Конституция Болгарии (Контрольная)
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ивановский государственный университет Юридический факультет Кафедра государственного права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ БОЛГАРИИ Выполнил:студент 4 курса второго года обучения заочного коммерческого отделения Жаров Николай Борисович Проверил: Иваново, 1997 ПЛАН 1. Основы государственного строя по Конституции Болгарии 2. Парламент 3. Президент 4. Конституционный Суд Конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным
Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив таким образом
болгарскую Конституцию 1971 года. Конституция Республики Болгария состоит из краткой преамбулы и десяти
глав, включающих 169 статей, а также имеет особый раздел “Переходные и
заключительные постановления”. Структуру Конституции можно охарактеризовать
как переходную; только место прежних первых глав, посвященных общественно-
политическому и общественно-экономическому устройству, занимает глава
первая “Основные начала”. Вторая глава определяет конституционный статус
граждан республики. В шести следующих главах (с третьей по восьмую)
объединены нормы, регламентирующие формирование, статус, компетенцию и
порядок деятельности органов государства. Девятая глава регулирует условия
и порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также принятие
новой конституции, в десятой главе содержатся нормы о символах государства
(гербе, печати, флаге, гимне, столице)[1]. Статья 5[2] устанавливает, что Конституция является верховным законом,
и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеют
непосредственное действие. 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ[3] Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария является
республикой с парламентарным правлением (ст. 1-1), что она - правовое
государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны
(ст. 4-1). Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Вся
государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им
непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции.
Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в
выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании (ст.10). Никакая часть народа, политическая партия или другая организация,
государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить
осуществление народного суверенитета” (ст. 1). Конституцией провозглашается принцип разделения властей:
“Государственная власть в республике подразделяется на законодательную,
исполнительную и судебную” (ст. 8). Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные
территориальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие в
республике местного самоуправления. Конституция устанавливает ( ст. 11) принцип политического плюрализма в
организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна
политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как
государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан.
Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические
цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим
партиям (ст. 12). Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной
инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности -
частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право
собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17). Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и
нормами международного права. Ее основными целями являются национальная
безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и
свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого
международного порядка( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в
конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего
права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего
законодательства, которые им противоречат( ст. 5-4). Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых
основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6
провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и
правах. Все граждане равны перед законом. Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии,
кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2). Конституцией признаются и гарантируются личные, политические,
экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное
обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст.
30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность
жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения
- ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36
(является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора
вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова -
ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41;
избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание
объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в
государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание
детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на
забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь,
на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на
пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на
здоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст.
56. Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57). Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и
исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также
в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях
(ст.58-61). 2. ПАРЛАМЕНТ Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240
депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего,
равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4
года. Народное собрание является постоянно действующим органом
законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74). Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе
Конституции и принятого им регламента (ст.73). Народным представителем может быть избран дееспособный человек,
достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением
лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65). Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного
представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители
представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим
императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя
министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает
свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке
(ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают
вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской
неприкосновенностью (ст. 70). Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя.
Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации
деятельности Собрания (ст. 77). Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и
временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного
Собрания и осуществляют от его имение парламентский контроль. Временные
комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79). Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей
из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных
полномочий. Народное Собрание Болгарии: принимает, дополняет и изменяет законы; принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает
Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета; устанавливает налоги и определяет их размер; назначает выборы Президента республики; принимает решение о проведении национального референдума; избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его
предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по
предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству; создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению
председателя Совета министров; избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и
других учреждений, определенных законом; дает согласие на заключение договоров о государственных займах; ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные
договоры; решает вопросы об объявлении войны и заключении мира; разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за
пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны
или прохождение через нее; объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны
или на ее части по предложению президента или Совета министров; объявляет амнистию; учреждает ордена и медали; устанавливает официальные праздники. Правом законодательной инициативы обладает каждый народный
представитель и Совет министров (ст. 87). Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как
правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от
присутствующих на заседании депутатов (ст. 81). Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15
дней со дня принятия. 3. ПРЕЗИДЕНТ[4] Президент Республики Болгария является главой государства. Он
олицетворяет единство нации и представляет государство в международных
отношениях (ст. 92). Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по
рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного
представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2). Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом
предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-
1). Президент не может быть народным представителем и исполнять другую
государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в
руководстве политической партии (ст. 95-1). Наряду с президентом избирается вице-президент. Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101). Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае
длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого
заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения
Конституции (ст. 103-1). Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны
быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст.
102-2). Президент обладает несколькими группами полномочий. Полномочия Президента в отношении парламента: назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого
Народного Собрания (ст. 106-3); может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-
3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75); распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия
формируемому правительству (ст. 99-5); направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2); имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3). Полномочия Президента в отношении правительства: организует формирование правительства (ст. 99); в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает
служебное (временное) правительство (ст. 99-5). Полномочия Президента во внешней политике: представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1); в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры
(ст. 98-3); по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических
представителей и принимает верительные грамоты от представителей других
государств (ст. 98-6). Полномочия Президента в военной сфере: является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1),
председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-
3); по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4); по предложению Совета министров назначает и освобождает высший
командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания; объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим
утверждением Народным Собранием (ст. 100-5). Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих
лиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства,
осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия. 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД[5] Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарии
является одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другие
нормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991
года Народным Собранием принят закон о конституционном суде. Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией,
в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут. Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспечении
верховенства конституции. Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимает
самостоятельное место среди высших государственных институтов. Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственно
Народным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховных
кассационного и административного судов на срок 9 лет. Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляется
через каждые три года от каждой квоты. К компетенции суда относится (ст. 149): обязательное толкование Конституции); принятие решений по ходатайствам об установлении
противоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также
актов Президента; решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом,
Советом министров, а также между органами местного самоуправления и
центральными исполнительными органами; дача заключений о соответствии Конституции заключенных Республикой
Болгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствии
законов общепринятым нормам международного права и международным договорам,
по которым Болгария является стороной; вынесение решений по спорам о конституционности политических партий и
объединений; разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента; установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента и
вице-президента прекращаются раньше срока; дача заключения о законности избрания депутатов парламента; установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатских
функций с осуществлением других функций; вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием в
адрес президента и вице-президента; лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установление
фактической невозможности или несовместимости исполнения им своих
обязанностей. Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов с
перевесом минимум в 7 голосов. Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны для
всех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни одно
решение Суда не может быть отменено или приостановлено. ЛИТЕРАТУРА Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение,
1992, № 1 Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1 Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран
Восточной Европы// Государство и право, 1992, № 6 Лаки К. Сводная таблица президентских полномочий в странах Восточной
Европы// Конституционное право: восточно-европейское обозрение, 1993, № 4 -
1994, № 1 Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд в Болгарии// Государство и
право, 1993, № 9 -----------------------
[1] См.: Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, №
1, с. 81
[2] Здесь и далее ссылки на Конституцию делаются по: Конституция Республики
Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98
[3] При написании этого раздела использована ст.: Ильинский И.П. Основные
тенденции конституционного развития стран Восточной Европы// Государство и
право, 1992, № 6, с.126-133
[4] При написании этого раздела использована ст.: Лаки К. Сводная таблица
президентских полномочий в странах Восточной Европы// Конституционное
право:Восточно-европейское обозрение. 1993, № 4 - 1994, № 1.
[5] При написании этого раздела использована ст.: Неновски Н., Жабинска М.
Конституционный Суд в Болгарии// Государство и право, 1993, № 9, с. 74-79
|