Культурные ценности как правовая категория
Культурные ценности как правовая категория
Чудинов А.И.
Россия
встала на путь перемен, на путь позитивного развития. Глубинные политические и
экономические реформы, происходящие в России в течении последних 15 лет
свидетельствуют о явном намерении воплотить в жизнь конституционные положения о
правовом демократическом государстве. Важным аспектом таких преобразований
являются изменения в сфере культуры, поскольку они служат залогом продвижения
российского народа на пути создания нового общества. Новыми можно назвать такие
принципы культурной политики как общедоступность культурных ценностей,
обязательность для каждого заботиться о сохранении культурного и исторического
наследия, отказ от государственного монополизма. Реализация этих принципов
обуславливает необходимость формирования эффективных правовых механизмов охраны
культурных ценностей в условиях многообразия форм собственности,
многосубъектности системы управления в сфере культуры, множественности
источников финансирования.
Особую
актуальность и остроту правовая защита, сохранения культурных ценностей
приобретает в свете международной ситуации, сложившейся вокруг рассматриваемых
объектов и оцениваемой как чрезвычайная и требующая срочных адекватных мер.
Начиная с 60-х годов нашего столетия во многих странах мира преступные
посягательства на исторические, научные, художественные и культурные ценности
получили беспрецедентное распространение, выйдя на второе место после
контрабанды и перепродажи наркотиков. В мире ежедневно похищается 450-500
произведений живописи, предметов религиозного культа, археологических
ценностей, других произведений и памятников культуры разных эпох и народов на
сумму в несколько миллиардов долларов. Так, во Франции с 1954 года бесследно
исчезло 12 тысяч произведений искусства, в Италии - 40 тыс. К настоящему
времени в России остаются не разысканными более 20 тыс. произведений искусства
и культовых предметов различных конфессий. В Западной Европе действуют около 50
преступных группировок, которые занимаются криминальным бизнесом антикварных
ценностей государств СНГ. Только в 1998 г. в России при попытке контрабандного
вывоза задержано 7,5 тыс. предметов антиквариата и искусства, общая стоимость
которых составляет 26 % стоимости всех предметов контрабанды в неторговом
обороте. Таким образом, вопросы правовой защиты культурных ценностей носят
исключительно важный характер не только в Российской Федерации, но и во всем
мире.
Нужно
отметить, что значительной преградой на пути к эффективному выполнению
вышеуказанной задачи является отсутствие универсального определения понятия
"культурных ценностей" как в нормативных актах Российской Федерации,
так и в международных документах. Отсутствует также однообразный подход к этому
понятию в научных исследованиях. Обилие таких определений как "памятники
истории и культуры", "предметы и документы, имеющие особую
историческую, научную, художественную или культурную ценность",
"особо ценные объекты или памятники общегосударственного значения"
создают определенные сложности в их правовой охране.
В
настоящее время правовой охране культурных ценностей посвящено множество
нормативных правовых актов, как международного, так и внутригосударственного
характера. Только в современном международном праве насчитывается более 60
специальных правовых актов универсального и регионального характера,
регламентирующих отношения в сфере выявления, сохранения, охраны и
популяризации объектов культурного наследия. Общеизвестно, что объектом охраны
в международном праве являются все культурные ценности в самом широком смысле
этого понятия. Но практически каждый правовой акт содержит свое определение,
которое используется в рамках этого документа исходя из конкретных целей и
задач. Перечислим наиболее известные документы:
1
.Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта,
принятая 14 мая 1954 года (далее -Конвенция 1954г.)
2.Рекомендации
о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза
и передачи права собственности на культурные ценности, принятые 13 ноября 1964
года (далее - Рекомендации 1964г.)
3.Конвенция
о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза
и передачи права собственности на культурные ценности, принятая 14 ноября 1970
года (далее - Конвенция 1970г.)
4.Рекомендация
об охране движимых культурных ценностей, принятая 28 ноября 1078 года (далее -
Рекомендация 1978г.)
5.Рекомендация
об охране и сохранении движущихся изображений, принятая 27 октября 1980 года
(далее - Рекомендация 1980г.)
6.Конвенция
ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям,
подписанная 24 июня 1995 года (далее -Конвенция ЮНИДРУА 1995г.)
7.На
региональном уровне - Постановление ЕЭС N 3911/92 Совета Европейских Сообществ
от 9 ноября 1992 года о вывозе культурных ценностей (далее - Постановление ЕЭС
N 3911/92)
Наиболее
универсальное определение культурных ценностей содержится в ст. 1 Конвенции об
охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.:
а)
Ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного
наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или
истории, религиозные или светские, археологические месторасположения,
архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический
или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие
предметы художественного , исторического или археологического значения, а также
научные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных
выше;
б)
здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или
экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте, такие как
музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные
для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей,
указанных в пункте;
с)
центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей,
указанных в пункте (а) и (б), так называемые "центры сосредоточения
культурных ценностей".
Данное
определение носит наиболее общий и абстрактный характер. В нем дается лишь один
критерий отнесения предмета к категории культурных ценностей - "большое
значение для культурного наследия каждого народа", и перечисляются
возможные виды культурных ценностей.
Право
определения значимости объекта для народного наследия остается за каждым
отдельным государством, что лишает понятие культурной ценности характера
общемировой, всеобщей значимости.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/
|