Компетенция таможенных органов в области валютного контроля
Компетенция таможенных органов в области валютного
контроля
Российская Правовая Академия, Калужский филиал
Калуга, 2004 г.
Введение
Либерализация
внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок
практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства
проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы,
размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц,
исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты
указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы
не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от
финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом,
сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой
лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление
внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины
существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России
не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Цель
данной работы определить, что входит в компетенцию таможенных органов в области
валютного контроля в Российской Федерации.
Глава 1. Основные понятия
В
данной главе даётся определение понятий необходимых для понимания при написании
данной работы. Для большей наглядности глава разбита на пункты.
1.1. Валюта Российской Федерации
а)
находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения, но
подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов, банкнот Центрального банка
Российской Федерации и монеты;
б)
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской
Федерации;
в)
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами
Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством
Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с
соответствующими органами иностранного государства об использовании на
территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного
платежного средства.
1.2. Иностранная валюта
а)
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в
обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем
иностранном государстве или группе государств, а так же изъятые или изымаемые
из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б)
средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных
денежных или расчетных единицах.
1.3. Валютные ценности
а)
иностранная валюта;
б)
ценные бумаги в иностранной валюте;
в)
драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других
бытовых изделий, а также лома этих изделий;
г)
природные драгоценные камни, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других
бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона РФ "О
валютном регулировании и валютном контроле").
1.4. Валютные операции
Понятие
валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном регулировании. К
валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные с переходом права
собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в
качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую Федерацию и из нее валютных
ценностей; осуществление международных денежных переводов. Таким образом,
предварительная оплата по внешнеторговому контракту однозначно должна
квалифицироваться как валютная операция, связанная с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты.
Операции
с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на
текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Глава 2. Таможенный контроль
Наряду
с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей
таможенные органы осуществляют также документальный контроль за валютными
операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и
транспортных средств.
2.1. Проведение таможенного контроля
В
связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются
правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с
осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения,
справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы,
свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не
производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного
с нарушениями установленных требований, а также другими правами,
предусмотренными российским законодательством.
Таможенные
органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:
не
производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных
документов, необходимых для валютного контроля;
осуществлять
в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;
запрашивать
у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных
операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и
транспортных средств.
2.2. Органы таможенного контроля
Распределение
компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными
подразделениями таможенных органов:
таможенным
постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в
структуре таможенного поста), акцизным таможенным постом (отделом таможенного
оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного
таможенного поста);
отделом
таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной стоимости и
валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);
отделом
таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного управления.
Управлением
валютного контроля Государственного таможенного комитета.
2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного
режима
В
ходе осуществления контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической
деятельности (далее – ВЭД) требований валютного и таможенного законодательства
отделом валютного контроля (далее - ОВК) запрашивает у уполномоченных банков,
участников ВЭД и на таможенных постах документы, необходимые для осуществления
данного контроля (ГТД, ПС, транспортные документы, инвойсы, письма из
уполномоченных банков и другие).
При
подтверждении своевременного и полного зачисления выручки, либо ввозе товаров,
работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании
подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки.
В
случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки; неввоза товаров,
эквивалентных по стоимости переведенным в их оплату средствам, или
неосуществления возврата переведенных ранее в оплату товаров средств; неввоза
товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении
бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования или составляется
протокол об административном правонарушении, ответственность за которое
предусмотрена статьями 15.25 или 16.17 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. Акт проверки, определение о возбуждении дела
об административном правонарушении или протокол об административном
правонарушении вместе с материалами, являющимися поводом и основанием для
возбуждения дела об административном правонарушении, передаются в соответствии
с порядком, предусмотренным, в том числе приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333, для
регистрации в правоохранительный блок таможни, где осуществляются дальнейшие
процессуальные действия по материалам об административном правонарушении.
В
процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений направляет
соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни. Информация о присвоении
номера определению или протоколу об административном правонарушении, о суммах
штрафных санкций, указанных в постановлении по делу об административном
правонарушении, об уплаченных суммах штрафов после получения указанных сведений
в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в
электронные копии КУ и УК и с копиями постановлений по делу об административном
правонарушении передается в ОВК ЦТУ.
ОТР
регистрирует поступившее из ОВК определение или протокол об административном
правонарушении в порядке, определенном соответствующими нормативными
документами ГТК России и приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333. Сотрудники ОТР
принимают материалы к производству и осуществляют в установленном порядке
конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в рамках производства по
делу в части, касающейся незачисления выручки, при выявлении превышения суммы
незачисления свыше 10000-кратного установленного МРОТ, предусмотренного ст. 193
УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела
об административном правонарушении в органы дознания. В процессе производства
при необходимости привлекают сотрудников ОВК для консультаций, а при подготовке
постановления по делам, возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП,
согласовывают с ОВК проект постановления. ОТР информирует ОВК о продлении
производства по делу об административном правонарушении, о соединении дел в
одно производство или направлении материалов в судебные инстанции, а также о
результатах рассмотрения материалов дела в судебной инстанции.
После
завершения производства по делу об административном правонарушении в 3-дневный
срок ОТР направляет копии постановлений по делам в ОВК таможни для формирования
установленной отчетности по валютному контролю .
Заключение
Обеспечение
соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций
является единственной целью валютного контроля.
Необходимо
обратить внимание, что ЦБ РФ, в соответствии со ст.9 НК, не является участником
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Участником таких
отношений из числа органов валютного контроля является только Государственный
таможенный комитет РФ, который, в соответствии с п.2 ст.10 Закона "О
валютном регулировании и валютном контроле", может контролировать
выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством.
Заметим, однако, что на территории РФ ни на кого не может возлагаться
обязанность уплаты налога и сбора в иностранной валюте. Безусловное право (а не
обязанность) уплаты налогов и сборов в иностранной валюте предоставлено лишь
лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. Резидентам же такое право, в
виде отступления от общего правила об исполнении обязанности по уплате налогов
и сборов в валюте РФ, может быть предоставлено федеральными законами (п.3 ст.45
НК). Однако возможности возложения на резидентов обязанности по уплате налога в
иностранной валюте ст.45 НК не предусматривает.
Список литературы
Таможенный
кодекс Российской Федерации. - М.: «ТД ЭЛИТ-2000», 2002.
Комментарий
к таможенному кодексу. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
Комментарий
к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (А.М.
Эрделевский) - М.: Юрид. лит., 2000.
Приказ
МЮТ 392 от 19.08.02 «О введении порядка взаимодействия структурных
подразделений таможни при осуществлении валютного контроля»
|