образом, основными направлениями деятельности Верховной Рады по
осуществлению учредительной функции есть: 1) участие в формировании органов исполнительной власти; 2) формирование органов судебной власти; 3) создание парламентских структур; 4) участие в формировании других органов государственной власти и
государственных организаций; 5) решение вопросов территориального устройства Украины и обеспечения
формирования органов местного самоуправления. Приоритетным направлением учредительной функции парламента это
назначение выборов Президента в сроки, предусмотренные Конституцией.
Избрание Президента, соответственно ст. 103 Конституции, осуществляется
гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права
путем тайного голосования сроком на пять лет. Роль парламента в формировании органов исполнительной власти за
действующей Конституцией существенным образом изменилась, но он не смещен
от этого направления процесса. Верховная Рада решает, в частности, вопрос о
предоставлении согласия на назначение Президентом Премьер-министра, может
принять резолюцию недоверия Кабинетных Министров, которая имеет следствием
отставку Кабинета Министров (ст. 87, 115 Конституции), рассматривает и
принимает решение относительно одобрения программы деятельности Кабинета
Министров; решает вопрос о предоставлении согласия на назначение на посада
и освобождение от должности Президентом Головы Антимонопольного комитета.
Председателя Фонда государственного имущества; Головы Государственного
комитета телевидения и радиовещание. Верховная Рада осуществляет также немало учредительных функций по
формированию собственных, парламентских органов и других структур, которые
осуществляют не только внутринепарламентские, а и общегосударственные
функции. В частности, Верховная Рада назначает по посаду и освобождает от
должности Уполномоченного Верховной Рады из прав человека; назначает на
должности и освобождает из должностей председателя и другому члены Счетной
палаты; избирает с своего состава Председателя Верховной Рады, первого
заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады и отзовет их;
утверждает перечень комитетов Верховной Рады, избирает председателей этих
комитетов; создает временные специальные и временные следственные комиссии,
назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата
Верховной Совета Украины, утверждает структуру этого аппарата. Важное место в учредительной деятельности Верховной Рады имеет
формирование, рядом с органами законодательной, исполнительной и судебной
власти, других органов государственной власти и государственных
организаций. В частности, Верховная Рада назначает на должность и
прекращает полномочие членов Центральной избирательной комиссии по
представлению Президента Украины; назначает половину состава Национального
совета Украины по вопросам телевидения и радиовещание, которая есть
вневедомственным органом государственной власти; назначает на должность и
освобождает от должности председателя Национального банка Украины по
представлению Президента Украины; назначает и освобождает половину состава
Совета Национального банка Украины. Рядом с этими видами (учредительной) деятельности Верховная Рада
утверждает соответственно Конституции (п. 22 ст. 85) общую структуру,
численность и определяет функции Вооруженных Сил, Службы безопасности,
других образованных соответственно законам Украины воинских формирований, а
также Министерства внутренних дел. Многогранные (учредительные) функции Верховной Рады и в сфере
территориального устройства и местного самоуправления. К полномочиям
Верховной Рады Украины в этой сфере належат, в частности, образование и
ликвидация районов, установление и изменение границ районов и мост,
зачисление населенных пунктов к категории городов, наименование и
переименование населенных пунктов и районов. Другие важнейшие вопросы
территориального устройства общегосударственного и местного значения
решаются референдумами. Соответственно ст. 73, 85 Конституции Украины исключительно
всеукраинским референдумом решается вопрос об изменении территории Украины,
которая назначает Верховный Совет Украины. Кроме того, Верховная Рада принимает законы про: территориальное
устройство Украины, правовой режим государственной границы, статус столицы
Украины и специальный статус других мост. Верховная Рада имеет право досрочно прекращать полномочие Верховной Рады
Автономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного Суда Украины
о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначать
внеочередные выборы в Верховной Рады Автономной Республики Крым Важными полномочиями Верховной Рады в области местного самоуправления
есть назначение очередных и внеочередных выборов в органов местного
самоуправления и принятия законов об основах местного самоуправления. Многогранной по смыслу и формами есть бюджетно-финансовая деятельность
Верховной Рады. ее место в системе функций Верховной Рады определяется не
однозначно: она считается как одной из основных функций Верховной Рады, так
и составной этих функций. Верховная Рада Украины утверждает законом Государственный бюджет и
вносит в соответствующей форме к нему изменения, осуществляет контроль за
выполнением Государственного бюджета Украины, принимает решение
относительно отчета про его выполнение (ст. 85 Конституции). Соответственно Конституции (ст. 95) бюджетная система Украины строится
на основах справедливого и непредупредительного распределения общественного
богатства между гражданами и территориальными общинами. Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются
любые расходы государства на обще общественные потребности, размер и
целевое назначение этих расходов. Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины. Рядом с
Государственным бюджетом и бюджетной системой Верховная Рада устанавливает
денежную единицу Украины, которой за Конституцией (ст. 99) есть гривна. Поскольку Государственный бюджет, бюджетная система и денежная единица
Украины есть органическими атрибутами государства, то деятельность,
связанная с их установлением (введением, утверждением), объективно есть
составной частью создания государства, то есть учредительной функции
Верховной Рады. Многогранность и значительный объем бюджетно-финансовой деятельности
предопределяют и могут предопределять зачисление ее к самостоятельной
основной функции Верховной Рады, но объективно эта деятельность есть
органической составной частью ее учредительной, а также законодательной и
контрольной функций. 3.3 Парламенський контроль Важное место в деятельности Верховной Рады Украины, как и парламентов
других стран, сядет парламентский контроль. Контрольная деятельность
парламента довольно многогранная. Если учредительная деятельность, за
действующей Конституцией, в значительной мере отошла от Верховной Рады к
Президенту как глава государства, в особенности относительно формирования
органов исполнительной власти, то традиционная ее функция — функция
парламентского контроля не только осталась, а и определенной мерой
обогатилась. Основными направлениями контрольной деятельности Верховной Рады есть: 1) контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; 2) парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод
человека и гражданина и их защита; 3) бюджетно-финансовый контроль; 4) принятие Верховной Радой решения о направлении запроса к Президенту
Украины; 5) запрос народного депутата Украины на сессии Верховной Рады; 6) парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; 7) осуществление парламентского контроля по отдельным вопросам
непосредственно или через временные специальные и временные следственные
комиссии. Одним из приоритетных направлений парламентского контроля есть контроль
за деятельностью Кабинета Министров, которые подконтрольный и подотчетный
Верховной Раде. Это обусловлен функциями и полномочиями Кабинета Министров
как вышестоящего органа в системе органов исполнительной власти.
Соответственно ст. 116 Конституции Кабинет Министров обеспечивает
государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины,
осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение
Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. Основной формой парламентского контроля за деятельностью Кабинета
Министров Украины есть рассмотрение и заслушивание отчетов Кабинета
Министров о своей деятельности. Одними из важнейших направлений деятельности Верховной Рады по
осуществлению парламентского контроля есть бюджетно-финансовый контроль и
контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и
гражданина. Соответственно ст. 9 Конституции контроль за использованием
средства Государственного бюджета Украины от лица Верховной Рады
осуществляет Счетная палата. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод
человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины из
прав человека. Одной из основных традиционных форм парламентского контроля являются
запросы — парламентские и депутатские- В частности, соответственно
Конституции Украины (ст. 85) Верховная Рада может принять решение о
направлении запроса к Президенту на требование народного депутата, группы
народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно
поддержанную не менее чем третью конституционного состава Верховной Рады. Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады обратиться
с запросом к органам Верховной Рады, Кабинета Министров, руководителей
других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а
также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных
на территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности. При
этом руководители органов государственной власти и органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязанные сообщить
народного депутата Украины о результатах рассмотрения его заявления (ст. 86
Конституции). Рядом с законодательной, учредительной и контрольной функциями, как
главными функциями парламента. Верховная Рада Украины, как и парламенты
многих стран, осуществляет и немало других функций. Это прежде всего
функции, аналогичные функциям государства, в частности, из числа объектных
функций, то есть тех, что опосредствуют содержание деятельности
государства. Поскольку эти функции государства осуществляют органы государственной
власти, в том числе законодательной, то, всем этим органам государственной
власти или по крайней мере их подавляющему большинству присущий функции,
аналогичные основным объективным функциям государства. В частности, Верховная Рада как органу законодательной власти
осуществляет среди внутренних функций: политические, экономические,
социальную, культурную и экологическую функции, а среди внешних —
оборонительные, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и прочие внешние
функции. Не все из этих функций и соответствующих полномочий Верховной Рады
закреплено в Конституции и законах Украины достаточно системно, но в целом
они имеют нормативно-правовое закрепление, прежде всего конституционное. О политической функции Верховной Рады свидетельствуют, в частности,
такие ее полномочие, предусмотренные Конституцией Украины, как: 1)
определение основ внутренней и внешней политики; 2) заслушивание ежегодных
и внеочередных посланий Президента про внутреннее и внешнее положение
Украины; 3) рассмотрение и принятие решения относительно одобрения
программы деятельности Кабинета Министров (ст. 85 Конституции) О наличии у Верховной Рады экономической, социальной, культурной и
других соответствующих внутренних функций свидетельствуют такие ее
полномочие, как: 1) утверждение общегосударственных программ
экономического, научно-технического, социального, национально-культурного
развития и окружающей среды; 2) утверждение перечня объектов права
государственной собственности, которые не подлежат приватизации;
определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности; 3)
принятие соответствующих законов, в частности, о правовом режиме
собственности; правовые основы и гарантии предпринимательства; правила
конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; из основ социальной
защиты, о формах и видах пенсионного обеспечения; основы регулирование
работы и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства;
воспитание, образования, культуры и здравоохранения, экологической
безопасности (ст. 85 Конституции). О внешних функциях Верховной Рады свидетельствуют такие ее полномочие,
как предоставление Верховной Радой в установленный законом срок согласия на
обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных
договоров Украины; утверждение на протяжении двух дней из момента обращения
Президента Украины указов о внедрении военного или чрезвычайного состояния
в Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичную
мобилизацию; объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной
экологической ситуации; одобрение решения о предоставлении воинской помощи
другим государствам, направление подразделов Вооруженных Сил Украины к
другому государству ли о допуске подразделов Вооруженных Сил других
государств на территорию Украины. Подтверждением наличия у Верховной Рады соответствующих внешних функций
есть его законодательные полномочия относительно основ внешнего сношения,
внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; относительно основ
национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины;
относительно правового режима военного и чрезвычайного состояния, которые
определяются исключительно законами Украины. 4. Основные формы деятельности Верховной Рады Украины В становлении парламентаризма почти каждой страны одним из самых
сложных, продолжительных и тяжелейших есть установление определенной
системы, порядка в работе ее парламента. Это обусловлен многими факторами:
содержанием и формами его работы, составом и структурой, статусом и даже
личными чертами парламентариев. Первоочередное значение в установлении порядка работы парламента имеет
его нормативно-правовое определение. Порядок работы Верховной Рады, а также
ее органов и должностных лиц определяется Конституцией, Регламентом
Верховной Рады, а в дальнейшем Законом о Регламенте Верховной Рады,
законами Украины о комитетах Верховной Рады, о статусе народного депутата,
другими законодательными актами. Соответственно этих правовых актов
основными организационными (организационно-правовыми) формами работы
Верховной Рады есть ее сессии и заседание. Верховная Рада, отмечается в действующей Конституции, работает по сессии
(ст. 82). Сессии Верховной Рады Украины делятся на очередные и
внеочередные. Очередные сессии Верховной Рады начинаются первого вторника
злого и первого вторника сентября. В связи с такой конституционной
определенностью начала работы парламента очередные сессии не созывают. Внеочередные сессии Верховной Рады с указанием повестки дня созывают
Председателем Верховной Рады на требование не менее чем трети народных
депутатов от конституционного состава Верховной Рады или на требование
Президента. В случае внедрения военного или чрезвычайного состояния в
Украине Верховная Рада собирается в двухдневный срок без созыва (ст. 83
Конституции). В случае окончания срока полномочий Верховной Рады во время военного или
чрезвычайного состояния его полномочия длятся к дню первого заседания
первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или
чрезвычайного состояния. Проекты законов, постановлений и прочие документы распространяются среди
депутатов во время их регистрации. Повестку дня очередной сессии Верховной Рады утверждается на каждую
очередную сессию. Этот документ включает, как правило, два раздела: у
первый — вопроса, полностью подготовленные для включения в рассмотрение на
пленарных заседаниях; второй — вопрос, подготовку и доработку которых
Верховная Рада поручает осуществить комитетам, временным комиссиям или
соответствующим органам или лицам. Решение об изменении или включение вопросов из утвержденного в целой
повестки дня сессии принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов от
конституционного состава Верховной Рады. В случае, если из указанного
вопроса есть предложение согласительного совета депутатских фракций, групп,
решение относительно нее принимается без обсуждения большинством голосов
депутатов от конституционного состава. Заседание Верховной Рады делятся на пленарные, т.е. общие, и заседание
ее органов (комитетов и т.п.). Заседание Верховной Рады происходят, как правило, открыто. Закрытое
заседание происходит по решению большинства от конституционного состава
Верховной Рады (ст. 84 Конституции). Основным видом заседаний и тем самым
приоритетной организационной формой их работы являются пленарные заседания. Соответственно Конституции (ст. 84) решение Верховной Рады принимаются
исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. Выводы Сегодня в Украине полным ходом идет развитие правовой, демократической,
социально-ориентированной государства. С этой целью постоянно принимаются
новые законы, выдаются постановления и розпорядженния, которые направлены
на урегулирование новых экономических политических и других отношений, а
также на укрепление государственности и суверенитета Украины,
усовершенствования государственной власти. Понятно, что в системе власти наиболее впечатлительной и
малоэффективной есть исполнительная власть, главным назначением и основной
функцией которой есть реализация принятых решений. Даже хороший,
совершенный закон ничего не достойный, если он не выполняется или
выполняется лишь бы как. До недавнего времени наша наука, в том числе и наука конституционного
права, активно возражала необходимость признания и внедрение в жизни
принципа «распределения властей», и, соответственно, института
президентства, которые считалось «вредными и бесперспективными для
советской демократии, чужими и вражескими передовой социалистической
форме народовластия». Hе последнюю роль в «отказе права на жизнь»
президентства сыграла теория объединения законодательной и исполнительной власти в деятельности механизма властвование. Отвергая буржуазный парламентаризм, основатели молодого Советского
государства отвергнули ту самую теорию и практику распределения властей,
которое, по их мнению, выполняла социальный заказ господствующей буржуазии, обеспечивала эксплуатацию широких масс трудящихся. Другими словами жизни удостоверило: 1) непригодность и даже вредность теории «объединение властей», «одно-
властного правления»; 2) необходимость распределения властей как единственно возможной формы
организации деятельности верховных властных структур. Я считаю, что путь реформ, которые выбрала наша страна приведет нас к
созданию действительно правовой, демократической, социальноориентованой и
экономично процветающего государства. Список использованной литературы: 1. Конституционное право Украины /Под ред. В. В. Копейчиков. – Киев: Юринком, 1998 2. Конституционное право Украины /за ред. док. юр. наук проф. В. Ф. Погорилка. – Киев: Наук. мысль, 1999 3. Общая теория государства и права / за ред. В. В. Копейчиков. – Киев: Юринком, 1998 4. Марченко «Общая теория государства и права» 1992. 5. Карельский «Теория государства и право» 1993г. 6. Шемеченко «Проблеми розбудови Української держави» 1997р. 7. Жуковський А., Субтельний О. Нарис історії України. – Львів: Вид-во Наук. Т-ва ім. Т.Шевченка у Львові, 1992. – 230с. 8. Коментар до Конституції України: Наук.-популярне видання. – К.: Ін- т законодавства Верховної Ради України, 1996. – 376с. 9. Конституція незалежної України: Кн. 1: Документи, коментарі, статті. – К.: Укр. правнича фундація, 1995. – 380 с. 10. Правознавство /Навчальний посібник/ Київ Юрінком Інтер 1998 11. Алексеев С.С. “Теория права” М. 1994г. 12. Карельский “Теория государства и право” 1992г.
|